Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:49, курсовая работа
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Введение
Глава 1. Конкуренция
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Условия возникновения конкуренции и её функции
1.3 Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность
Глава 2. Классификация конкуренции
2.1 Виды конкуренции
2.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2.3 Ценовая и неценовая конкуренция
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по «Маркетингу»
На тему: «Конкуренция: сущность, виды, специфика конкурентной борьбы на разных по типу рынках».
г. Петрозаводск
2010
Введение
Глава 1. Конкуренция
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Условия возникновения конкуренции и её функции
1.3 Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность
Глава 2. Классификация конкуренции
2.1 Виды конкуренции
2.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2.3 Ценовая и неценовая конкуренция
Заключение
Список литературы
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. conurrere – сталкиваться, состязаться).
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.
Тема конкуренции является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто, поэтому понимание конкуренции и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации на разных по типу рынках.
Цель работы: понять, при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, и как она влияет на рынок товаров и услуг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность конкуренции, а также её положительные и отрицательные стороны,
Обозначить основные функции и виды конкуренции;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
Рассмотреть ценовую и неценовую конкуренцию.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
При работы над курсовой была изучена литература по маркетингу, а также ресурсы Интернет. Главным образом данная работа базируется на материалах следующих учебных пособий: « Конкурентная разведка» Е. И. Мозилкина, «Маркетинг» Дж. Эванс, Б Берман, Зубко Н.М., Зубко А. Н. «Экономическая теория» и др.
Надеюсь, что поставленные цели будут достигнуты и мной будет получено много новых сведений о такой, безусловно, интересной теме как «Конкуренция: сущность, виды, специфика конкурентной борьбы на разных по типу рынках».
35
Каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении: труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, налоги и т.д.
Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.
Конкуренция (лат. — сталкиваюсь, соревнуюсь, как экономическая категория) — борьба (в том числе соревнования, столкновенье, взаимодействие) между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей. [1. с.10]
Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Несмотря на то, что понятие конкуренции в экономике сформировалось в древние времена, современный термин «конкуренция» происходит от немецкого «konkurrenz». В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов «concurro/concurencia» обозначали различные явления (с одной стороны слияние и взаимопроникновение, с другой стороны столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для обозначения разных процессов. Возможно, в связи с этим современная конкуренция в западной трактовке рассматривается как соперничество за достижение одной и той же цели, а в восточной – мирное взаимодействие участников рынка в целях поиска собственной рыночной ниши.
Конкуренция обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.
Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества.
Нужно заметить, что конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
Положительные стороны конкуренции:
1. Она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
2. Она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
3. Она в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
1. Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
2. Ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
3. Её следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов;
4. Обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий;
5. Отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). [2. с.132].
А теперь логичным будет рассмотреть условия возникновения конкуренции.
Существует несколько условий возникновения конкуренции.
Первым условием возникновения конкуренции является наличие на рынке большого количества производителей различных товаров и услуг.
Вторым условием возникновения конкуренции считается свобода выбора хозяйственной деятельности производителей. Каждый из них выбирает не только что производить, но и имеет право вносить любые изменения в продукцию, определять ее объем и т.д.
Третьим условием возникновения конкуренции является соответствие между спросом и предложением. Ведь если спрос превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции, существует дефицит, а там, где существует дефицит, там нет конкуренции.
Четвертым условием возникновения конкуренции следует считать наличие рынка средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установление высокой нормы прибыли, которая по сути является ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Однако выбор деятельности показывает только возможность производства. Для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его в средства производства. [3. с.87]
Из вышеприведенных условий вытекают функции конкуренции:
– Регулирующая (Функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. То есть функция заключается в том, что предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность);
– Аллокационная (Функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу);
– Адаптационная (Функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности);
– Инновационная (Функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса);
– Распределительная (Функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Она характеризуется тем, что конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам);
– Контролирующая (Функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Она объясняется тем, что конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия).