Рынок и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:53, доклад

Краткое описание

Цель: Раскрыть и охарактеризовать виды и свойства рынков, понять при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция
Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой, теме мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Поэтому очень много таких ученых как: М. Фридман, Фридрих фон Хайек (1899-1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рыка и конкуренции.

Файлы: 1 файл

Рынок и конкуренция.docx

— 25.29 Кб (Скачать)

Частное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

 

доклад

 

НА ТЕМУ:   рынок и конкуренция

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:  экономика

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Нигматуллин

Дамир Шамильевич

1 курс

 

 

 

 

 

 

_

Результат проверки ______________

Проверил  преподаватель __________

Дата  проверки ___________________

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2012 г.

 

 

Рынок и конкуренция

Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка. Виды и свойства конкуренции. Особенности  конкуренции.

Цель: Раскрыть и охарактеризовать виды и свойства рынков, понять при  каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, как она влияет на рынок товаров и услуг и  вообще нужна ли конкуренция

Тема является актуальной, так как с проблемами, которые  раскрываются в этой, теме мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом  даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге  приведет к увеличению прибыли. Поэтому  очень много таких ученых как: М. Фридман, Фридрих фон Хайек (1899-1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рыка и конкуренции.

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно  и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Возникновение рынка непосредственно  связано с появлением общественного  разделения труда. Уже на заре цивилизации  произошло крупное разделение труда  между земледельческими и скотоводческими  племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация  в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного  производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался  от случайного обмена продуктами труда  первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего  эквивалента стоимости выступают  деньги.

Т. о. рынок -- способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги.

 Совершенно иное мы  наблюдаем при натуральном обмене, бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится к другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.

Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был  связан с розничной торговлей  продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места на площадях и  оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок" приобрело более широкое значени

Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда.

Рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.

Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

  • Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.

Конкуренция обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.

Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о  тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе.

На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.

Рынок, должен обеспечить, в принципе, равные шансы для всех его участников. Поэтому признается право каждого на полную информированность о предложении и спросе, о ценах, спецификации товаров и др. Это позволяет каждому участнику сделать; наилучший выбор среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей возможности сталкивается с еще большими трудностями.

На свободном рынке исключаются  какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными  характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией, и даже реклама здесь не так важна.

Есть разные типы рынков: рынок  чистой конкуренции, рынок монополистической  конкуренции, олигопольный рынок. Ценовая политика продавца во многом зависит от типа рынка.

В условиях рынка чистой конкуренции, когда реализуется однородный за качеством товар (цемент определенной марки, пшеница определенного сорта), цена полностью зависит от соотношения спроса и предложения. Колебания в размере цен очень незначительно. Продавец не может маневрировать ценами (ни повышать, ни снижать). Специальная ценовая стратегия, в сущности, не нужна.

В условиях олигопольного рынка, когда существует небольшое количество продавцов, цена товара в основном зависит от действий конкурентов. Продавец должен четко реагировать на них. Возможности увеличения или уменьшения цен ограниченные.

В условиях рынка чистой монополии, где существует один продавец, цена регулируется монополистом. Однако на таком рынке на цену может влиять государственное регулирование.

Структура и функции рынка

По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены.

В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. Цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цену. Таким образом, покупатель (Своими деньгами как бы "голосует" за увеличение производства нужного ему товара). Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего или руководящего центра.

Основные модели рынка

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

1) полиполия порождает совершенную конкуренцию. Большое количество самостоятельных производителей товара и масса потребителей данного товара. Каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой.

2) олигополия порождает несовершенную конкуренцию. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса.

Монополия является предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей

3) Монопсония (монополия спроса, особый тип несовершенной конкуренции).Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей.

4) Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя  монополия), вообще не является  конкурентной, но также не является и рыночной.

Конкуренция в системе рынка

Конкуренция является важнейшим элементом  рыночной экономики и вместе с  механизмом цен служит необходимым  ее регулятором.

Роль конкуренции состоит как  раз в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка.

Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах. Конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе.

Виды конкуренции

В современной экономической  науке четыре модели рынка и видов конкурентной борьбы:

" Совершенную (чистую) конкуренцию,

" Монополистическую конкуренцию,

" Олигополию,

" Чистую монополию.

 Последние три вида конкуренции объединяются в общее название - "несовершенная конкуренция".

Условия возникновения конкуренции.

  1. наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса.
  2. свобода выбора хозяйственной деятельности производителей. Каждого из них избирает не только что вырабатывать, а и имеет право вносить любые изменения в продукцию, определять ее объем и т.п..
  3. соответствие между тем, что определяет спрос, и тем, что определяет предложение. Если, предположите, спрос превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все выработанные товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где дефицит, там нет свободной конкуренции.
  4. наличие рынка средств производства. Для того чтобы возможность превратилась на действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его на средства производства.

Функции конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

В условиях существования монополий конкуренция не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Очевидно, что чем совершеннее реальный рынок и чем свободнее в нем конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. И наоборот, чем не совершеннее рынок, тем больше он отстает от идеального.

Главной характеристикой  здесь является состояние цен. Если цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать рыночными, ибо именно цены являются регулятором рынка.

Таким образом, важнейшая функция рынка состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через механизм спроса и предложения.

Информация о работе Рынок и конкуренция