Роль конкуренции на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является детальное изучение конкуренции и определение ее взаимосвязи с рынком. Предметом исследования является конкуренция, а объектом – рыночный механизм.
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретических аспектов конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной системе;
изучить положение конкуренции в условиях рыночной экономике в России;
рассмотреть антимонопольное законодательство России;
проанализировать конкуренцию на отраслевом товарном рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и ее применение………………..4
§1. Сущность понятия «конкуренция»…………………………………………….4
§2. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике……………………….8
§3. Антимонопольная политика государства…………………………………….10
Глава 2. Конкуренция в экономике России………………………………………13
§1. Развитие конкурентных отношений в России……………………………….13
§2. Особенности конкуренции в России………………………………………….15
§3. Исследование конкуренции на отраслевом товарном рынке……………….17
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. ельцова. Конкуренция.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и ее применение………………..4

§1. Сущность понятия «конкуренция»…………………………………………….4

§2. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике……………………….8

§3. Антимонопольная политика государства…………………………………….10

Глава 2. Конкуренция в экономике России………………………………………13

§1. Развитие конкурентных отношений в России……………………………….13

§2. Особенности конкуренции в России………………………………………….15

§3. Исследование конкуренции на отраслевом товарном рынке……………….17

Заключение………………………………………………………………………….24

Список используемой литературы………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы. Большинство современных рынков характеризуются как конкурентные. Отсюда вытекает настоятельная необходимость в изучении конкуренции.Конкуренция является важным элементом рыночного механизма и одним из условий успешного функционирования рынка. Вопросы теории и практики конкуренции интересовали экономическую науку на протяжении нескольких веков.

Также в условиях рыночной экономики конкуренция является и важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.

Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться  за продавца, способствуя тем самым  росту цен.

Конкуренция, хотя и связана  с определёнными издержками (усиливает  социально-экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов от потери побежденных  и т.д.), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и  ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.

Целью моей работы является детальное изучение конкуренции и определение ее  взаимосвязи с рынком. Предметом исследования является конкуренция, а объектом – рыночный механизм.

Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть теоретических аспектов конкуренции;
  • исследовать роль конкуренции в рыночной системе;
  • изучить положение конкуренции в условиях рыночной экономике в России;
  • рассмотреть антимонопольное законодательство России;
  • проанализировать конкуренцию на отраслевом товарном рынке.

Четко поставленная тема курсовой работы, подразумевает следующую структуру: работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе содержатся теоретические аспекты конкуренции, ее роль в рыночной экономике и проведение антимонопольной политики в России. Вторая глава включает в себя развитие конкурентных отношений в России, особенности конкуренции и ее исследование на товарном рынке для показания значимости конкуренции в рыночной системе.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты конкуренции и ее применение

§1. Сущность понятия «конкуренция»

На протяжении всего существования человечество постоянно решает различные проблемы,  связанные с пересечением интересов отдельных личностей,  группы людей,  государств и их коалиций.  Первопричиной столкновения взглядов,  стремлений,  интересов и сил является ограниченность ресурсов и стремление к наилучшим условиям существования. Поэтому самое первое и простое определение конкуренции может быть связано именно с пониманием ее как конфликтного соперничества между субъектами за достижение относительно лучших условий существования, функционирования и развития.  Именно в древние времена сформировалось и понятие конкуренции в экономике.

Конкуренция (от лат.Concurentia –  состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой  желающий что-либо купить или продать  может выбирать между различными поставщиками или покупателями.1

Понятие конкуренции многозначно  и не охватывается универсальным  определением. Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления насубъектов хозяйствования.

В литературе, посвященной  данной проблеме, существует три подхода  к определению конкуренции.

Первый рассматривает  конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для  отечественной литературы.  Этот подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще.  Конкуренция, хотя и в различной интерпретации,  определяется как соперничество  экономических субъектов.

Второй подход определяет конкуренцию как элемент рыночного  механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.  Этот подход характерен для классической экономической  теории. Так, Адам Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию,  когда индивидуальные продавцы и  покупатели соперничают на рынке  за более выгодные продажи и покупки  соответственно.  Конкуренция –  это та самая  «невидимая рука»  рынка, которая координирует деятельность его участников.

Третий подход рассматривает  конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной  микроэкономической теории, где конкуренция  понимается как некое свойство рынка.  Такое понимание возникло в связи  с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого  из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается  не соперничество, а скорее степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.2

Таким образом, можно сделать  вывод, что конкуренция – это  соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами-производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкуренция содержит в самой  себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная  конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном  разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе  этот процесс обуславливает появление  монополий.

Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в  принципе не в состоянии сохранить  себя в «чистом» виде и переходит  в свою противоположность – монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, – следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в  целом. Тем не менее, конкурентные тенденции  на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в  конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в  виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия  не вытесняет конкуренцию, лежит  в понимании того, насколько разными  являются борющиеся между собой  фирмы. Конкуренция не сводится к  борьбе сильного против слабого: в таком  случае сверхмощные монополии действительно  вытеснили бы всех более слабых соперников.3

В реальности конкуренция  строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных  единиц, имеющих свои особенности: у  ведущих монополий – это сила, у мелких фирм – гибкость, у специализированных компаний – приспособленность к  особым сегментам («нишам») рынка, у  фирм-новаторов – преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях  преимущество получает то одно, то другое качество.

Конкуренция носит для  участников рыночных отношений, и в  первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер.  Она заставляет их систематически применять  новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить  ресурсы, добиваться наиболее рационального  сочетания используемых факторов производства.

Деятельность любой хозяйственной  единицы в условиях конкуренции  подвергается двойному контролю. С  одной стороны – это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой – это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности.4

Итак, конкуренция – это  самый эффективный и дешёвый  метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно  толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и  потребителя, на улучшение качества.

Содержание конкуренции  наиболее полно раскрывается при  анализе ее функций.

В современной рыночной экономике  можно выделить шесть основных функций  конкуренции: регулирующую, аллокационную, инновационную, адаптационную, распределительную, контролирующую.

Регулирующая функция  заключается в воздействии конкуренции  на предложение и скрытое за ним  производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. С помощью именно этой функции  через все противоречия рынка  прокладывает себе дорогу прогрессивная  тенденция к определению предложения  спросом (и далее производства –  индивидуальными и общественными  потребностями). В конечном счете  речь здесь идет о создании реального  «суверенитет потребителя» взамен все  еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом  этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете  продать, а не пытайтесь продать  то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения, выражается в эффективном размещении самих факторов производства в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции  обнаруживается в различных проявлениях  новаторства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса и  предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней  среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция  конкуренции оказывает прямое и  косвенное воздействие на распределение  суммарного объема производственных благ (ВНП) среди потребителей.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка  над другими.5

Не трудно понять, что  вся совокупность перечисленных  функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции  обуславливают развитие рынка в  качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не заметить, что  функции конкуренции и функции  рынка во многом совпадают. И это  вполне объяснимо: ведь конкуренция  выражает суть рынка и рыночной экономики.

В товарном производстве, как  правило, связь между производством  и потреблением осуществляет рынок, который через механизм спроса и  предложения обеспечивает осуществление  этой связи. В зависимости от характера  конкуренции обычно различают рынки  совершенной, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

В условиях совершенной конкуренции  существует столько продавцов и  покупателей, что все участники  торговли могут игнорировать влияние  собственных продаж или покупок  на рынок в целом, пассивно принимая уровень цен и имея возможность  купить или продать любое количество товара. Согласно неоклассическим взглядам рынок совершенной конкуренции  состоит из множества независимых  мелких фирм, производящих одинаковую продукцию и не влияющих на рыночную цену. В свою очередь покупатели имеют «совершенное знание» о  качестве товаров, ценах и выгоде торговли.

Совершенная конкуренция  является чистой и не зависит от вмешательства государства и  монополий. В реальной жизни подобная интенсивная конкуренция встречается довольно редко (табл. 1).

Таблица 1.

Типы рынков и характер конкуренции6

Характер

конкуренции

Основные параметры

Количество

фирм,

производящих

продукт

Контроль

над ценами

Товарная

дифференциация

Легкость

входа

Совершенная

конкуренция

Много независимых фирм, нет контроля над рынками

Цены определяются рынком

Продукты неразличимы  по свойствам и качеству

Относительно легкий вход

Монополистическая конкуренция

Много фирм, производящих сходные  товары и услуги

Влияние ограничено возможностью замены

Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка

Относительно легкий вход

Олигополия

Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги

Существует влияние «ценового  лидера»

Существенна для отдельных  продуктов (например, автомобиль). Мала для стандартизированных (например, бензин)

Трудный вход, часто требует  больших инвестиций

Монополия

Один продукт и одна фирма

Практически полный контроль

Нет

Очень трудный

Информация о работе Роль конкуренции на рынке