Роль конкуренции на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является детальное изучение конкуренции и определение ее взаимосвязи с рынком. Предметом исследования является конкуренция, а объектом – рыночный механизм.
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретических аспектов конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной системе;
изучить положение конкуренции в условиях рыночной экономике в России;
рассмотреть антимонопольное законодательство России;
проанализировать конкуренцию на отраслевом товарном рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и ее применение………………..4
§1. Сущность понятия «конкуренция»…………………………………………….4
§2. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике……………………….8
§3. Антимонопольная политика государства…………………………………….10
Глава 2. Конкуренция в экономике России………………………………………13
§1. Развитие конкурентных отношений в России……………………………….13
§2. Особенности конкуренции в России………………………………………….15
§3. Исследование конкуренции на отраслевом товарном рынке……………….17
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. ельцова. Конкуренция.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

 

Конкурентные отношения  складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между  агентами спроса и предложения, между  потребителями и производителями  благ (товаров и услуг). Как следствие всего вышесказанного, можно сделать вывод, что эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной многозвенной системы.

Итак, конкуренция является главным содержание функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

 

§2. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике

В рыночной экономике в  условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства  главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она  обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.

Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём  возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его  существования и развития.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный  механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем  любой иной фактор её движения. Эффективность  функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем  лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания  экономических, технологических и  социальных предпосылок. Нарушение  этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на «нет». В итоге происходит застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.7

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления  больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.8

Конкуренция в экономике  выполняет ряд функций:

• выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

• сводит конкретный труд к общественно необходимому;

• содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли  в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции  происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов  в соответствии с вкладом и  эффективностью деятельности хозяйствующих  субъектов. Эффективное использование  ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном  использовании ресурсов они несут  убытки и могут быть вытеснены  с рынка.9

Также конкуренция является и гибким механизмом. Это проявляется  в его мгновенной реакции на любые  изменения обстановки на рынке. С  началом каких-либо кардинальных перемен  в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Адаптация неизбежно занимает определенное время, однако стимулы для нее конкуренция создает сразу же.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Вполне очевидно, что эти  два условия полностью    выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у     фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет                произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности  распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно.

Известно, что конкурентные отношения охватывают все главные  сферы экономической жизни –  производство, распределение, обмен  и потребление. Конкурентные отношения  соединяют их, благодаря чему рыночное хозяйство функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. Рыночное хозяйство всегда представляет собой определенный режим конкуренции. Конкуренция порождается общественным разделением труда, экономической обособленностью и частной собственностью. Поэтому она не является негативным фактором на историческом пути развития хозяйственных процессов, а представляет собой одну из фундаментальных объективных закономерностей развития экономики.

Таким образом, конкуренция  выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рынка. Она оказывает  наиболее благоприятное влияние  на развитие предпринимательства. С  ее помощью в более полной мере используются наработанные в обществе навыки и знания, и осуществляется их рыночный отбор для развития производства. В результате процесса конкуренции  выживают и развиваются те предприятия, которые показывают наибольшую эффективность. Это оказывает благотворное влияние  и на развитие рыночного механизма  в целом.

 

§3. Антимонопольная политика государства

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных  товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной  власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации  на правовой основе, позволяющей исключить  монополистические действия центральных  органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а  также определение правового  режима регулирования ответственности  за монополистические действия и  за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий  носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и  ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

Государство в борьбе с  монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания  конкуренции и борьбы с монополией: поощрение создания товаров-заменителей; поддержка новых фирм, среднего и  малого бизнеса; привлечение иностранных  инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В России началом создания антимонопольного законодательства  стал "Закон о конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках".  Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:  распространении  ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации  другому хозяйствующему субъекту; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств  и свойств; некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с  товарами других хозяйствующих субъектов; самовольное использование товарного  знака, фирменного наименования.

Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был  создан Антимонопольный комитет  РФ. Его задачами являются не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной  экономике.

В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению  монополистической деятельности создана  Федеральная антимонопольная служба (ФАС).10

ФАС проводит государственную  политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической  деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение  создания малых предприятий и  пр.), направленных против мобилизации  производства и на развитие конкуренции  среди товаропроизводителей.11

Действующая ныне система  антимонопольного регулирования экономики  России находится в кризисном  состоянии, так как формирование происходит без учета особенностей экономического развития страны. Современная  система антимонопольного регулирования  в России, особенно в части используемых в ней методов, является прямым заимствованием инструментов из систем регулирования, применявшихся в США еще в  середине XX в. и на практике показавшее свою неэффективность. Это относится  прежде всего к методам демонополизации  экономики, принудительного разделения монополистов, преувеличения роли и  значения методов поддержки малого и среднего предпринимательства  в современной России и др.12

Действенным инструментов проявления антимонопольной политики в современной  России является формирование антимонопольного законодательства. Однако эффективность  применения законодательных мер  во многом определяется созданием антимонопольных  условий деятельности фирм, т.е. состоянием конкурентной среды. Недостатки в этой сфере, а также динамизм экономических  процессов в трансформирующейся экономике значительно снижают эффективность законодательных мер.

Антимонопольное законодательство должно быть достаточно гибким, чтобы  не подавлять деловой активности конкурирующих субъектов. Пока институциональная  система в России представляет сегодня  противоречивы набор институтов с недостаточной развитостью  рыночных элементов.

Итак, роль государства на современном этапе развития Российской экономики как регулирующего  органа, призванного поощрять развитие конкуренции на внутреннем рынке  и одновременно сдерживать монополистические  тенденции хозяйствующих субъектов, состоит скорее не в запрете монополии (что, конечно, не исключается), а в  создании системы мер и механизмов их практической реализации, поощряющих конкуренцию и экономическую  состоятельность, стимулирующих деловую  активность, устраняющих неравенства  в условиях конкурентной борьбы, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей и свободы деятельности хозяйствующих  субъектов в рамках закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конкуренция  в экономике России

§1. Развитие конкурентных отношений в России

В интервью 17 апреля 2000 года газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу.13 Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны.

Информация о работе Роль конкуренции на рынке