Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью моей работы является детальное изучение конкуренции и определение ее взаимосвязи с рынком. Предметом исследования является конкуренция, а объектом – рыночный механизм.
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретических аспектов конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной системе;
изучить положение конкуренции в условиях рыночной экономике в России;
рассмотреть антимонопольное законодательство России;
проанализировать конкуренцию на отраслевом товарном рынке.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и ее применение………………..4
§1. Сущность понятия «конкуренция»…………………………………………….4
§2. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике……………………….8
§3. Антимонопольная политика государства…………………………………….10
Глава 2. Конкуренция в экономике России………………………………………13
§1. Развитие конкурентных отношений в России……………………………….13
§2. Особенности конкуренции в России………………………………………….15
§3. Исследование конкуренции на отраслевом товарном рынке……………….17
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………...25
Конкурентные отношения
складываются между всеми субъектами
рыночной экономики (домашними хозяйствами,
фирмами и государством), между
агентами спроса и предложения, между
потребителями и
Итак, конкуренция является главным содержание функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.
§2. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике
В рыночной экономике в
условиях частной собственности, свободы,
инициативы и предпринимательства
главным элементом
Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Реально сложившаяся практика
экономической жизни в мире показывает,
что рынок и конкуренция - главный
механизм развития современной экономики,
более мощный и действенный, чем
любой иной фактор её движения. Эффективность
функционирования рынка тем выше,
чем активнее конкуренция и чем
лучше условия для её проявления.
Конкуренция требует
Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.8
Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:
• выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
• сводит конкретный труд к общественно необходимому;
• содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.9
Также конкуренция является и гибким механизмом. Это проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки на рынке. С началом каких-либо кардинальных перемен в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Адаптация неизбежно занимает определенное время, однако стимулы для нее конкуренция создает сразу же.
Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.
Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.
Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно.
Известно, что конкурентные отношения охватывают все главные сферы экономической жизни – производство, распределение, обмен и потребление. Конкурентные отношения соединяют их, благодаря чему рыночное хозяйство функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. Рыночное хозяйство всегда представляет собой определенный режим конкуренции. Конкуренция порождается общественным разделением труда, экономической обособленностью и частной собственностью. Поэтому она не является негативным фактором на историческом пути развития хозяйственных процессов, а представляет собой одну из фундаментальных объективных закономерностей развития экономики.
Таким образом, конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рынка. Она оказывает наиболее благоприятное влияние на развитие предпринимательства. С ее помощью в более полной мере используются наработанные в обществе навыки и знания, и осуществляется их рыночный отбор для развития производства. В результате процесса конкуренции выживают и развиваются те предприятия, которые показывают наибольшую эффективность. Это оказывает благотворное влияние и на развитие рыночного механизма в целом.
§3. Антимонопольная политика государства
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.
Основные цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией: поощрение создания товаров-заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
В России началом создания
антимонопольного законодательства
стал "Закон о конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
Этот закон определил
Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачами являются не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.
В 2006г. в России принят Федеральный
Закон «О защите конкуренции», который
определяет организационные и правовые
основы предупреждения, ограничения
и пересечения
ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика -
это комплекс государственных мер
(соответствующее
Действующая ныне система
антимонопольного регулирования экономики
России находится в кризисном
состоянии, так как формирование
происходит без учета особенностей
экономического развития страны. Современная
система антимонопольного регулирования
в России, особенно в части используемых
в ней методов, является прямым заимствованием
инструментов из систем регулирования,
применявшихся в США еще в
середине XX в. и на практике показавшее
свою неэффективность. Это относится
прежде всего к методам
Действенным инструментов проявления антимонопольной политики в современной России является формирование антимонопольного законодательства. Однако эффективность применения законодательных мер во многом определяется созданием антимонопольных условий деятельности фирм, т.е. состоянием конкурентной среды. Недостатки в этой сфере, а также динамизм экономических процессов в трансформирующейся экономике значительно снижают эффективность законодательных мер.
Антимонопольное законодательство должно быть достаточно гибким, чтобы не подавлять деловой активности конкурирующих субъектов. Пока институциональная система в России представляет сегодня противоречивы набор институтов с недостаточной развитостью рыночных элементов.
Итак, роль государства на
современном этапе развития Российской
экономики как регулирующего
органа, призванного поощрять развитие
конкуренции на внутреннем рынке
и одновременно сдерживать монополистические
тенденции хозяйствующих
Глава 2. Конкуренция в экономике России
§1. Развитие конкурентных отношений в России
В интервью 17 апреля 2000 года газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу.13 Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны.