Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью моей работы является детальное изучение конкуренции и определение ее взаимосвязи с рынком. Предметом исследования является конкуренция, а объектом – рыночный механизм.
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретических аспектов конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной системе;
изучить положение конкуренции в условиях рыночной экономике в России;
рассмотреть антимонопольное законодательство России;
проанализировать конкуренцию на отраслевом товарном рынке.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и ее применение………………..4
§1. Сущность понятия «конкуренция»…………………………………………….4
§2. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике……………………….8
§3. Антимонопольная политика государства…………………………………….10
Глава 2. Конкуренция в экономике России………………………………………13
§1. Развитие конкурентных отношений в России……………………………….13
§2. Особенности конкуренции в России………………………………………….15
§3. Исследование конкуренции на отраслевом товарном рынке……………….17
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………...25
Стратегия операторов, выступающих с ограниченным ассортиментом в общенациональном масштабе, представлена на карте стратегических групп конкурентов группой 5. Ее составляют различные предприятия, имеющие в своем ассортименте товары узкой направленности и размещенные по всей стране. Нельзя сказать, что все они жестко конкурируют между собой, так как в эту группу вошли представители различных сегментов. Однако в тех сегментах, в которых они оперируют, представители этой группы являются сильными компаниями. Представители данного сегмента помимо внутренней конкуренции вступают в борьбу также с ТНК, которые имеют в своем арсенале соответствующие позиции. Например, ТНК участвуют как на соковом рынке, так и на рынке минеральных вод, однако эти позиции лишь составная часть широчайшего ассортимента, в отличие от узкоспециализированных фирм, таких как вышеуказанные производители соков и производители минеральной воды (“Кавминводы). Представители рассматриваемой группы имеют высококачественные товары различных ценовых сегментов в узком товарном сегменте. Имеют сильную дистрибуторскую сеть. Стратегии, используемые данной группой производителей, могут быть отнесены к сфокусированной стратегии дифференциации. Компании обслуживают ограниченный рыночный сегмент потребителей с определенными вкусами. Практическивсе представители этой группы занимают ведущие позиции в своих сегментах, однако, как уже указывалось на общем рынке напитков, их роль довольно скромная.
Опыт последних нескольких
лет и проведенный анализ показывают,
что конкурентными
1) стабильное качество производимой продукции, соответствующее той ценовой категории, в которой определенный напиток позиционируется;
2) предлагаемый потребителям ассортиментный перечень продукции;
3) развитая дистрибуторская сеть;
4) грамотная маркетинговая стратегия.
Представляется, что именно эти факторы являются важнейшими в конкурентной борьбе на российском рынке безалкогольных напитков.
На основе исследования конкуренции на товарном рынке, можно прийти к выводу, что конкуренция служит непременным условием его существования и развития, обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.п.
Конкуренция приводит к возникновению все новых свойств и атрибутов продукта, способствует внедрению инновационных технологий в производство, расширению ассортимента товара, повышению качества выпускаемой продукции, не дает производителям значительно повышать цену на товары.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы,
Итак, конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рынка.В результате процесса конкуренции выживают и развиваются те предприятия, которые показывают наибольшую эффективность. Это оказывает благотворное влияние и на развитие рыночного механизма в целом.18
Заключение
В своей работе я рассмотрела основные понятия, функции конкуренции в условиях рынка, ее положительные и отрицательные стороны, показала, насколько важным элементом рыночного механизма является конкуренция.
Несмотря на наличие отрицательных сторон, конкуренция оказывает огромное влияние на развитие рынка, промышленности и экономики в целом.
На основе моей работы можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, ее характера в условиях современного рынка и антимонопольного законодательств как источника развития конкуренции:
1) Конкуренция в рыночной
экономике, претерпев заметные
изменения за последние
2) Для хозяйственных единиц в условиях развитого рынка конкуренция – это гонка без финиша. Никто из них не может себе позволить остановится, перевести дыхание. Можно быть на верном пути, но проиграть конкурентам, если расслабится. Сильная конкурентная среда – основное условие поддержания высоких «бойцовских качеств», мощный стимулятор роста и развития. Однако ни достигнутые масштабы производства, ни финансовая мощь не являются гарантией дальнейших успехов. Побеждает зачастую не самый мощный, а наиболее приспособленный.
3) Государство должно
играть активную роль в
4) Анализ конкурентоспособности
России дает весьма
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция – это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики. Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
Список используемой литературы
1. Поднос К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. – СПб.: Экономическая школа, 1998.
2. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: Учебно-методический комплекс. – М.: ЕАОИ, 2008. – С.257.
3. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 271.
4. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: «ИНФРА-М», 2007 г.
5. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – стр. 6.
6. Экономическая теория: Учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: изд. «Экзамен». 2005.
7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Курс лекций и практических занятий. СПб: Питер, 2004. – С. 287.
8. Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики/ /Региональная экономика. – 2007. - №4. – С.259.
9. А.Г. Грязнова, Т В Чечелева . Экономическая теория: Учебник -— М. Издательство «Экзамен». 2005.
10. Балайдина В.С. «Монополизм и конкуренция в России» - М.: Москва, 2000.
11. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков – М.: Бослен, 2008.
12. С.В. Вишневер. Экономические науки. 2010. Т. 67. № 6. С. 40-44.
13. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 4-2 изд. – СПб.: Питер, 2010. – С.560.
14. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач/ автор проекта и координатор иссл. А.Ю. Юданов. – М.: Финансовая компания «ИНТРАСТ»; КНОРУС, 2007. – С.464.
15. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар-ных рынках: Закон РФ от 2 января 2000 г. // Российская газета. - 2000.- 5 января.
16. Учебники http://be.economicus.
17.http://деньги-деньги.рф/
18. http://www.fas.gov.ru/
19. Центральный дом знаний http://cendomzn.ucoz.ru/index/
1 Поднос К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. – СПб.: Экономическая школа, 1998.
2Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: Учебно-методический комплекс. – М.: ЕАОИ, 2008. – стр.8.
1Конкуренция и конкурентоспособность: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – стр. 6.
2 Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: «ИНФРА-М», 2007 г.
1 Экономическая теория: Учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: изд. «Экзамен». 2005.
1Конкуренция и конкурентоспособность: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – стр. 11.
1Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Курс лекций и практических занятий. СПб: Питер, 2004. – С. 87.
2 Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики/ /Региональная экономика. – 2007. - №4. – С.59
1 http://деньги-деньги.рф /ekonomicheskaya-teoriya/
10 http://www.fas.gov.ru/
11 Экономический словарь http://www.slovarus.ru/?di=
12А.Г. Грязнова, Т В Чечелева . Экономическая теория: Учебник -— М. Издательство «Экзамен». 2005.
13 Газета «Аргументы и факты» http://www.aif.ru/number/
14Балайдина В.С. «Монополизм и конкуренция в России» - М.: Москва, 2000.
15 Центральный дом знаний http://cendomzn.ucoz.ru/index/
16 Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков – М.: Бослен, 2008.
17 С.В. Вишневер. Экономические науки. 2010. Т. 67. № 6. С. 41.
18С.В. Вишневер. Экономические науки. 2010. Т. 67. № 6. С. 40-44.