Роль конкуренции на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является детальное изучение конкуренции и определение ее взаимосвязи с рынком. Предметом исследования является конкуренция, а объектом – рыночный механизм.
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретических аспектов конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной системе;
изучить положение конкуренции в условиях рыночной экономике в России;
рассмотреть антимонопольное законодательство России;
проанализировать конкуренцию на отраслевом товарном рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и ее применение………………..4
§1. Сущность понятия «конкуренция»…………………………………………….4
§2. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике……………………….8
§3. Антимонопольная политика государства…………………………………….10
Глава 2. Конкуренция в экономике России………………………………………13
§1. Развитие конкурентных отношений в России……………………………….13
§2. Особенности конкуренции в России………………………………………….15
§3. Исследование конкуренции на отраслевом товарном рынке……………….17
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. ельцова. Конкуренция.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

Стратегия операторов, выступающих с ограниченным ассортиментом в общенациональном масштабе, представлена на карте стратегических групп конкурентов группой 5. Ее составляют различные предприятия, имеющие в своем ассортименте товары узкой направленности и размещенные по всей стране. Нельзя сказать, что все они жестко конкурируют между собой, так как в эту группу вошли представители различных сегментов. Однако в тех сегментах, в которых они оперируют, представители этой группы являются сильными компаниями. Представители данного сегмента помимо внутренней конкуренции вступают в борьбу также с ТНК, которые имеют в своем арсенале соответствующие позиции. Например, ТНК участвуют как на соковом рынке, так и на рынке минеральных вод, однако эти позиции лишь составная часть широчайшего ассортимента, в отличие от узкоспециализированных фирм, таких как вышеуказанные производители соков и производители минеральной воды (“Кавминводы). Представители рассматриваемой группы имеют высококачественные товары различных ценовых сегментов в узком товарном сегменте. Имеют сильную дистрибуторскую сеть. Стратегии, используемые данной группой производителей, могут быть отнесены к сфокусированной стратегии дифференциации. Компании обслуживают ограниченный рыночный сегмент потребителей с определенными вкусами. Практическивсе представители этой группы занимают ведущие позиции в своих сегментах, однако, как уже указывалось на общем рынке напитков, их роль довольно скромная.

Опыт последних нескольких лет и проведенный анализ показывают, что конкурентными преимуществами на рынке напитков для предприятий, ориентированных на охват большей части рынка, а не отдельных его ниш, являются:

1) стабильное качество производимой продукции, соответствующее той ценовой категории, в которой определенный напиток позиционируется;

2) предлагаемый потребителям ассортиментный перечень продукции;

3) развитая дистрибуторская сеть;

4) грамотная маркетинговая стратегия.

Представляется, что именно эти факторы являются важнейшими в конкурентной борьбе на российском рынке безалкогольных напитков.

На основе исследования конкуренции  на товарном рынке, можно прийти к  выводу, что конкуренция служит непременным условием его существования и развития, обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.п.

Конкуренция приводит к возникновению  все новых свойств и атрибутов  продукта, способствует внедрению инновационных технологий в производство, расширению ассортимента товара, повышению качества выпускаемой продукции, не дает производителям значительно повышать цену на товары.

Посредством конкуренции  происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов  в соответствии с вкладом и  эффективностью деятельности хозяйствующих  субъектов. Эффективное использование  ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы,

Итак, конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рынка.В результате процесса конкуренции выживают и развиваются те предприятия, которые показывают наибольшую эффективность. Это оказывает благотворное влияние и на развитие рыночного механизма в целом.18

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе я рассмотрела  основные понятия, функции конкуренции  в условиях рынка, ее положительные  и отрицательные стороны, показала, насколько важным элементом рыночного  механизма является конкуренция.

Несмотря на наличие отрицательных  сторон, конкуренция оказывает огромное влияние на развитие рынка, промышленности и экономики в целом.

На основе моей работы можно  сделать следующие выводы относительно конкуренции, ее характера в условиях современного рынка и антимонопольного законодательств как источника  развития конкуренции:

1) Конкуренция в рыночной  экономике, претерпев заметные  изменения за последние десятилетия,  продолжает играть не менее  заметную роль в экономическом  развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в  экономическом механизме. Сохранение  конкурентных и монопольных сил  в экономике ныне таково, что  позволяет считать современный  капитализм не в меньшей мере  конкурентным, чем монополистическим.  Рынок, конкурентный механизм, закон  стоимости обеспечивают поддержание  основных народнохозяйственных  пропорций, стимулируют товаропроизводителей, «вымывают» неэффективные звенья. Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее (или саморегулирующее) начало. Силы её действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего производственного процесса. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии её полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами –главный двигатель современного прогресса.

2)  Для хозяйственных  единиц в условиях развитого рынка конкуренция – это гонка без финиша. Никто из них не может себе позволить остановится, перевести дыхание. Можно быть на верном пути, но проиграть конкурентам, если расслабится. Сильная конкурентная среда – основное условие поддержания высоких «бойцовских качеств», мощный стимулятор роста и развития. Однако ни достигнутые масштабы производства, ни финансовая мощь не являются гарантией дальнейших успехов. Побеждает зачастую не самый мощный, а наиболее приспособленный.

3) Государство должно  играть активную роль в регулировании  конкуренции в национальных границах (да и за их пределами), руководствуясь  общенациональными интересами или  господствующей в стране общественной  силой. Именно от государства  во многом зависит создание  условий для благоприятной конкурентной  среды, выработка правил ведения «честной» конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка. От государства в большей степени зависит, насколько полно и последовательно конкуренция будет выполнять свою основную задачу – служить главным двигателем развития национальной экономики и её территориальных и структурных составляющих.

4) Анализ конкурентоспособности  России дает весьма нерадостный  результат. Относительно обнадеживает  лишь то, что задача повышения  конкурентоспособности страны теперь  поставлена на самом высоком  уровне.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция –  это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и  методов. Этот элемент экономики  следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики. Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.

 

Список используемой литературы

1. Поднос К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. – СПб.: Экономическая школа, 1998.

2. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: Учебно-методический комплекс. –  М.:  ЕАОИ, 2008. – С.257.

3. Конкуренция и конкурентоспособность:  учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 271.

4. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: «ИНФРА-М», 2007 г.

5. Конкуренция и конкурентоспособность:  учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – стр. 6.

6. Экономическая теория: Учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: изд. «Экзамен». 2005.

7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Курс лекций и практических занятий. СПб: Питер, 2004. – С. 287.

8. Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики/ /Региональная экономика. – 2007. - №4. – С.259.

9. А.Г. Грязнова, Т В Чечелева . Экономическая теория: Учебник -— М. Издательство «Экзамен». 2005.

10. Балайдина В.С. «Монополизм и конкуренция в России» - М.: Москва, 2000.

11. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков – М.: Бослен, 2008.

12. С.В. Вишневер. Экономические науки. 2010.  Т. 67. № 6. С. 40-44.

13. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.  Тарасевича: Учебник для вузов. 4-2 изд. – СПб.: Питер, 2010. – С.560.

14. Опыт конкуренции в  России: причины успехов и неудач/ автор проекта и координатор  иссл. А.Ю. Юданов. – М.: Финансовая  компания «ИНТРАСТ»; КНОРУС, 2007. –  С.464.

15. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар-ных рынках: Закон РФ от 2 января 2000 г. // Российская газета. - 2000.- 5 января.

16. Учебники http://be.economicus.ru/index.php?file=3_5

17.http://деньги-деньги.рф/ekonomicheskaya-teoriya/mesto-rol-konkurentsii-ryinochnoy.html

18. http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_9498.html

19. Центральный дом знаний http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2857

1 Поднос К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. – СПб.: Экономическая школа, 1998.

2Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: Учебно-методический комплекс. –  М.:  ЕАОИ, 2008. – стр.8.

1Конкуренция и конкурентоспособность:  учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – стр. 6.

2 Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: «ИНФРА-М», 2007 г.

1 Экономическая теория: Учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: изд. «Экзамен». 2005.

1Конкуренция и конкурентоспособность:  учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – стр. 11.

1Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Курс лекций и практических занятий. СПб: Питер, 2004. – С. 87.

2 Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики/ /Региональная экономика. – 2007. - №4. – С.59

1 http://деньги-деньги.рф /ekonomicheskaya-teoriya/mesto-rol-konkurentsii-ryinochnoy.html

10 http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_9498.html

11 Экономический словарь http://www.slovarus.ru/?di=229828

12А.Г. Грязнова, Т В Чечелева . Экономическая теория: Учебник -— М. Издательство «Экзамен». 2005.

13 Газета «Аргументы и факты» http://www.aif.ru/number/numbers

14Балайдина В.С. «Монополизм и конкуренция в России» - М.: Москва, 2000.

15 Центральный дом знаний http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2857

16 Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков – М.: Бослен, 2008.

17 С.В. Вишневер. Экономические науки. 2010.  Т. 67. № 6. С. 41.

18С.В. Вишневер. Экономические науки. 2010.  Т. 67. № 6. С. 40-44.

 


Информация о работе Роль конкуренции на рынке