Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции ее сущности, форм и роли на рынке.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие конкуренции и ее сущность;
отразить многообразие форм конкуренции;
определить текущие задачи антимонопольного регулирования в России в условиях финансового кризиса и возможные пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Конкуренция, её сущность, типы, виды и формы…………………….5
1.1. Сущность конкуренции, условия ее существования………………..5
1.2. Типы конкуренции (совершенная и несовершенная конкуренция)..7
1.3. Виды и формы конкурентной борьбы. Конкуренция на мировых рынках………………………………………………………………..17
Глава II. Опыт конкуренции в России …………………………........................20
2.1. Особенности монополизма в экономике …......................................20
2.2. Становление и развитие конкурентных отношений в России…….22
2.3. Конкуренция на российских рынках на современном этапе………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1. Сущность конкуренции, условия ее существования………………..5
1.2. Типы конкуренции (совершенная и несовершенная конкуренция)..7
1.3. Виды и формы конкурентной борьбы. Конкуренция
на мировых рынках………………………………………………………………
Глава II. Опыт конкуренции в России …………………………....................
2.1. Особенности монополизма в экономике
….............................
2.2. Становление и развитие конкурентных отношений в России…….22
2.3. Конкуренция на
российских рынках на
Список литературы…………………………………
Введение.
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Выбор
данной темы курсовой работы обусловлен
актуальностью и огромной значимостью
рассматриваемой в работе области для
современной России, а также моим интересом
к данной области экономики. Стимулирование
конкуренции является и будет являться
ключевым направлением экономической
политики, важнейшим фактором модернизации
российской экономики. Конкуренция сохраняет
равноправное положение участников экономических
отношений – обеспечивает продавцам и
покупателям свободу выбора. В условиях
конкуренции покупатель имеет возможность
выбрать из нескольких или многих продавцов
необходимого ему товара; такая же возможность
имеется и у продавца — добровольно решить
вопрос о географическом месте, времени
и условиях предложения своей продукции.
Конкуренция является необходимым условием
существования, фундаментом всей рыночной
системы – позволяет цене выполнять координирующие
функции, служить индикатором наличия
излишков или дефицита. Рынок существует
только при наличии конкуренции. Конкуренция
контролирует эффективность частного
предпринимательства – заставляет структуры,
неэффективно использующие имеющиеся
ресурсы, покидать «поле экономической
игры». Конкуренция – залог увеличения
эффективности бизнеса и экономического
роста государства.
Целью курсовой работы является подробное
изучение конкуренции ее сущности, форм
и роли на рынке.
В результате поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
Глава I. Конкуренция, её сущность, типы, виды и формы.
1.1 Сущность конкуренции, условия ее существования.
Что такое конкуренция и что надлежит знать о ней тем, кто вступает в деловую жизнь? Прежде всего, подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурентного взаимодействия между предпринимателями вовсе не уменьшилась в связи с широким развертыванием интеграционных процессов в зарубежной экономике. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества - с победителями и побежденными - субъектов рыночной экономики.
Конкуренция обуславливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей. Напротив, преобладание рынка продавца оборачивается конкуренцией покупателей за внимание продавцов.
Обычно разделяют понятия "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе - к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (такие, как количество фирм, технология производства, типы продаваемых товаров и т. п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.
Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что конкуренция являлась и является составной частью конкурентного механизма рыночной экономики.
1.2. Типы конкуренции
В экономической теории выделяют два типа конкуренции: совершенный и несовершенный. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Также выделяют и такие характерные черты данного типа рынка:
1.Объём
производства отдельной фирмы
является незначительным и не
оказывает влияния на цену
реализуемого этой фирмой
2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3.Покупатели
хорошо информированы о ценах,
и если кто-то повысит цену
на свою продукцию, то
4.Продавцы действуют независимо друг от друга;
5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».1
Термин
« монополия » в буквальном
смысле означает единственного
продавца товара, но в современных
условиях употребление этого
термина вышло за рамки
Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей, речь о которых пойдёт позже.
В экономической
литературе даётся следующая классификация монопо
А) Чистая монополия (один
Б) Абсолютная монополия
(находится в руках
А) Естественная монополия (ею
обладают собственники и
Б) Легальные
монополии, образующиеся на
В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
Искусственные
монополии образуют ряд
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн –
союз формально независимых
Анализируя
проблемы монополистической
Монопсония
– тип рыночной структуры,
при которой существует
Олигопсония
– тип рыночной структуры,
при которой существует группа
покупателей определённого
Олигополия
– тип рыночной структуры,
при которой несколько крупных
фирм монополизируют
Дуополия
– тип рыночной структуры,
при которой имеются только
два производителя