Конкуренция, ее типы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции ее сущности, форм и роли на рынке.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие конкуренции и ее сущность;
отразить многообразие форм конкуренции;
определить текущие задачи антимонопольного регулирования в России в условиях финансового кризиса и возможные пути их решения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Конкуренция, её сущность, типы, виды и формы…………………….5
1.1. Сущность конкуренции, условия ее существования………………..5
1.2. Типы конкуренции (совершенная и несовершенная конкуренция)..7
1.3. Виды и формы конкурентной борьбы. Конкуренция на мировых рынках………………………………………………………………..17

Глава II. Опыт конкуренции в России …………………………........................20
2.1. Особенности монополизма в экономике …......................................20
2.2. Становление и развитие конкурентных отношений в России…….22
2.3. Конкуренция на российских рынках на современном этапе………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Юрлов_М.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

 

Конкуренция на российских рынках играет немаловажную роль в  экономике страны.

Электроэнергетика.

В результате реформирования электроэнергетики, бывшей ранее монопольной отраслью, выделены конкурентные виды деятельности – производство и купля-продажа электрической энергии, и естественно монопольные – передача электрической энергии и диспетчеризация энергосистем.

С целью обеспечения постепенного перехода от тарифного регулирования цен к свободному ценообразованию, во избежание резких колебаний цен, а также недопущения монополизации крайне важным является создание условий развития конкурентной среды на рынках образующихся в результате реформирования субъектов естественных монополий. 

Развитие конкуренции в области электроэнергетики, с учетом необходимости привлечения инвестиций в создание новой электроэнергетической инфраструктуры, в целях преодоления наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей и формирования новой системы институтов либерализованного рынка   электроэнергии будет обеспечено за счет реализации следующих основных направлений.

Во-первых, скорейший  запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности, предусматривающий заключение долгосрочных договоров на генерирующую мощность по свободным (нерегулируемым) ценам.

Во-вторых, создание условий  для развития  конкуренции  на розничном рынке  электрической энергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электрической энергии на розничном рынке.

В-третьих, создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии в оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового  рынка  в целях снижения стоимость транслируемой нерегулируемой цены на электрическую энергию розничным потребителям.

И наконец в-четвертых, обеспечение информационной открытости для потребителей деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.

Транспортно-логистический  рынок.

В конкурентном секторе рынка транспортно-логистических услуг (автомобильные, морские и воздушные перевозки, контейнерные перевозки,сборные грузы экспедирование грузов, складские и управленческие услуги – т.е. все сегменты, исключая железнодорожные перевозки ОАО «РЖД») представлено более 4 тыс. компаний. К уровню 3PL провайдеров, способных оказывать весь комплекс услуг (в том числе с высокой долей добавленной стоимостью), по оценкам РБК, можно отнести не более сотни компаний, включая западных логистических операторов. Объем конкурентного сектора на конец 2010г. оценивается в 8,2 млрд долл.  
 
Высокий уровень конкуренции отмечается в сегменте транспортно-экспедиторских услуг, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке. В сегменте комплексной логистике, развитие которого началось лишь в последние годы и пока охватывает московский регион и Санкт-Петербург, спрос существенно опережает предложение. Повышение конкуренции ожидается в среднесрочной перспективе, после ввода в оборот новых складских площадей в регионах РФ и роста предложения услуг по хранению и дистрибуции товаров.  
                                                    Заключение.                                                  

В России еще  много пережитков «советских взглядов»  на конкуренцию. Однако в настоящее  время в стране идет процесс демонополизации  ряда государственных отраслей экономики, что будет существенно способствовать развитию в России рыночных отношений.

В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению  конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для  отечественной литературы.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

 

Делая заключение, автор работы хотел бы подвести некоторые  выводы:

Прежде всего, необходимо еще раз подчеркнуть, что конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

 Конкуренция выступает ключевой категорией рыночных отношений - это тот элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Что же касается развития конкуренции в рамках современной  России, то, как видно из вышеизложенного, в нашей стране в настоящее время завершается создание нормативной базы направленной на развитие и поддержание в России конкуренции. В данный момент в России принят Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также федеральная программа демонополизации экономики нашей страны. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Однако есть и проблемы, тормозящие развитие конкурентного  рынка.

Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная  монополия на предпринимательскую  деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 1999
  2. Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл) \\ Российский экономический журнал. 1995. № 1. с.34.
  3. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. А. И. Добрынина. – СПб.: Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов.
  4. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. В. Д. Камаева. – М.: Владос, 1998.
  5. Фролова Т.А Мировая экономика: конспект лекций Т.2.П4. ТРТУ, 2005 http://www.aup.ru/books/m175/2_4.htm
  6. электронный ресурс [режим доступа]: http://eshpora.ru/ekonomteoriya/17-monopolizm-v-rossii.htm
  7. электронный ресурс [режим доступа]:  http://sergeigiv.siteedit.ru/page68
  8. электронный ресурс [режим доступа]:  http://www.4i5.ru/novr434.html
  9. электронный ресурс [режим доступа]:   http://www.jurnal.org/articles/2007/art.php?art=ekon75.htm

1 Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993.С.54.

2 Э.Чемберлин “Теория монополистической конкуренции”. М., 1996, с. 170.

3 В условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью: малейшее отклонение цены от точки равновесия приводит либо к полному прекращению покупок, либо к их резкому нарастанию, причем в любом случае конкуренция немедленно возвратит цену к равновесному уровню.

4 С. Линдер Т.А.Фролова конспект лекций по мировой в экономике Т1.П4. ТРТУ, 2005 

5 Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл) \\ Российский экономический журнал. 1995. № 1. с.34.




Информация о работе Конкуренция, ее типы и виды