Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции ее сущности, форм и роли на рынке.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие конкуренции и ее сущность;
отразить многообразие форм конкуренции;
определить текущие задачи антимонопольного регулирования в России в условиях финансового кризиса и возможные пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Конкуренция, её сущность, типы, виды и формы…………………….5
1.1. Сущность конкуренции, условия ее существования………………..5
1.2. Типы конкуренции (совершенная и несовершенная конкуренция)..7
1.3. Виды и формы конкурентной борьбы. Конкуренция на мировых рынках………………………………………………………………..17
Глава II. Опыт конкуренции в России …………………………........................20
2.1. Особенности монополизма в экономике …......................................20
2.2. Становление и развитие конкурентных отношений в России…….22
2.3. Конкуренция на российских рынках на современном этапе………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.
Итак, в условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер.
Во-первых, монополия
в современных условиях обладает
довольно точной информацией о потребителях
и потенциальных конкурентах.
Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной.
В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлена2.
Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Прежде всего, обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы
Вклад американского экономиста Э. Чемберлена заключается в том, что он был первым ученым, кто ввел понятие «монополистической конкуренции». Согласно его убеждениям, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию.
Модель Чемберлена предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента.
Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себе в привилегированное положение на рынке.
Проблему спроса Э.Чемберлен ставит по-новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлена они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений, т.е. цены не являются решающим инструментом конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности по качеству.
Новый подход характеризуется Чемберленом в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного продукта, так как цены были заданы извне, регулирование объема продукта при заданной цене, то модель Чемберлена подразумевает оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающим фирме максимальную прибыль. Он считает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность.
Значит, переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товары дороже, выпуск товаров меньше возможного, и, как следствие, имеет место недозагрузка производственных мощностей и безработица. Однако Э.Чемберлен отрицает несение ответственности монополистов за данное состояние экономики. Он считает, что монополисты несут ее лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества.
Дж. Робинсон (1903—1983), английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии. Как и Чемберлин, Дж.Робинсон в своей самой известной работе “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933), исследовала те же проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблемы монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. Однако дифференциация продукта не является, по Робинсон, единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства. Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Концентрацию же производства она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции с ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Дж.Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции. Графический анализ этих ситуаций воспроизведен в учебниках по курсу “Микроэкономика” в темах, рассматривающих поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции и чистой монополии.
Особое внимание Дж.Робинсон
уделила такой характерной
В результате своих исследований Дж.Робинсон приходит к выводу, что возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествления равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизацией общественного благосостояния. В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния.
1.3 Виды и формы конкурентной борьбы.
Конкуренция на мировых рынках.
В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы:
Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
Различные этажи мирового рынка отличаются друг от друга характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется 2-мя составляющими:
1) природными качествами;
2) издержками производства, хранения и транспортировки.
Природные свойства многих товаров (говядины, апельсинов, минерального топлива) более или менее схожи. Главным фактором их конкурентоспособности становится цена, а точнее издержки производства, хранения и транспортировки. Эти издержки определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, которая во многом зависит от технической оснащенности производства.
Главная форма борьбы за рынки таких товаров – ценовая конкуренция.
Основой конкуренции на рынке готовых изделий являются потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий изменчиво.
С. Линдер описал особенности международной торговли готовыми изделиями:4
1. Так как оптимум
качества и цены приобретаемых
готовых изделий обычно
Поэтому государства со схожими уровнями подушевых доходов склонны иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия (по ассортименту и по качеству). Эта концепция «совпадающего спроса» частично объясняет, почему обмен готовыми изделиями высокого качества наиболее интенсивно протекает м/у богатыми странами. Основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары. Дело здесь не столько в высоких доходах, сколько в высоком уровне производственной культуры, культуры быта и досуга.
2. Страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий.
Структуры их спроса и
предложения близки, но не совпадают,
т.к. инновация в производстве товара
появляется сначала в одной стране.
А поскольку в развитых странах
инновации имеют место
В итоге можно отметить, что названные выше особенности конкуренции могут определять и торговую политику государств, точнее степень тарифной и нетарифной защиты ими внутреннего рынка.
Глава II. Опыт конкуренции в России.
2.1. Особенности монополизма в экономике.