Сущность рынка, его типы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:31, реферат

Краткое описание

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.

Оглавление

Введение.
1.Сущность рынка.
2.Типы и виды рынка.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Содержание 1.docx

— 32.04 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение.

1.Сущность  рынка.

2.Типы  и виды рынка.

Заключение.

Литература. 

Введение.

     Рынок — это не только общеэкономическая  категория, присущая в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное  социально-философское понятие. Оно  вовсе не ограничивается экономической  сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок  включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические  особенности развития народов, вобравших  в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка  и рыночной системы в различных  странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них  значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня  далеки от совершенства, возможно, объясняется  тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

     Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

     Если  говорить более обобщенно, то  рынок  представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь  между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь  производителей и потребителей, производства и потребления.

 

     1.Сущность  рынка.

     Рынок  - это  система экономических отношений, обеспечивающая эффективность функционирования народного хозяйства на основе заинтересованности товаропроизводителей в получении прибыли.

        Рынок – это сфера производства  с потреблением всех видов  хозяйственной деятельности посредством  купли-продажи  товаров,  капиталов,  рабочей силы для технологий.

       Рынок – это сфера товарного  обеспечения, т.е. обмена денег  на товары и товаром на деньги.

     Рынок существует тогда, когда люди встречаются  прямо или через своих посредников  с тем, чтобы продать или купить товары и услуги. На свободном рынке  процесс обмена, купли-продажи определяет, кому какие товары следует производить, а так же что и как покупать.

     Подходя к понятию рынка более детально, возможно отметить, что рынок состоит  из ряда обязательных элементов (каждый из этих элементов, характеризует какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс):

  • покупатель (люди, группы, организации) со своими потребностями;
  • наличие продавцов, желающих и имеющих возможность продать;
  • покупательская сила (деньги);
  • желания (купить).

     Рынок - совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется реализация товаров и услуг.

Обязательным  условием рынка является обмен товарами или услугами. Для того чтобы совершился обмен, необходимо соблюдение следующих  условий:

  • сторон, вступающих в обмен, должно быть как минимум две (продавец и покупатель);
  • каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы заинтересовать другую;
  • каждая сторона должна быть способна осуществить коммуникацию и доставку своего товара;
  • каждая сторона должна быть свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;
  • каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
 
 
 

2. Типы и виды  рынка.

     Рынок – это центральная категория  любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного  труда.

     С древних времен рынок определяется как место торговли продуктами и  товарами (рыночная площадь). Предпосылками  его возникновения являются общественное разделение труда и частная собственность  на продукты труда. Условием существования  рынка является необходимость обмена результатами труда между хозяйствующими субъектами.

     Различают следующие типы рынков.

  1. Свободный рынок. Он характеризуется свободой выбора товара при покупке, свободой выбора места и формы продажи, свободой ценообразования, свободой поведения субъекта рынка. Субъектами рынка выступают юридические лица (предприятия, фирмы, компании), физические лица (лица, имеющие собственность).
  2. Стихийный рынок. Характеризуется неограниченной свободой его контрагентов.
  3. Организованный рынок. Цивилизованный рынок, на котором поведение контрагентов ограничено рамками дозволенного. Формами организованного рынка выступают оптовая и розничная торговли, биржи, аукционы.

     Организованный  рынок характеризуется сочетанием рыночных и плановых элементов. Рынок  и план - два антипода. Первый предполагает распределение факторов производства и потребительских благ через механизм спроса и предложения, второй - через централизованное планирование из вышестоящего органа.

   Различают четыре модели цивилизованного рынка:

  1. рынок свободной конкуренции;
  2. рынок чистой монополии;
  3. рынок монополистической конкуренции;
  4. рынок олигополии.

     Характеристики  моделей рынка

Таблица 1

Характерные черты Модели  рынка
Свободная конкуренция Монополистическая конкуренция Чистая  монополия Олигополия
Число предприятий на рынке  
Очень много
 
Много
 
Одно
 
Несколько
Тип товара Стандартизованный Дифференцированный Уникальный Любой
Контроль  за ценой          
Отсутствует
 
В узких  рамках
 
Значительный
 
Ограничен
Условия вступления в отрасль          
Легкие
 
Сравнительно  легкие
 
Блокированы
 
Наличие барьера
 

                    

     Рынок – это сфера обмена, где действует  совокупность реальных и потенциальных  продавцов и покупателей. Можно выделить следующие виды рынков:  

  1. Прежде  всего, рынки делят по содержанию - в зависимости от того, какой товар находится в обращении на рынке.  Поэтому выделяют:

а) рынок  товаров;

б) рынок  услуг;

в) рынок  рабочей силы;

г) рынок ноу-хау (новых технологий);

д) рынок  ценных бумаг;

е) сырьевой рынок. 

  1. В зависимости от того, как соотносятся  спрос и  предложение, рынки делят на две разновидности:

     а) для рынка потребителя характерно то, что предложение превышает  спрос. В силу этого на таком рынке  покупатель представляет собой силу: он имеет возможность выбирать из разных товаров тот, который в  наибольшей степени соответствует  его потребностям, и тем самым  отказывается от других товаров. На таком  рынке производитель заинтересован  в том, чтобы потребитель покупал  именно его товар. 

      б) на рынке производителя наблюдается  обратное соотношение: спрос превышает  предложение. По этой причине потребитель  будет покупать товары независимо от того, устраивают ли его в полной мере цена, качество и другие свойства этого товара. Для производителя  это более выгодно, он не должен стремиться к тому, чтобы его товар был  конкурентоспособным, обладал какими-то преимуществами по отношению к другим таким же товарам. Потребители все  равно будут покупать товар. 

  1. По  масштабам деятельности рынки подразделяются на региональные, внутренние (национальные), внешние (международные). Международные рынки, в свою очередь, на основании политико-экономических признаков нередко делят на рынок развитых стран и рынки развивающихся стран.
 
  1. В зависимости от того, кто является потребителем, рынки делят на потребительские и рынки предприятии. Для потребительского рынка характерно то, что на нем действуют отдельные лица или домашние хозяйства, которые закупают товары для личного использования. При этом важно, что товары приобретаются не для коммерческого использования. Такие рынки характеризуются высокой гибкостью спроса и большим количеством партнеров.
 

  Рынок предприятий - это рынок, на котором приобретаются  товары для коммерческого использования. Для таких рынков характерна меньшая  гибкость спроса, высокая компетентность покупателей при выборе товаров, относительно небольшое количество участников. 

      На  основании того, какие товары приобретаются  на рынке предприятий, выделяют:

     а) рынок товаров промышленного  назначения, к которым относят  сырье, материалы, комплектующие, оборудование - все, что используется в производстве других товаров; 

     б) рынок промежуточных продавцов, которые покупают товары для перепродажи  с целью извлечения прибыли; 

     в) рынок правительственных учреждений, как уровня страны, так и местного уровня, которые приобретают товары для того, чтобы осуществлять свои властные функции. 

  1. Различают также открытые и закрытые рынки. Открытые рынки - это рынки в обычном  смысле слова, на которых действует  неограниченное число покупателей  и продавцов, не связанных друг с  другом никакими некоммерческими отношениями.
 

  В силу того что  на таких рынках имеется большое  количество конкурирующих организаций, для них нехарактерны длительные договоры. У участников рынков этого  типа имеется множество возможностей найти более выгодных и удобных  партнеров. 

      Закрытые  рынки - это рынки, участники которых  связаны некоммерческими отношениями. К последним можно отнести  отношения, которые регулируются разного  рода соглашениями о специализации  и кооперировании, договорами (валютно-кредитными, военными, политическими), а также отношения юридической зависимости. Закрытые рынки обычно складываются между государственными учреждениями и предприятиями, а также между филиалами одного предприятия или в рамках объединений предприятий. 

     Нередко владельцы специально создают самостоятельные  организации, одни из которых занимаются производством, другие - продажей товара, третьи - снабжением производства всеми  необходимыми материалами и комплектующими.

     Каждый  из этих рынков имеет свои особенности, все они имеют общие черты  и между ними существует тесная взаимосвязь.

     Рынок заставляет всех участников экономической  жизни следующее:

  • добиваться высокого качества товаров и услуг
  • довиваться лучшего удовлетворения спроса и потребления.

Информация о работе Сущность рынка, его типы и виды