Таможенные процедуры: понятие, сущность, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение роли таможенных процедур, а также условия, виды и порядок применения таможенных процедур для таможенных целей.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
раскрыть понятие таможенной процедуры;
рассмотреть порядок помещения товаров под таможенную процедуру;
изучить виды таможенных процедур.

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Введение

Стремление России к присоединению к Всемирной торговой организации (далее – ВТО) требует принятия определенных мер, направленных на создание правового таможенного законодательства, которое отвечало бы международным требованиям. Так 2010 год стал для Российской Федерации переломным с области реформирования таможенного законодательства. Предшествующими факторами стали:

- организация Таможенного союза  в рамках Евразийского экономического  сообщества (далее – ЕврАзЭс) и  ввод в действие Единого таможенного тарифа Таможенного союза (01 января 2010г.);

- ввод в действие Таможенного  кодекса Таможенного союза (01 июля 2010г.; далее – ТК ТС) вместо  ранее использовавшегося Таможенного  кодекса Российской Федерации;

- присоединение РФ к Киотской  конвенции,

С принятием ТК ТС изменилось традиционное для таможенного законодательства понятие "таможенный режим", замененное более широким, в смысле определения, термином "таможенная процедура".

Хотя по-прежнему особое значение для таможенных правоотношений предоставляет помещение товаров под определенную процедуру, поскольку ввоз товаров на таможенную территорию и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур и соблюдать её.

Поэтому понятие "таможенная процедура" является одним из центральных и наиболее важных понятий таможенного права.

На практике "таможенная процедура" является своеобразным "остовом", на который опираются права и обязанности декларанта – лица, перемещающего товары (или таможенного брокера), а так же таможенного органа. Таможенная процедура определяет меру допустимого и должного поведения в отношении перемещаемого через таможенную границу ТС товара, величину, сроки и порядок уплаты таможенных платежей, необходимость применения тех или иных мер нетарифного ограничения и т.п.

Либерализация внешнеэкономической деятельности существенно расширила круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. В связи с этим возрастают роль и значение правового регулирования экспортно-импортных отношений, неотъемлемой частью которых являются таможенные операции. Это, в свою очередь, потребовало разработки системы нормативных актов, центральное место среди которых в настоящее время занимает Таможенный кодекс Таможенного Союза, вступивший в действие с 01 июля 2010 года.

С июля 2010 года Беларусь, Россия и Казахстан начали работать на единой таможенной территории Таможенного союза (ТТ ТС) по Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС).

Это стало возможным благодаря созданию системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений в ТС Беларуси, России и Казахстана, которая обеспечивает экономическую безопасность и таможенный суверенитет, активизацию экономических связей государств-членов ТС с мировым хозяйством, защиту прав граждан и субъектов хозяйствования, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу ТС.

При подготовке ТК ТС эксперты таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан руководствовались положениями Киотской конвенции. ТК ТС соответствует самым современным нормам международного права и создан по прагматическому принципу, с тем, чтобы обеспечить максимальную прозрачность и максимальное удобство, как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов.

В практику таможенных органов Российской Федерации, Беларуси и Казахстана введены новые понятия, теперь по-новому регулируются ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа и смысловое наполнение.

Основным отличием нового порядка совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую ТТ ТС от ранее действовавшего является то, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов ТС и помешенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товары Таможенного союза», получают право свободно обращаться на всей ТТ ТС, Такое же право свободно обращаться на всей ТТ ТС с 1 июля 2010 г. получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары. которые на указанную дату признавались отечественными в государствах - членах ТС.

Таможенные режимы с введением в действие нового кодекса стали именоваться «таможенными процедурами». Добавились некоторые таможенные процедуры.

Таможенные процедуры непосредственно оказывают влияние на экономику хозяйственной деятельности и в конечном счете - на конкурентоспособность предприятий на внешних рынках. Это вызывает необходимость правильного применения норм таможенного законодательства ТС как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами.

Целью работы является рассмотрение роли таможенных процедур, а также условия, виды и порядок применения таможенных процедур для таможенных целей.

Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

раскрыть понятие таможенной процедуры;

рассмотреть порядок помещения товаров под таможенную процедуру;

изучить виды таможенных процедур.

1 Таможенные процедуры: понятие, сущность, виды

1.1 Порядок применения  таможенных процедур переработки

Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу закреплены в главе 22 раздела 4 ТК ТС 2010 г.

Перемещение товаров во всех случаях связано с соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности определенных условий и требований, установленных законодательством. Статья 150 ТК ТС закрепляет основополагающий принцип, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из страны товаров. При этом таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства в части, связанной с перемещением грузов через таможенную границу. Что же следует понимать под таким перемещением?

Под перемещением через таможенную границу О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко понимают совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Под товарами в таможенном праве понимаются "любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства". Такое определение "товары" включает в себя валюту государств – членов Таможенного союза, валютные ценности и некоторые другие товары, являющиеся предметами валютно-правовых отношений. Однако в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 18.07.2011 г.) "О валютном регулировании и валютном контроле":

– ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

При перемещении товаров через таможенную границу должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные законодательством РФ.

"Запреты и ограничения" по  ТК ТС 2010 г. соответствуют понятию "меры экономической политики", которое использовалось в Таможенном  кодексе РФ 1993 г. под мерами экономической  политики понимались квотирование, лицензирование и установление минимальных и максимальных цен. В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" появляется понятие "нетарифное регулирование". К мерам нетарифного регулирования относятся меры экономической политики (квотирование, лицензирование), а также иные запреты и ограничения.

К запретам и ограничениям экономического характера относятся запреты на ввоз товаров из определенной страны (эмбарго), запреты на ввоз (вывоз) определенных видов товаров, лицензирование, квотирование, применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.

Статья 152 ТК ТС говорит об обязанности перевозчика немедленно вывезти с таможенной территории Таможенного союза товары, запрещенные к ввозу. В случае невозможности вывоза эти товары задерживаются в соответствии с гл. 21 ТК ТС.

Статья 150 ТК ТС определила положение, согласно которому расходы у декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию или их вывоз с этой территории таможенными органами не возмещается.

Применение запретов и ограничений экономического характера зависит от избранной таможенной процедуры. Эти запреты применяются в рамках таких таможенных процедур, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. Если товары заявляются под иные таможенные процедуры, то к ним запреты и ограничения экономического характера не применяются.

Само собой, ТК ТС определил не только права, но и обязанности участников ВЭД. Так, часть 3 ст. 150 ТК ТС утвердила положение, согласно которому:

- товары, перемещаемые через таможенную  границу, подлежат таможенному контролю, в порядке, предусмотренном таможенным  и иным законодательством стран  – членов ТС. Но далее ст. 150 ТК ТС, защищая интересы участников ВЭД, специально подчеркнула положение, согласно которому:

- таможенные органы и их должностные  лица при осуществлении таможенного  оформления и контроля не вправе  устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами. При этом требования таможенных органов не могут служить препятствием для перемещения товаров через таможенную границу в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Далее ст. 153 ТК ТС говорит об обязанности всех лиц проводить таможенное оформление в соответствии с требованием Таможенного кодекса ТС, а после выпуска товаров пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Вопросы пользования и распоряжения товарами, являющимися предметами таможенных правоотношений, играют ключевую роль в механизме таможенно-правового регулирования.

Как известно, пользование и распоряжение имуществом наряду с владением является правомочием собственника.

Правомочие пользования – это, основанная на законе, возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

Правомочие распоряжения – основанная на законе, возможность изменения принадлежности, состояния или назначения имущества.

Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами определяет статус товаров для таможенных целей.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ:

- право распоряжения имуществом  является составной частью права  собственности. Соответственно, право  распоряжения означает право  определять по своему усмотрению  юридическую судьбу вещи, вплоть  до ее уничтожения.

Следует различать право определять юридическую судьбу товаров и право совершать юридически значимые действия с товарами от собственного имени (например, выступать в качестве отправителя товаров, организовывать их перевозку, помещать товары на хранение и т.д.).

При оценке наличия у лица права распоряжения товарами для реализации правомочия выступать в качестве декларанта следует учитывать положение п. 1 ст. 153 ТК ТС, согласно которому:

- никто не вправе пользоваться  и распоряжаться товарами до  их выпуска иначе как в соответствии  с порядком и условиями, предусмотренными им. Таким образом, законодатель ограничил наделение третьего лица правом распоряжения на основании волеизъявления лица. Однако наделение таким правом возможно в силу закона.

Следует также учитывать особенности, связанные с применением различных таможенных процедур, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. В качестве декларанта при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории может выступать лицо страны – члена ТС, непосредственно осуществляющее операции по переработке с товарами.

Конкретные обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет лицо страны – члена ТС, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.

Через таможенную границу ТС товары перемещаются в соответствии с их таможенными процедурами. Ввоз или вывоз имущества влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур. Правовые режимы, как правило, устанавливаются в сферах действия отраслей публичного права, так как отражают интересы государства в той или иной области или сфере. В таможенном праве применение процедур обусловлено целями и задачами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. На таможенные органы возлагаются обязанности по применению установленных мер для обеспечения соблюдения режимных правил.

Важнейшим условием применения таможенных процедур, является определение его действия во времени и пространстве, так считают О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. Здесь следует различать характер самого перемещения, т.е. осуществления ввоза или вывоза. Начало действия таможенной процедуры при ввозе товаров – момент пересечения таможенной границы Таможенного союза. Нормы таможенного законодательства не могут быть применены во время нахождения предметов на территории иностранного государства. Как только груз попал на таможенную территорию ТС, его статус определяется таможенно–правовыми нормами Российской Федерации и Таможенного союза. А это означает, что начинает действовать определенная таможенная процедура.

При вывозе товаров таможенная процедура вступает в действие с начала таможенного оформления, т.е. с момента его размещения в зоне таможенного контроля. Все условия должны быть соблюдены до фактического пересечения товаром границы. В противном случае груз, попав на территорию иностранного государства, исчезает из "поля зрения" таможенных органов. Поэтому заявление лица о намерении вывезти товары из ТС означает начало действия таможенной процедуры.

Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется согласно ст. 203 ТК ТС с разрешения таможенного органа, которое выдается при соблюдении лицом требований, составляющих содержание конкретной таможенной процедуры. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.

Информация о работе Таможенные процедуры: понятие, сущность, виды