Коммерческая деятельность торговой организации и пути повышения ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия «коммерческая деятельность», анализ проведения коммерческой деятельности на розничном торговом предприятии, а также обоснование путей повышения эффективности коммерческой работы на примере конкретной организации.

Оглавление

Введение …………………………………………………………...……… 3


1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Сущность и функции коммерческой деятельности ………………… 5


1.2 Система показателей, используемых при оценке эффективности коммерческой деятельности ………………………………………….…. 15


2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «УНИВЕРСАМ «ЮБИЛЕЙНЫЙ-92»


2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ..… 18


2.2 Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» ……………………………………. 22


3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «УНИВЕРСАМ «ЮБИЛЕЙНЫЙ-92» ….…...…..……. 29


Заключение ………………………………………………………….…… 33


Список использованных источников литературы ……………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 272.50 Кб (Скачать)
 

         Наиболее общую  характеристику результатов коммерческой деятельности может дать рентабельность. Положительный финансовый результат обеспечивается, прежде всего, за счет эффективности каждой заключаемой сделки и высокой скорости оборота вкладываемых средств. Также эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от того, какими средствами располагает предприятие (собственными и заемными) и насколько умело ими маневрирует. Кроме реализации товаров, торговые предприятия оказывают услуги. Также на прибыль воздействуют услуги, оказываемые торговым предприятием и удовлетворенность спроса населения.  
 
 
 
 
 
 

         2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «УНИВЕРСАМ «ЮБИЛЕЙНЫЙ-92» 

         2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 

         ЗАО «Юбилейный-92»  является продовольственным магазином, расположенным в Минске по ул. Заславская 23/1. Универсам расположен в отдельно стоящем здании и имеет свободный подъезд.

             

         Открытие данного торгового предприятия состоялось в 1986 году с общей торговой площадью 3100 м2. В этом году торговое предприятие имело штат 114 человек. В 1992 году магазин становиться арендным предприятием и увеличивает штат до 140 человек. В апреле 1994 года магазин становится закрытым акционерным обществом со штатом в 160 человек. На сегодняшний момент штат предприятия составляет 272 человека, из них руководящие должности занимают 65 человек. В 1996 году было установлено новое торговое оборудование. В этом же году была модернизирована пекарня. В 1997 году был сделан капитальный ремонт торговых площадей. В 1998 году был открыт мясоперерабатывающий цех. В апреле 2003 года были открыты линия быстрого питания и мини-кафе «Санта Мария». В декабре того же года открылся кондитерский цех.

         Положительными чертами  данного торгового предприятия  является то, что оно при своей относительно небольшой площади (3100 м²) имеет в наличии линию быстрого питания, цех по выпечке хлебобулочных изделий собственной рецептуры, кондитерские изделия и торты собственного производства, широкий ассортимент кулинарной продукции, огромное количество дополнительных услуг (бесплатная автостоянка, доставка товаров на дом, изготовление кондитерских изделий на заказ, пункт обмена валют, продажа живых цветов, прокат и продажа видео-аудио дисков, фото-видео сервис, изготовление ключей, аптека, банкомат, безналичный расчет, продажа кваса в летнее время, мини-кафе «Санта Мария», обслуживание свадеб и банкетов и др.).

         Режим работы: с 8.00 до 23.00. Состав помещений: общая площадь − 3100 м², площадь торгового зала − 1100м², административные и подсобно-хозяйственные помещения. Предприятие оснащено современным оборудованием и компьютеризованными узлами расчета.

         Магазин торгует  всеми видами продовольственных  товаров, а также некоторыми видами непродовольственных,

         Основная цель организации - хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, а также удовлетворение потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах.

         ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» расположен в районе общегородского значения с развитой инфраструктурой. В районе деятельности организации находятся крупные торговые объекты: «Радиотехника», «Товары для молодежи», «Техника в быту», «Корона», крупные медицинские учреждения, ряд банков, институтов.

         Что касается конкурентов  магазина, но как не удивительно  в таком месте, но их почти нет. Относительно недалеко находится магазин «Соседи» в Веснянке такой магазин можно рассматривать как пример успешной деятельности. Также дальше по ул. Романовская Слобода находится небольшой магазин «Хлеб». 

         Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия в таблице 2.1

Таблица 2.1 Основные статистические показатели деятельности за 2009 и 2010 гг., тыс. руб.

Показатели 2009 год 2010 год

Отклонение

План Факт От плана 2010 год в %

к 2009 году

В ∑

В %

Товарооборот  в фактических ценах 29120000 33000000 34672000 1672000 105.1 119.1
Доходы  от осн. Деятельности 5212480 5907000 6171620 264620 104.5 118.4
Уровень ДОД, % 17.9 17.9 17.8 15.8 99.4 99.4
Расходы по осн. Деятельности 3669120 4059000 4542040 483040 111.9 123.8
Уровень расх.по реализации, % 12.6 12.3 13.1 28.9 106.5 104.0
Прибыль от реализации 1012580 1246480 1001120 -245360 80.3 98.9
Уровень прибыли от реализации 3.5 3.8 2.9 -0.9 76.4 83.0
Сальдо  от внереализ.операций -1100 - 34672 - - -3152.0
Итоговая  прибыль 1011480 1246480 1035792 -210688 83.1 102.4
Уровень итоговой (общей) прибыли, % 3.5 3.8 3.0 -0.8 79.1 86.0
Чистая прибыль 480700 644960 407332 -237628 63.2 84.7
Уровень ЧП, % 2.1 1.9 2.5 0.6 131.6 120.8
Торговая  площадь, м2 1000 1000 1000 0.0 100.0 100.0
 

         По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод, что плановое задание за 2010 г. было выполнено на 105,1 %, а сумма перевыполнения составила 1672000 тыс.руб. По сравнению с 2009 г. объем товарооборота возрос на 19,1 % (34672000/29120000*100).

         Увеличение общей  суммы дохода от основной деятельности за 2010 год по сравнению с 2009 годом связано с увеличением розничного товарооборота, темп роста которого составил за 2010 год к аналогичному периоду прошлого года в действующих ценах 119,1 %, а в сопоставимых ценах товарооборот увеличился на 100,9%.

         Однако, следует отметить, что в отчетном периоде произошло  снижение среднего уровня дохода от основной деятельности в % к товарообороту в действующих ценах с 17,9 % до 17,8 %, т.к. увеличились расходы по основной деятельности. 
 
 
 
 

         2.2 Анализ показателей  эффективности коммерческой  деятельности ЗАО «Юбилейный –92» 

         Основной целью  анализа показателей эффективности коммерческой деятельности является выявление недостатков финансовой деятельности предприятия, а так же разработка плана по укреплению финансовой устойчивости.

         Так как никаких  определенных критериев оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия нет, то проведем краткий анализ эффективности и рентабельности деятельности универсама, используя статистические данные бухгалтерской отчетности и ее приложений, а также отчета о финансовых результатах предприятия за 2009-2010 гг.

         Общая сумма дохода основной деятельности от реализации товаров за 2010 год по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилась на 960 млн.руб. и составила 6172 млн.рублей. Темп роста дохода основной деятельности за январь-декабрь текущего года составил по отношению к январю-декабрю прошлого года 118,4 % (таблица 2.2). 

Таблица 2.2. Анализ дохода основной деятельности

Показатели Прошлый период за 2009 г. Отчетный период за 2010г. Отклонение 2010г. от 2009 г.(+/-) 2010г. в % к  2009 г.
Розничный товарооборот, млн.руб.        
— в  действующих ценах 29120 34672 5552 119.1
— в  сопоставимых ценах 29120 29384 264 100.9
Общая сумма ДОД от реализации товаров, млн.руб. 5212 6172 960 118.4
Средний уровень ДОД в % к т/об. в действующих  ценах 17.9 17.8 3.1 117.4
Сумма налогов и обязат. Платежей, взимаемых  за счет ДОД, млн.руб. 530 628 98 118.5
Уровень налогов в % к товарообороту в действ. ценах 1.8 2.1 0.3 117.4
Сумма ДОД, остающегося в распоряжении торг. предприятия, млн.руб. 4682 5544 862 118.4
Уровень ДОД, остающегося в распоряжении торг. предприятия, в % к т/об. в действующих ценах 16,1 16,0 -0,1 99,4

         Из таблицы 2.2 следует, что доход основной деятельности, остающийся в распоряжении торгового предприятия за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличился на 862 млн.руб. и составил соответственно 5544 млн.руб. против 4682 млн.руб. в 2009 году, при снижении уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия на 0,1 процентных пункта.

         Основным показателем  хозяйственной деятельности является прибыль, так как от ее размера  зависит дальнейшее развитие предприятия, возможность конкурировать на рынке за счет внедрения современного оборудования, стимулирование работников за труд, решение социальных вопросов.

         На снижение прибыли  повлияли следующие факторы:

  • Снижение среднего уровня дохода основной деятельности с 17,9 % на 17,8 %;
    • Рост расходов на основную деятельность и их уровень к обороту.

         Анализируя выполнение плановых показателей по прибыли, видно, что они не выполнены.

         Влияние на прибыль  следующих факторов:

1. изменение объема товарооборота =

       

2. изменение среднего уровня расходов на реализацию =

       

3. изменение  среднего уровня ДОД =

       

         Сумма невыполнения прибыли от реализации составила 245360 тыс.руб., итоговой прибыли — 210688 тыс.руб., чистой прибыли — 237628 тыс.руб., что отрицательно характеризует работу торгового предприятия.

         С отрицательной  стороны работу торгового предприятия  характеризуют и показатели рентабельности. В отчетном году они ниже по сравнению с прошлым периодом. Также и рентабельность оборота снизилась на 0,5 %.

         Результативность  хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок.

         На предприятии  в 2009 году было 387 поставщиков. На конец 2010 года стало 583 поставщика продукции, из них 106 поставщиков парфюмерно-косметических товаров, а остальные ─ продуктов питания (в день бывает до 100-120).

         Ассортимент товаров  у поставщиков довольно широкий. Анализируя группы товаров по ассортименту можно заметить, что товар поставляется как государственными предприятиями, так и коммерческими структурами, но преобладающее большинство коммерческих предприятий.

         В то же время, несмотря на выгодное месторасположение, такой большой товарооборот ─ предприятие имеет невысокую прибыль за последнее время. Это связано с постоянным обновлением магазина. За последние несколько лет магазин значительно преобразился: произошла перепланировка некоторых отделов, поменялось все торговое оборудование, был сделан ремонт.

         Ликвидация централизации  управления товарными ресурсами  в современных условиях наполнила новым содержанием коммерческую деятельность предприятия. Самостоятельность при определении торговой политики, выборе поставщиков и условий поставки, выработке ценовой стратегии, формировании коммерческих служб обеспечивает предприятию возможность эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

         В новых условиях хозяйствования организация коммерческой деятельности предприятий строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности стороны за выполнение принятых обязательств.

         Рациональные хозяйственные  связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствуют своевременной поставке продукции потребителям. Предприятие устанавливает связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками. Поставщиками импортных товаров чаще всего являются перекупщики товаров (посредники или частные фирмы). При таких связях снижаются издержки предприятий, так как товар ввозится поставщиком, и предприятие не несет транспортных расходов.

         Важно отметить, что импортная продукция в магазинах ЗАО «Юбилейный-92» составляет 35,2% (по оценке специалистов предприятия). Основным недостатком отечественной продукции, по мнению покупателей магазина ЗАО «Юбилейный-92», является низкое качество, отсутствие информации о составных компонентах продукта, отсутствие хорошей современной упаковки. Положительными качествами отечественной продукции является практически 100%-ое содержание натурального продукта.

Информация о работе Коммерческая деятельность торговой организации и пути повышения ее эффективности