Качество и конкурентноспособность товаров, их место в стратегии маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:28, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства.

Оглавление

1. Конкуренция ее функции и виды.

2. Конкурентоспособность товара и ее значение в стратегии маркетинг.

3.Современные формы и методы стимулирования сбыта.

4.Литература.

Файлы: 1 файл

Качество и конкурентноспособность товаров.docx

— 70.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАРКЕТИНГУ

«КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ, ИХ МЕСТО В СТРАТЕГИИ  МАРКЕТИНГА»

Выполнила: студентка

Группа ВС-2

Квачёва Елена

Москва 2012

 

Содержание

1. Конкуренция ее функции и виды.

2. Конкурентоспособность товара и ее значение в стратегии маркетинг.

3.Современные формы и методы стимулирования сбыта.

4.Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкуренция ее функции и виды. Конкурентоспособность товара и ее значение в стратегии маркетинга

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция выполняет  в рыночной экономике важнейшую  функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Конкуренция в рыночной экономике  выполняет функции обеспечения безопасности, регулирования, мотивации, а также распределения и контроля. Функция обеспечения безопасности предпринимателей При большом числе конкурентов всех уничтожить просто невозможно. Напротив, следствием монополизма на рынке является криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью винтовки.

Все это подтверждает тот  факт, что конкуренция относится  к сфере публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в целом. В этом качестве конкуренция  поддерживается государством и охраняется различными правовыми средствами. Ради достижения общественно значимых результатов  государство создает и использует специальную систему правил и  мер, гарантирующих само наличие  конкуренции и ее качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом  государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и  нуждается в основательном правовом оформлении. Функция регулирования заключается в том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.

Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в  те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль возникает лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.

Для предпринимателя конкуренция  означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят ее  с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение  в виде прибыли (позитивные  санкции). Это стимулирует технический  прогресс;

-предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам. Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу предпринимателей, использующих свои ресурсы наиболее эффективно. Именно в этом проявляется другая экономическая роль конкуренции - функция распределения. Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не дает какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю.

     Существует  множество критериев и подходов  к классификации конкуренции. В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».  В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.          Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

 

2.Конкурентоспособность. Её место в стратегии маркетинга.

 

Проблема качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность  концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя  под угрозой вытеснения с рынка  непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет  либо снижает его возможность. Конкурентоспособность  товара решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более  того, важной составной частью конкурентоспособности  товара является уровень затрат потребителя  за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими  в условиях широкого предложения  конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят  их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности  соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых  они базируются. Любой товар, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей  тот товар, который наиболее полно  соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного  сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность  понятие относительное, чётко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. И поскольку у каждого  покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных  потребностей, конкурентоспособность  приобретает ещё и индивидуальный оттенок. Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой  товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал  конкурентоспособности. Такой процесс  можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется  по графику, обеспечивающему его  выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним  изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность  новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной.

 

3.Современные формы и методы стимулирования сбыта.

 

Стимулирование  сбыта - ключевой элемент маркетинговых кампаний, заключается в применении разнообразных, преимущественно краткосрочных, побудительных средств, призванных ускорить или увеличить продажи отдельных товаров или услуг потребителям или торговым предприятиям. В то время как реклама предлагает основание для покупки товара, стимулирование сбыта поощряет ее. Стимулирование сбыта включает различные средства стимулирования потребителей - распространение образцов, купонов, предложения компенсации, снижение цен, премии, призы, вознаграждение клиентов, бесплатные пробы, гарантии, продажа на определенных условиях, перекрестное (совместное) стимулирование, демонстрации в местах продажи; стимулирование торговли - снижение цен, pекламные и демонстрационные скидки, бесплатные товары; стимулирование деловых партнеров и персонала торговой службы - торговые выставки и конференции, соревнования торговых представителей и специальная реклама.

Чтобы справиться с задачами маркетинга, только классической рекламы  часто оказывается недостаточно. Поэтому привлекаются другие инструменты  коммуникации. Один из таких инструментов – стимулирование сбыта, (поддержка  продажи или поддержка сбыта).

Поддержка сбыта, направленная на потребителей, может принимать  следующие формы:

- различные конкурсы  и игры;

- представление скидок, например, по случаю вывода товара  на рынок или скидка за верность  товару;

- распределение бесплатных  проб или талонов;

- ввод в ассортимент  нехарактерных товаров (книги  в кофейном магазине) и продажа  их по себестоимости.

Поддержка сбыта, направленная на внешнюю службу, должна улучшать мотивацию и способности ее работников. Типичные мероприятия при этом:

- соревнования между  работниками, премии, моральные поощрения,  обучение, информирование и тренирование;

- предоставление информационных  материалов – брошюр, фильмов  и т.д.

Большинство из названных  выше мероприятий может использоваться и для работы с торговлей. Можно  добавить еще и следующие:

- предоставление скидок  для новых продуктов и при  акциях торговли, связанных с  уменьшением цен;

- использование в магазинах  пропагандистов для демонстрации  продукта и раздачи проб;

- предоставление дисплей – материала.

 

Методы стимулирования:

1.Методы  стимулирования потребителей

В количественном отношении  стимулирование главным образом

направлено на потребителя: именно ему предназначены три  четверти акций

стимулирования. Оно адресовано к массам, к публике в целом. Его функция -

реализовать продажу, создать  прибыль на месте, где товар продается. В этом

стимулирование отличается от технологий так называемого «прямого

маркетинга», который обращается непосредственно к индивидуумам, с целью вызвать спрос без поддержки торгового предприятия.

Стимулирование потребителей воспринимается ими как «бесплатный

подарок» или развлечение. Потребитель имеет возможность  выбора среди

предложенных ему вариантов  стимулирования и безразличен к  тому, от кого

идёт стимулирование —  от производителя или торговой сети.

На рис. 2.1. приводится диаграмма, характеризующая частоту  применения ряда методов стимулирования потребителей.

Информация о работе Качество и конкурентноспособность товаров, их место в стратегии маркетинга