Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:12, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие механизмов анализа и изучения потребителей и сегментация товарного рынка продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение содержание и направления анализа рынка;
рассмотрение позиционирования товара на рынке;
раскрыть сущность основных методов рыночной сегментации.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретические основы анализа и изучения рынка………………………….
1.1 Содержание и направления анализа рынка………………………………...
1.2 Уровни, методы, и эффективность сегментирования рынка……………..
2. Анализ текущей маркетинговой ситуации на предприятии ОАО "ЛУКОЙЛ"……………………………………………………………………….
2.1 Характеристика предприятия ………………………………………………
2.2 Анализ маркетинговой деятельности на ОАО"ЛУКОЙЛ"………………..
3. Изучения потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО "ЛУКОЙЛ"……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………... 3
• изучение групп покупателей и их покупательской способности;
• поиск информации о продукции, перспективной для рынков сбыта;
• поиск информации о конкурентах, методах их работы, тенденциях развития техники;
•
подготовка руководству предприятия отчетов
о работах но маркетингу.
3. Изучение потребителей
и сегментация товарного рынка продукции
ОАО «ЛУКОЙЛ»
Любая организация существует в тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в её жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности. Организация получает сырьё, энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразует их в продукты или услуги и передаёт во внешнюю среду. Она находится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность существования и развития.14
Существуют функциональные области внешней среды одна, из которых государственная среда, которая играет не маловажную роль в жизни НК «ЛУКОЙЛ»
О значении НК "ЛУКОЙЛ" в российской экономике скажут несколько цифр. Компания обеспечивает свыше 23% общероссийской добычи и экспорта нефти, свыше 14% нефтепереработки и является крупнейшим поставщиком разных видов топлива. Заводы Компании выпускают более 100 видов продукции переработки и нефтехимии. Клиентская база НК "ЛУКОЙЛ" - более 5 млн. потребителей: физических лиц, коммерческих предприятий и государственных учреждений.
Компания является одним из крупнейших налогоплательщиков России, формируя около 5% фискальных доходов консолидированного бюджета страны. Во многих городах Компания выполняет градообразующие функции, обеспечивая основной объем налоговых платежей и занятость населения. Фактические налоговые платежи Компании в 2009 году превысили 100 млрд рублей.
ЛУКОЙЛ обладает преимущественно капиталоемкими производствами и финансирует крупномасштабные инвестиционные проекты. В стадиях подготовки или реализации находятся крупные программы - разработка нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции, Северного Каспия и Ямала, развитие нефтехимических комплексов, модернизация перерабатывающих заводов, создание мощного танкерного флота.
Инвестиции Компании на 2001-2010 годы оцениваются на сумму до 900 млрд. рублей (эквивалент 30 млрд. долларов США). В 2009 году - 64 млрд. рублей.
Один из приоритетов - научно-техническое развитие. Компания в числе первых стала применять современные технологии в добыче и переработке нефти. НК "ЛУКОЙЛ" принадлежат более 500 зарегистрированных патентов на изобретения, промышленные образцы и модели. Ежегодно на рынок поставляется до 10 видов новых или модифицированных продуктов под товарным знаком "ЛУКОЙЛ”
ЛУКОЙЛ
интенсивно развивает сеть сбыта
нефтепродуктов не только в России,
но и за рубежом. Компания располагает
сетью АЗС в республиках
Увеличение рыночной доли зарубежных операций - одна из составных частей стратегии развития Компании.
Рост доли зарубежных операций Компании свидетельствует о постепенной трансформации ЛУКОЙЛ в международную корпорацию.
В настоящее время зарубежные запасы составляют 30% от общих запасов нефти Компании. Доля добычи и переработки нефти за пределами России в общих объемах производства ЛУКОЙЛ составляет соответственно 3% и 30%.
Компания активно разрабатывает проекты по разведке и добыче нефти и газа на территории республик бывшего СССР.
В Казахстане она имеет доли в 3-х действующих проектах:
• 5% в разработке нефтяного месторождения Тенгиз
• 15% в Соглашении о разделе продукции по газоконденсатному месторождению Карачаганак
• 50% в разработке нефтяного месторождения Кумколь
В Азербайджане также разрабатываются 3 проекта.
Компании принадлежат:
• 10% долевого участия в разработке морских месторождений Азери, Чыраг, Гюнешли
• 5% долевого участия в Соглашении о разделе добычи на месторождении Шах-Дениз
• 60% долевого участия в Соглашении о разведке, разработке и долевом разделе добычи по перспективному блоку D-222 (Ямала)
В дальнем зарубежье ЛУКОЙЛ имеет долевое участие в следующих проектах:
• Разработка второй очереди месторождения Западная Курна в Ираке - 68,5%
• Разработке месторождения Мелейя в Египте - 6%
ЛУКОЙЛ планирует наращивать объемы работ по зарубежным проектам в качестве одного из основных условий обеспечения своего устойчивого развития.
Проведем анализ потребителей ОАО «ЛУКОЙЛ». Основные потребители продукции предприятия представлены на рисунке 2.
Рис. 2.- Основные потребители продукции предприятия
Рассмотрим доли основных потребителей продукции предприятия в общем, объеме реализации его продукции (таблица 2).
Таблица 2 - Основные потребители продукции
предприятия (2009 год)
Наименование потребителя | Объем реализованной продукции, млн. руб. |
Юридические лица | 7 394 724 |
Частные лица | 4 436 834 |
Прочие | 492 981 |
Итого | 12 324 539 |
Рис. 3 Доли основных потребителей продукции предприятия в его выручке
Таким образом, из рисунка 3 видно, что основным потребителем продукции ОАО «ЛУКОЙЛ» являются юридические лица (небольшие фирмы).
Доля данного потребителя на 2009 год составила 60 % от общего объема реализации всей продукции ОАО «ЛУКОЙЛ».
Среди потребителей продукции можно выделить также частных лиц их доля составляют соответственно – 36%
Сегментация
рынка по группам потребителей производилась
в соответствии с факторами, приведенными
в табл. 3.
Таблица 3 – Сегментация рынка по группам потребителей
Факторы | Значения факторов |
Географические | Г. Киров, Кировская область другие близлежащие населенные пункты |
Демографические | Возраст: 18-34, 35-49,
50-65, 65 и более лет;
Уровень доходов: в среднем 8 000 в месяц на человека; Род занятий: инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие предприятий, преподаватели, студенты, домохозяйки; Уровень образования: без образования, среднее образование, среднее специальное, высшее. |
Психографические | Стиль жизни: богемный,
молодежный, городской, сельский;
Личные качества: амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность |
Поведенческие | Поиск выгод: поиск
изделий высокого качества, хорошего обслуживания,
более низких цен;
Степень готовности купить изделие: не желает покупать, не готов купить сейчас, недостаточно информирован, чтобы купить, стремится купить, обязательно купит; Повод для совершения покупки: обыденная покупка, особый случай |
По совпадению у определенных групп потребителей нескольких значений переменных можно сделать вывод о наличии определенного сегмента рынка.
Возможно провести сегментацию рынка потребителей по максимальному числу факторов. В данной работе, кроме анализа данных был применен также метод внешнего наблюдения, интервьюирование и анкетирование покупателей и посетителей ОАО «ЛУКОЙЛ».
Рис.4.
- Сегментация по географическому признаку.
Рис.5 - Сегментация по возрасту
Рис.6 - сегментация по уровню дохода
Рис.7
- Сегментация по роду занятий
Рис.8
- Сегментация населения по уровню образования
Для
повышения
Сущность метода заключается в том, что на основе выделенных сегментов рынка по группам потребителей и сопоставления их с различными значениями факторов (функциональных и технических параметров изделия), выбранных для анализа, определяется, какие из параметров более всего подходят для выделенной группы потребителей.
Наиболее распространенными для оценки рынка по продукту являются параметры: цена, каналы сбыта, технические характеристики. Результаты анализа методом двойной сегментации оформляются в виде матрицы, по строкам которой откладывается значение фактора, а по столбцам - сегменты рынка по потребителям.
Емкость
рынка фирмы по каждому изделию
может быть рассчитана по формуле:
Где:
i = 1,2,...n - индекс сегмента рынка по прод.
j = 1,2,..., m - индекс географического сегмента рынка,
dj - общее число изделий, проданных на j-ом географическом сегменте,
bji - доля i-го сегмента рынка по продукту на j-м географическом сегменте рынка.
Рассчитаем объем рынка г.Киров в сегменте бензина Аи-92, имея ввиду, что все полученные величины будут носить приблизительный, прогнозируемый характер, из-за быстрого изменения, динамичности данного сегмента рынка.
Доля
ОАО «ЛУКОЙЛ» в данном сегменте составляет
30%, в среднем продается 6 млн. тонн в месяц.
Следовательно, объем данного сегмента
рынка в денежном выражении будет составлять:
6000000*100/30*12
= 240 млн. т. в год
Средняя цена изделия составляет 24 руб. литр. Следовательно, емкость рынка составляет:
240 млн. т. * 24 = 5 760 млн. руб. в год.
После сбора и анализа данных, можно сделать следующие выводы о рынке потребителей товаров ОАО «ЛУКОЙЛ»:
- основными покупателями являются жители Кирова и области. Данному факту благоприятствует расположение точек АЗС в городе;
- возраст покупателя находится в пределах 20-49 лет;
-
уровень дохода целевой
- предприятию ОАО «ЛУКОЙЛ» следует воспользоваться стратегиями концентрированного (целевого) маркетинга, предлагающих для каждого целевого рынка (сегмента) соответствующие товары и комплексы маркетинга;
-
решив, на каком сегменте
Заключение
Рассмотрев и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации необходимо сделать основные выводы по данной теме. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие.
Информация о работе Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО "ЛУКОЙЛ"