Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:55, реферат
Сегментация рынка является одной из функций в системе маркетинговой деятельности и связана с осуществлением работы по классификации покупателей или потребителей товаров, находящихся или выводимых на рынок. Главная цель сегментации "оживить", путем ориентации на потребителя, проектируемый, изготавливаемый и реализуемый поток товаров (услуг) на конкретном сегменте рынка. Таким образом сегментация рынка представляет собой процесс разделения, разбиения рынка на гомогенные (однородные) группы покупателей, для каждой из которой могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетинга.
Сегментация рынка является одной из функций в системе маркетинговой деятельности и связана с осуществлением работы по классификации покупателей или потребителей товаров, находящихся или выводимых на рынок. Главная цель сегментации "оживить", путем ориентации на потребителя, проектируемый, изготавливаемый и реализуемый поток товаров (услуг) на конкретном сегменте рынка. Таким образом сегментация рынка представляет собой процесс разделения, разбиения рынка на гомогенные (однородные) группы покупателей, для каждой из которой могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетинга.
Сегментация, базирующаяся на принципах дифференциации и модификации была введена в маркетинговый анализ в 1956 году Уэнделом Смитом. Концепция рыночной сегментации сразу же получила широкое применение в маркетинге товаров потребительского спроса. В 1964 г. Д. Янкелович предложил использовать ее в промышленном маркетинге.
Сегментация может быть нескольких видов в зависимости от характера ее проведения и от типа потребителя товаров или услуг.
В первом случае выделяют:
- макросегментацию, в рамках которой рынки делятся по регионам, странам, степени их индустриализации и т.д.;
- микросегментацию, которая предполагает формирование групп потребителей (сегментов) одной страны, региона по более детальным критериям (признакам);
- сегментацию вглубь, в
этом случае процесс
- сегментацию вширь, которая
начинается с узкой группы (сегмента)
потребителей, а затем расширяет
в зависимости от сферы
- предварительную сегментацию - начальный этап маркетинговых исследований, ориентрирующий на изучение максимально возможного числа рыночных сегментов;
- окончательную сегментацию
- завершающая стадия анализа
рынка, проведение которой
В зависимости от типа потребителя
товара или услуг различают
Сегментация рынка может осуществляться по различным критериям (объективными и субъективным признакам) . В теории и на практике наиболее применение находят две группы критериев сегментации. Это социо-экономические и психологические, последние ориентированы на отношения, поведение субъектов системы маркетинга. Первая группа критериев сегментации включает объективные признаки и является базовой для второй группы. Поэтому сегментацию рынка на основе первой группы критериев называют классической или демографической сегментацией. А сегментацию рынка с использованием второй группы критериев - "совершенной" или психографической сегментацией рынка. Последнее время при сегментации рынка, особенно товаров повседневного спроса, выделяют такие признаки как визуально-хронологические. К ним относят признаки, характеризующие жизненный цикл человека, конкретного потребителя или их группы.
В то же время нельзя считать,
что каждый из видов сегментации
рынка на практике используется отдельно.
Как правило, при проведении анализа
рынка, его сегментации маркетологи
применяют комбинацию критериев. При
этом в зависимости от вида товара
различают критерии сегментации
потребительских товаров и
Психографические критерии относятся к субъективным признакам сегментации. В этой группе критериев объединены основные характеристики покупателей, которые отражают их образ жизни и поведение. Психографические критерии могут включать такие признаки как черты характера, привычки, представление покупателей о самих себе, жизненная позиция, мотивы поведения, личностные характеристики, факторы покупательского поведения.
Критерии сегментации
товаров ПТН, которые приобретаются
предприятиями, в основном базируются
на географических, производственно-экономических
и на профессионально-личностных признаках.
Географические признаки, характеризующие
климат, рельеф, степень урбанизации
и другие вполне вписываются в
производственно-экономические
Профессионально-личностные
критерии включают субъективные признаки
персонала, который участвует в
организации и презентации
В приложении1. приведена характеристика основных критериев, признаков сегментации рынка. В каждом конкретном случае маркетолог принимает во внимание те критерии или признаки, которые наиболее объективно могут отразить условия внутренней и внешней среды в системе поведения покупателя или потребителя. Поэтому каждая из приведенных характеристик и критериев имеет существенное значение.
Так плотность населения
может быть ориентиром в организации
сбыта и осуществлении
Анализ сегментации рынка следует начинать с выбора рыночной структуры, применяемой для потребителя и с расчета величины спроса на будущий товар.
Выбор рыночной структуры предполагает решение следующих основных задач:
1. Выявление товаров и
конкретной отрасли, которым
2. Установить желания потребителей и раритет их удовлетворения.
3. Обосновать стратегию
производства нового или
Для анализа рынка могут использоваться количественные, качественные показатели, а также характеристики состояния конкуренции, структуры покупателей, структуры распределения.
Кроме анализа выбор сегментов рынка предполагает планирование сегментации. Процесс планирования сегментации включает следующие этапы:
- определение характеристик и требований потребителей;
- анализ сходства и различий потребителей;
- разработку профилей групп потребителей;
- выбор потребительского сегмента;
- определение места компании в конкурентной среде;
- разработка плана мероприятий
по всему комплексу маркетинг-
При организации планирования сегментации рынка необходимо соблюдать следующие требования к сегментации рынка:
- сегменты должны различаться между собой;
- каждый сегмент должен содержать только сходных по спросу потребителей;
- характеристики потребителей должны быть измеримы фирмой;
- каждый сегмент должен быть достаточен по размеру, чтобы соизмерить объем продаж и покрытие расходов;
- потребители каждого сегмента должны быть легко доступными для проведения рекламных кампаний и информационного воздействия.
Важным этапом в процессе сегментации является выбор целевых сегментов рынка, который включает оценку степени привлекательности сегментов для их освоения, обоснование выбора целевого рынка и стратегии деятельности на нем.
Проблема выбора целевого
рынка достаточно сложна. Для ее
решения рекомендуется
- установить размер сегмента
и скорость его изменения (
- исследовать структурную привлекательность сегмента;
- определить цели и
ресурсы организации,
Размер сегмента характеризуется
его количественными
На основе изучения емкости рынка оценивается динамика его роста, что является базой для формирования производственных мощностей и структуры распределительной сети по сбыту товара продуцента. Следует иметь ввиду, что емкость рынка должна быть достаточна, чтобы результат деятельности на рынке покрывал расходы, связанные с внедрением, работой на рынке и гарантировал получение запланированной прибыли.
Исследование структурной
привлекательности сегмента включает
изучение уровня конкуренции, конкурентоспособности
имеющихся продуктов, отношение
к внедряемой на данный сегмент организации,
покупателей, поставщиков комплектующих
и ресурсов, устойчивость потребности
сегмента к существующему и
Определение целей и ресурсов
организации, которые необходимы для
достижения целей на осваиваемом
сегменте, является стратегически важным,
так как позволяет осуществить
согласование долгосрочных целей организации
с текущими целями и, соответственно,
установить достаточность имеющихся
и потенциально возможных ресурсов
для работы на целевом рынке. В
этой связи целесообразно рассчитать
риск, который будет иметь
Для оптимизации числа
возможных сегментов рынка
Наиболее выгодный сегмент
должен обладать высоким уровнем
текущего сбыта, высокими темпами роста,
высокой нормой прибыли, умеренной
конкуренцией и реальными требованиями
к каналам сбыта. Поскольку трудно
найти сегмент, который бы отвечал
всем этим пожеланиям, то на практике используют
компромиссные решения. Не редки
случаи, когда привлекательности
рынка не достаточно для принятия
решения, а критерием выступают
необходимые деловые