Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО "ЛУКОЙЛ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие механизмов анализа и изучения потребителей и сегментация товарного рынка продукции предприятия.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

изучение содержание и направления анализа рынка;
рассмотрение позиционирования товара на рынке;
раскрыть сущность основных методов рыночной сегментации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретические основы анализа и изучения рынка………………………….
1.1 Содержание и направления анализа рынка………………………………...
1.2 Уровни, методы, и эффективность сегментирования рынка……………..
2. Анализ текущей маркетинговой ситуации на предприятии ОАО "ЛУКОЙЛ"……………………………………………………………………….
2.1 Характеристика предприятия ………………………………………………
2.2 Анализ маркетинговой деятельности на ОАО"ЛУКОЙЛ"………………..
3. Изучения потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО "ЛУКОЙЛ"……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………... 3

Файлы: 1 файл

лукойл.курсовая.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Периодов   38  64  21  2

Текущие активы всего  26500  20775  11377  3759

Основные  средства  42713  40734  26804  6260

Нематериальные  активы  144  70  56  4

Незавершенные капитальные

Вложения   6063  5462  4575  1367

Долгосрочные  финансовые

Вложения   2437  2306  1270  472

Внеоборотные  активы всего 51357  48572  32705  8103

Всего активы   77857  69347  44082  11862

Долгосрочные  займы и

Кредиты   1186  1138  457  38

Прочие  долгосрочные

Обязательства   869  4

Долгосрочные  обязательства 

Всего    2055  1138  461  38

Краткосрочные займы и 

Кредиты   1294  636  678  84

Счета к оплате   22130  15757  9340  3480

Доходы  будущих периодов 217  231  234  359

Краткосрочные обязательства 

Всего    23641  16624  10252  3923

Уставный  капитал  41  35  35  23

Добавочный  капитал  42420  42972  28479  6504

Нераспределенная  прибыль 

и другие фонды   9700  8578  4855  1374

Всего акционерный капитал 52161  51585  33369  7901

Всего пассивы   77857  69347  44082  11862 
 

                1.10.09 1.01.08  1.01.07  1.01.06

Коэффициент абсолютной

Ликвидности    5,7% 8,2% 6,3% 6,2%

Коэффициент срочной 

Ликвидности    98,9% 109,1% 89,1% 76,3%

Коэффициент текущей

Ликвидности    112,1% 125,0% 111,0% 95,8%

Чистый  оборотный капитал,

млрд. руб.    2859 4151 1125 -164

Коэффициент финансовой

Независимости   67,0% 74,4% 75,7% 66,6%

Рентабельность  продаж,%   5,2% 8,7% 10,3% 11,8%

Рентабельность  собственного

капитала,%    4,6% 7,4% 7,2% 8,6%

Рентабельность  текущих 

активов, %    9,1% 18,5% 21,1% 18,2%

Рентабельность  активов, %  3,1% 5,5% 5,5% 5,8%

Оборачиваемость дебиторской 

задолженности, дн.   174 139 132 173 

      В 2007 г. НК "ЛУКОЙЛ" продолжала наращивать инвестиции в основной капитал, они составили около 7 млрд. деноминированных рублей, или 123,8% к 2006 г. Как и прежде, основная часть инвестиций (почти 90%) направлялась в нефтедобычу.

      В 2007 г. уменьшился коэффициент  финансовой независимости, что связано с активным привлечением компанией заемных средств на мировом рынке капиталов. В октябре 2007 г. ЛУКОЙЛ осуществил уже 4-ый выпуск конвертируемых еврооблигаций сроком на 5 лет на сумму $350 млн. На 2008 г. был запланирован еще один выпуск еврооблигаций на $300-$350 млн., но, возможно, в связи с неблагоприятной обстановкой на мировых финансовых рынках он был отложен. Рейтинг 500 крупнейших компаний мира, по мнению британских специалистов в области экономики, подтверждает прогнозы об экономическом росте нефтегазовых компаний России. К РАО Газпром, дебютировавшему в этом списке в 2007 г., в нынешнем присоединились еще два российских представителя - нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и РАО «ЕЭС России». Причем, первая с капитализацией в 16,438 млрд. долларов и второе - в 16,376 млрд. сразу же заняли соответственно 224-е и 225-е места. 

 

      2.2 Анализ маркетинговой деятельности на ОАО «ЛУКОЙЛ» 

     Принципиальное  значение в обеспечении жизнедеятельности  предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» в условиях рыночной стихии имеет обоснование стратегического курса, тактики поведения в конкретно складывающейся обстановке. Благополучие предприятия зависит от многих факторов: экономической и политической ситуации в стране, потребительского спроса на нефтепродукты, степени "жестокости" конкуренции, качества материально-технической базы, квалификации кадров, уровня организации и технологии строительного производства.

     Маркетинговая деятельность предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» - долговременная политика предприятия как субъекта рыночной экономики, заключающаяся в выработке конкретного курса его поведения на основе анализа внешних условий его функционирования, оценки внутренних возможностей предприятия, тщательной разработки организационно-технических результатов. При выработке направления основная задача заключается в долгосрочном согласовании возможностей предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» с ситуацией на рынке с целью занятия соответствующего положения на рынке и решения задач, стоящих перед предприятием.

     Наличие долгосрочной программы своих действий позволяет руководителям предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» принимать системные, нацеленные решения в области оперативной деятельности. Направление маркетинговой деятельности определяют программы.

     На  предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» существуют краткосрочные и среднесрочные маркетинговые программы. Краткосрочные программы рассчитаны на один или два года и в силу этого практически не затрагивают стратегических целей предприятия, то есть тех основных целей, которые оно должно достичь. Другими словами, они в целом не способны повлиять на стратегические цели фирмы. Однако это не означает, что их не следует согласовывать со стратегическими целями. Фактически именно краткосрочные программы являются средством достижения стратегических целей. Среднесрочные программы - это программы, которые рассчитаны на срок от двух до пяти лет, долгосрочные - на срок более пяти лет.

     На  предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» функционирует отдел маркетинга и сбыта, который подчиняется его директору.

     Количественный  и качественный состав данного отдела приведен в таблице 1.

     Таблица 1 Численность работников отдела маркетинга и сбыта

      Должность  Количество (чел)
      Начальник  1
      Замначальника  1
      Ведущий инженер   1
      Инженер  2
      Товаровед  1
      Итого:  6

     Отдел маркетинга и сбыта возглавляется  начальником, который назначается и освобождается от должности руководителем предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ». Он осуществляет поиск и изучение потенциальных рынков прибыльного сбыта продукции концерна: выявляет неудовлетворенность спроса па изучаемом рынке, а также возможности предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» по его удовлетворению;

     • выявляет требования, запросы, пожелания потребителей к качеству, ассортименту, оформлению и методам реализации продукции предприятия;

     • участвует в выработке стратегии рыночного поведения ОАО

     • осуществляет сбор, изучение, оценки, анализ и обогащения отечественных и зарубежных материалов о состоянии, емкости и тенденциях развития потенциальных рынков сбыта продукции, возможности и экономической целесообразности выхода на эти рынки;

     • занимается сбором и систематизацией данных о предприятиях и инофирмах, выпускающих аналогичную продукцию, поведении конкурентов и их намерениях на изучаемых рынках;

     • проводит сопоставительный анализ свойств и качества продукции предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» и фирм-конкурентов;

     • организовывает изучение потребительских оценок, мнений, претензий потребителей в отношении качества и ассортимента предлагаемых изделий, их восприимчивость к рекламе; выявление и учет неудовлетворительного спроса и потребности в товарах, которые может освоить предприятие;

     • относиться с уважением к коммерческим интересам предприятия, не допускать разглашения сведений, составляющую коммерческую или иную охраняемую законодательством тайну предприятия.

     Маркетинг является основополагающим для экономической, технической, производственно, коммерческой, организационной политики и деятельности предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ».

     Концепция маркетинга основывается на определении  потребностей и реальных покупательских оценок ассортимента и качества товаров и признает необходимость производства и сбыта к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают конкуренты.

     Основу  системы маркетинга составляет совокупность организации, которые взаимодействуют в процессе обеспечения необходимыми товарами: поставщики материалов и комплектующих изделий, общественность, финансовые круги, пресса и рекламные агентства, правительственные организации и законодательные органы, маркетинговые посредники, потребитель.

     Управление  качеством продукции на основе концепции  маркетинга включает следующие этапы:

     • изучение рынка и оценка возможностей предприятия по удовлетворению его требований («анализ ситуации»);

     • выработка рыночного поведения предприятия в условиях конкуренции производителей аналогичной продукции;

     Задача  специалистов по маркетингу состоит  в том, чтобы разработать план и стратегию создания и реализации товара, следить за их выполнением, контролировать результаты и вносить  необходимые уточнения в программу маркетинга.

     Выполнение  этой задачи предполагает следующие  действия:

     • разработка перспективного и годового планов маркетинга (в том числе прогноз объема продажи) конкретного товара;

     • изучение потребности в товаре и спроса па него.

     • сотрудничество с рекламными агентствами- с целью разработки рекламных компаний:

     • стимулирование заинтересованности торговых работников в увеличении объема сбыта товаров;

     • сбор информации об отношении потребителей и работников торговли к товару;

     • постоянная работа по совершенствованию товара с целью удовлетворения меняющихся требований потребителя, контакты с разработчиками и изготовителями продукции, экономическими и другими службами;

     • корректировка плана маркетинга и др.

     Основными задачами маркетинговой деятельности являются:

     • поиск и изучение состояния рынков сбыта продукции, выявление

     потребителей, формирование рыночной политики предприятия;

     • формирование банка данных для принятия обоснованных

     маркетинговых решений;

     • планирование, участие в выполнении и контроль реализации

     мероприятий, направленных на обеспечение эффективности  деятельно 

     предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» в условиях рынка,

     • разработка необходимых управляющих воздействий.

     Основными функциями службы маркетинга являются:

     • определение рыночной ситуации, установление рынков сбыта продукции:

     • оценка потребности в изделиях, аналогичных продукции предприятия и возможности в удовлетворении этой потребности по сегментации рынка и по каждому виду изделий;

     • определение оптимального ассортимента продукции;

     • определение рыночной доли но каждому виду продукции;

     • определение причин спроса на все виды продукции;

     • прогнозирование и определение рыночного спроса на продукцию предприятия;

Информация о работе Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО "ЛУКОЙЛ"