Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:37, курсовая работа
В соответствии с вышеизложенным целью курсовой работы является исследование внешней среды предприятия ООО «Сантехмонтаж» и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности этого процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ и обобщение теоретической и методической литературы по исследуемой проблематике;
Дать общие сведения об объекте исследования – ООО «Сантехмонтаж»;
Исследовать влияние факторов микро- и макроокружения на деятельность ООО «Сантехмонтаж»;
Разработать предложения по повышению эффективности процесса исследования внешней среды на ООО «Сантехмонтаж».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды 5
1.2. Исследование макроокружения 8
1.3. Исследование микроокружения 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «САНТЕХМОНТАЖ» 15
2.1. Общая характеристика предприятия 15
2.2. Исследование макроокружения ООО «Сантехмонтаж» 17
2.3. Исследование микроокружения ООО «Сантехмонтаж». 21
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «САНТЕХМОНТАЖ» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Влияние поставщиков на работу ООО «Сантехмонтаж» также незначительно ввиду их многочисленности в строительном комплексе. Основные поставщики предприятия представлены в таблице 4.
Основное влияние на деятельность ООО «Сантехмонтаж» оказывают конкуренты, поэтому проанализируем более подробно этот элемент маркетинговой среды.
Данный
рынок в Калининграде и области
является очень насыщенным. Называть
конкурентов поименно не представляется
целесообразным. Можно выделить три основных
конкурента, предоставляющий такой же
спектр услуг как ООО «Сантехмонтаж» и
имеющие на это лицензию (таблица 5).
Таблица 4 - Основные поставщики ООО «Сантехмонтаж»
Поставщик | Поставляемая продукция |
ЗАО ЖБИ-2 | железобетон |
ООО «Клондайк +» | цемент |
ООО «Импульс» | песок |
ООО «Стройкомплект-бетон» | известковый раствор, бетон |
ООО «Роскомплект» | спецодежда |
ООО «ВИМПЕРГ» | инструменты |
ООО
Кровельно-металлическая |
сетка, трубы |
ОАО «Силикатстром» | кирпич |
ООО Торговый
Дом «Балтийская |
арматура |
«Мегаполис» | электрооборудование, электроматериалы |
«Бауцентр» | отделочные материалы |
Таблица 5 - Анализ основных конкурентов ООО «Сантехмонтаж»
Наименование
конкурента |
Сильные стороны
конкурентов |
Слабые стороны
конкурентов |
ООО «Лига-Балт» |
|
|
ООО «Контур-терм» |
|
|
ООО «Термо-систем» |
|
|
Главным
преимуществом конкурентов
Обобщенно
основные конкурентные преимущества
ООО «Сантехмонтаж» и конкурентов представлены
в таблице 6.
Таблица 6 - Основные конкурентные преимущества ООО «Сантехмонтаж»
и конкурентов
Основные конкурентные преимущества ООО «Сантехмонтаж» | Основные конкурентные
преимущества конкурентов |
1.
Более 15 лет находится на рынке
строительных услуг
2. Уровень цен 3. Широкий спектр услуг 4. Низкая текучесть кадров 5. Возможность развития персонала 6. Благоприятный психологический климат |
1. Узнаваемый
брэнд
2. Мощный финансовый и административный ресурсы 3. Высокое качество оказания услуг 4. Удобное расположение 5. В собственности большое количество оборудования и транспорта 6.Узкая специализация |
Для
общей характеристики внешнего и
внутреннего окружения ООО «
SWOT-анализ
и возможные стратегии развития ООО «Сантехмонтаж»,
основанные на данном анализе, представлены
в таблице 7.
Таблица7 - SWOT–анализ и стратегии развития ООО «Сантехмонтаж»
Сильные стороны S | Слабые стороны W | |
1. Опыт работы
более 15 лет.
2. Профессиональное знание отрасли 3. Наличие современной базы. 4. Хорошая квалификация работников 5. Преимущества в области конкуренции 6. Хорошие партнерские
отношения с постоянными 7. Широкий спектр услуг. 8. Хорошая репутация фирмы. 9.Технологическое превосходство. |
1.Работа на
насыщенном рынке
2.Нет ясных стратегических направлений. 3.Уязвимость по отношению к конкурентному давлению. 4. Нехватка финансовых ресурсов | |
Возможности O | Стратегия SO | Стратегия WО |
1.
Расширение ассортимента услуг
2.Ускорение роста рынка. 3. Снижение уровня закупочных цен. |
1. Вложение в
покупку нового оборудования.
2. Расширение ассортимента 3. Увеличение доли рынка. 4. Повышение цены на услуги. |
1. Более активная
реклама.
2. Привлечение конкурентов для работы под нашим брендом. 3. Развитие системы управления затратами. |
Угрозы T | Стратегия ST | Стратегия WT |
1. Угроза
появления новых конкурентов
(московские фирмы)
2. Потеря сотрудников 3. Задержка финансирования со стороны заказчика |
1. Позиционирование
компании как регионального лидера.
2. Постоянный поиск новых поставщиков. 3. Постоянное исследование и анализ деятельности конкурентов. |
1. Ведение более
гибкой ценовой политики
2. Сосредоточение
усилий на наиболее 3. Поиск своей ниши (специализации) |
Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности исследования внешней среды на предприятии ООО «Сантехмонтаж» необходимо рассмотреть то, как оно проводится сейчас.
В первую очередь, следует отметить тот факт, что в настоящее время ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода исследование. Об этом говорят результаты опроса руководителей разных рангов, показывающие, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторам макросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия. В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.
В
целом можно отметить, что на
ООО «Сантехмонтаж» руководители предприятия
и структурных подразделений находятся
в курсе событий и изменений, происходящих
во внешней среде, так как постоянно в
своей повседневной деятельности ощущают
ее влияние и получают информацию о ней
из разных источников. Так, например, основным
связующим звеном между организацией
и внешней средой (преимущественно компонентами
микроокружения) является отдел сбыта
и отчасти отдел снабжения, которые изучают
потребителей, посредников, конкурентов,
транспортные организации, поставщиков,
а также находятся в курсе изменений экономических
условий в стране (рисунок 6).
Рисунок 6 - Факторы внешней среды ООО «Сантехмонтаж», изучаемые
некоторыми
неспециализированными для этого подразделениями
Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ООО «Сантехмонтаж» существует еще один недостаток: сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением может быть отдела маркетинга, но и он функционирует не столь эффективно как нужно). Поэтому на сегодняшний момент информация о внешней среде на ООО «Сантехмонтаж» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.
Одной из главных причин подобного положения дел на ООО «Сантехмонтаж» является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных кадров и, прежде всего, специалистов по маркетингу, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов.
По
вышеизложенным причинам для повышения
эффективности анализа внешней среды
на ООО «Сантехмонтаж» необходимо использовать
следующую методику комплексного исследования
данной проблемы, использующую логическую
последовательность этапов и процедур,
представленных на рисунок 7.
Рисунок
7 - Предлагаемая схема комплексного исследования
внешней среды ООО «Сантехмонтаж»
На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации. Также конкретные цели могут быть определены и скорректированы высшим руководством, для решения какой-либо неотложной проблемы, не забывая о приоритете стратегической цели и не отдавая предпочтение одному из объектов анализа.
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации на ООО «Сантехмонтаж» данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга, который, по нашему мнению, имеет еще значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу недоиспользования своего потенциала. При этом создание новой специализированной структурной единицы для такого предприятия является излишней, поскольку это может быть оправдано только в очень крупных организациях, к которым ООО «Сантехмонтаж» не относится.
Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде (рисунок 8). Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.
- направление аккумулирующейся
в отделе маркетинга
- направление предоставления
собранной, обработанной
Рисунок 8 - Схема сбора и дальнейшей передачи информации о
внешней
среде в ООО «Сантехмонтаж»
Для
получения исчерпывающей
После
сбора информации ее необходимо соответствующим
образом обработать: вначале проверить
на достоверность и
На
этапе анализа собранной
Информация о работе Исследование внешней среды предприятия (на примере ООО «Сантехмонтаж»)