Формирование товарного ассортимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании теоретических и практических аспектов формирования ассортимента розничного предприятия, а также в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации для повышения эффективности ее деятельности в целом.
Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
- выявить основы формирования ассортимента организации,
- в общем охарактеризовать деятельность предприятия ООО «Росско»,
- выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;
- изучить состояние ассортимента ООО «Росско»;
- обосновать предложения по оптимизации ассортимента предприятия.

Оглавление

Введение 3
1 Содержание процесса формирования ассортимента 6
1.1 Понятие и анализ показателей ассортимента 6
1.2 Основы формирования ассортимента организации 21
2. Анализ товарного ассортимента ООО «Росско» 30
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Росско» 30
2.2. Анализ особенностей формирования торгового ассортимента предприятия 32
2.3. Обоснование подхода к формированию ассортимента предприятия 37
3. Мероприятия по формированию товарного ассортимента ООО «Росско» 43
3.1. Предложения по формированию товарного ассортимента ООО «Росско» 43
Заключение 52
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

Кур. раб. формирование товарного ассортимента товара 2.doc

— 381.50 Кб (Скачать)
 

     Продолжение таблицы 5.

14 Пыльники 20-30 +
15 Тормозные колодки 40-50 +
16 Тормозные накладки 40-50 +
17 Литые диски 40-50 +
18 Тормозные цилиндры 20-30  
19 Ремни ГРМ 30-40  
20 Шрусы 20-30  
21 Диски сцепления 20-30  
22 Тормозные шланги 15-20  
23 Поршневые кольца 30-40  
24 Автосигнализации 20-30 +
25 Автомагнитолы 50-60 +
26 Тонировочная  пленка 15-20  
27 Автокосметика 50-60 +

     Рентабельность  основных ассортиментных групп рассмотрим в таблице 6.

     Таблица 6 – Рентабельность основных ассортиментных групп ООО «Росско»

Наименование  ассортиментной группы Рентабельность, %
  2007 2008 2009
Шаровые 22,72045297 17,94369059 22,48724
Тяги  рулевые 36,1588466 25,40311058 20,25664
Тяги  стабилизаторов 140,3359722 190,3988243 226,0406
Фильтры 18,30469203 17,94342164 20,25701
Подшипники 24,7543216 17,94342164 18,04154
Свечи зажигания 10,6457569 21,09944389 25,75651
Стойки 18,30469203 -23,08486753 20,25664
Пыльники 18,30459435 17,94342164 19,78593
Тормозные колодки 17,58792693 17,21077362 20,25659
Тормозные накладки 20,57400614 15,45685866 15,19374
Литые диски 18,30469203 17,94342164 20,25664
Автосигнализации 18,30469203 17,94342164 20,25664
Автомагнитолы 50,98281522 17,94342164 20,25664
Автокосметика 63,3906159 17,94342164 59,4867

     Такие ассортиментные группы как:

     - Автокосметика

     - Автомагнитолы

     - Свечи зажигания

     - Шаровые

     - Тяги рулевые

     - Тяги стабилизаторов

     - Фильтры

     - Подшипники

       Приносят  магазину  стабильную  выручку,  их рентабельность находится на достаточно высоком уровне.

     Наиболее  «проблемными» являются

     - Тормозные цилиндры

     - Термостаты

     - Радиаторы

     При их относительно высокой закупочной стоимости и низком спросе на них  данные товары являются недостаточно рентабельными, а со временем, учитывая расходы на хранение и убыточными.

2.3. Обоснование подхода  к формированию  ассортимента предприятия

 

     В качестве обоснования для подхода  к формированию ассортимента предприятия  приведем SWOT-анализ. Он позволяет определить стратегию развития предприятия  на рынке, а соответственно и ассортиментную политику. SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

     Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

     Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;

     Внутренняя  обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. В таблице 7 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе. 
 

Таблица 7 - Содержание матрицы SWOT

Факторы, учитываемые в SWOT-анализе
Потенциальные внутренние сильные  стороны (S): Потенциальные внутренние слабости(W):
Четко проявляемая компетентность Потеря некоторых  аспектов компетентности
Адекватные  финансовые источники Недоступность финансов, необходимых  для изменения стратеги
Высокое искусство конкурентной борьбы Рыночное искусство ниже среднего
Хорошее понимание потребителей Отсутствие  анализа информации о потребителях
Признанный  рыночный лидер Слабый участник рынка
Четко сформулированная стратегия Отсутствие  четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество Высокая стоимость  продукции в сравнении с ключевыми  конкурентами
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности Устарелые технология и оборудование
Проверенное надежное управление Потеря глубины  и гибкости управления
Надежная  сеть распределения Слабая сеть распределения
Высокое искусство НИОКР Слабые позиции  в НИОКР
Наиболее  эффективная в отрасли реклама Слабая политика продвижения 
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): Потенциальные внешние угрозы (Т):
Возможность обслуживания дополнительных групп  потребителей, Ослабление  роста рынка, неблагоприятные изменения  ввода новых рыночных сегментов
Расширение  диапазона возможных товаров  Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей
Благодушие  конкурентов  Ожесточение конкуренции
Снижение  торговых барьеров в выходе на внешние  рынки  Появление иностранных  конкурентов с товарами низкой стоимости 
Благоприятный сдвиг в курсах валют Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
Большая доступность ресурсов Усиление требований поставщиков
Ослабление  ограничивающего законодательства Законодательное регулирование цены 
Ослабление  нестабильности бизнеса Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

     Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

     Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

     Рассмотрим  основные сильные и слабые стороны  предприятия на рынке (таблица 12) для  построения матрицы SWOT.

     Таблица 12 - Определение сильных и слабых сторон ООО «Росско»»

    Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
    1. Закупки Качество закупаемых товаров значительно выше, чем у конкурентов.

    Предприятие способно увеличивать  ассортимент.

    Цены продукции  выше, чем у конкурентов
    2. Сбыт Постоянный  контроль качества обеспечивает сбыт продукции Рост сбыта  продукции ограничен возможностями  покупателей оплачивать повышенный уровень качества
    3. Конкуренция Высокий уровень  качества позволяет легко конкурировать  по этому показателю с другими  компаниями Отсутствие  продукта, который занимает нишу рынка  средней и низкой ценовых категорий
    4. Международные

    факторы

    Компания достаточно стабильно работает в кризисных  условиях Кризисная ситуация остановила рост объема продаж.
 

     Рассмотрим  основные рыночные возможности и  угрозы предприятия на рынке (таблица 8) для построения матрицы SWOT. 
 
 
 
 
 

     Таблица 8 - Определение рыночных возможностей и угроз ООО «Росско»

    Параметры оценки Возможности Угрозы
    1. Закупки Существует  возможность за счет средств нераспределенной прибыли организовать закупки  продукции средней и экономичной ценовой категории На рынке  есть конкуренты, работающие с сегментами средней и низкой цены данной продукции.
    2. Сбыт Есть возможность  сбывать продукцию более низкого  ценового уровня. Существует  угроза дальнейшего снижения продаж в результате высокой цены продукции
    3. Конкуренция Количество  основных конкурентов на рынке не увеличивается.

    У компании большие возможности по удержанию  рыночной доли.

    Конкуренты  занимают рыночные ниши, характеризующиеся  средней и низкой ценой продукции  данного вида.
    4. Международные

    факторы

    Кризисные тенденции  в экономике ведут в конечном итоге к всеобщему оздоровлению и как результат росту возможностей. Если кризисная  ситуация затянется, то для компании существует угроза деятельности.
 

     Определенные  сильные и слабые стороны, возможности  и угрозы занесем в таблицу  SWOT-анализа.

     На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

     Таблица 14. SWOT-анализ ООО «Росско»

  Возможности:

1. Есть возможность  сбывать продукцию более низкого  ценового уровня.

2. У компании  большие возможности по удержанию  рыночной доли.

Угрозы:

1. На рынке есть конкуренты, работающие с сегментами средней и низкой цены данной продукции.

2. Существует  угроза дальнейшего снижения  продаж в результате высокой  цены продукции

Сильные стороны:

А) Предприятие  способно расширять ассортимент

Б) Постоянный контроль качества обеспечивает сбыт продукции

 
 
 
1 – А) 

2 – Б)

 
 
 
1 – А) 

2 – А)

Слабые  стороны:

А) Отсутствие продукта, который занимает нишу рынка средней  и низкой ценовых категорий

Б) Кризисная  ситуация остановила рост объема продаж.

 
 
 
1 – А) 

2 – Б)

 
 
 
1, 2 – А), Б)

     Таким образом, как показывает SWOT-анализ, у предприятия есть возможности расширения ассортимента продукции в сторону сегмента экономных потребителей.

     В этом направлении работают и конкурирующие  магазины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Мероприятия по формированию товарного ассортимента ООО «Росско»

3.1. Предложения по  формированию товарного ассортимента ООО «Росско»

 

     Очевидно, что предприятию ООО «Росско», следует обратиться к стратегиям полей СИВ или СЛВ, они обеспечат предприятию возможность получить долю рынка запчастей от производителей средней и экономичной цены при нормальном качестве.

     Данные  стратегии обеспечат защиту от падения спроса на продукцию высокой стоимости в результате кризисных явлений на рынке, замещая его дополнительным сбытом продукта среднего ценового уровня.

     О наличии недочетов в рыночной стратегии ООО «Росско» говорит также определение стратегических позиций фирмы на основе матрицы BCG (БКГ). Как мы уже рассматривали выше, в матрице БКГ присутствуют следующие разделения продуктов по темпам роста и доле рынка:

     «Звезды»  занимают лидирующее положение в  быстро развивающейся отрасли. Стратегия  «звезды» направлена на увеличение или  поддержание доли на рынке.

     «Дойная корова» занимает лидирующее положение  в относительно стабильной или сокращающейся. Стратегия «дойной коровы» направлена на длительное подержание существующего положения.

     «Дикая  кошка», имеет слабое воздействие  на рынок в развивающейся отрасли  из-за малой его доли.

     «Собаки»  представляют собой продукт с  ограниченным объемом сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли. За длительное время пребывания на рынке этим продуктам не удалось завоевать симпатий потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям.

     На  основе БКГ можно сказать, что автозапчасти сбываемые ООО «Росско» в результате кризисного явления и разряда «звезды» с быстрорастущими продажами перешла в разряд «дойных коров» обеспечивая стабильный объем продаж на достигнутом уровне.  В связи с этим предприятию необходимо осуществлять перераспределение ресурсов от реализуемой продукции «дойной коровы» к новой разновидности продукции для среднего и эконом класса потребителей «дикой кошке» для последующего выведением ее в разряд «звезд» и «дойных коров» для нового перераспределения.

Информация о работе Формирование товарного ассортимента