Формирование ассортимента и управление товарными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами, научиться применять полученные знания на практике. Постоянное наличие и широкий выбор товаров в розничной торговой сети является одним из важнейших условий культуры торговли.
Эффективное управление товарными запасами позволяет поддерживать широкий и устойчивый ассортимент товаров на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Ассортимент и порядок его формирования в торговых предприятиях.
1.1 Понятие об ассортименте. Виды ассортимента и их характеристика.
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничной торговли.
2. Порядок формирования и регулирования ассортимента.
2.1 Этапы формирования ассортимента.
2.2 Особенности формирования ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
3 Управление товарными запасами.
3.1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии.
3.2 Структура товарных запасов и факторы влияющие на их величину.
3.3 Основные факторы влияющие на величину товарных запасов
3.4 Особенности формирования ассортимента товаров в магазинах различных типов.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Курсач!!!.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

                                     

                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Для успешного  развития розничного торгового предприятия большое значение имеет правильное решение ассортиментной политики.

Практика  хозяйствования предприятий розничной  торговли свидетельствует о том, что большинство субъектов уходят с рынка по причине непродуманного подхода к выбору ассортиментного  профиля магазинов, статичности  ассортиментных наборов товаров  и негибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке под влиянием факторов макро- и микроокружения. Поэтому  торговым предприятиям необходимо научиться  управлять ассортиментом.

От состава  своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах зависят  степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные  с приобретением товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной  деятельности предприятий розничной  торговли.

Отсутствие  в магазинах отдельных товаров, их узкий, нестабильный или не соответствующий  запросам покупателей ассортимент  порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени  на поиск нужных товаров, создают  мобильный спрос - когда покупатели вынуждены приобретать товары не в местах своего постоянного проживания.

Формирование  товарного ассортимента является одновременного и средством и методом управления ассортиментом. Правильная ассортиментная политика предприятия - это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке. Ассортиментная политика строится на основе маркетинговых исследований рынка и способствует приведению в соответствие спроса предложению, направлена на разработку научной основы формирования ассортимента, оптимизацию  его групповой структуры, требующей  расширения или сокращения количества ассортиментных позиций, его обновления на качественно новой основе.

Постоянное  наличие и широкий выбор товаров  в розничной торговой сети является одним из важнейших условий культуры торговли.

Эффективное управление товарными запасами позволяет  поддерживать широкий и устойчивый ассортимент товаров на предприятии.

В настоящее  время для формирования и управления товарными запасами в магазинах  все более широкое распространение  получает электронная техника. В  первую очередь это кассовые терминалы  с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых  кодов и др. с помощью такой  техники можно осуществлять не только эффективный контроль товарных запасов  в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими  направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками т.д.).

Цель  курсовой работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами, научиться применять полученные знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ассортимент и порядок его формирования в торговых предприятиях.

 

    1. Понятие об ассортименте. Виды ассортимента и их характеристика.

 

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы:

По месту нахождения:

1) торговый - перечень товаров, находящийся в торговой сети и в сфере обращения (ГОСТ 51303-99); В отличие от промышленного торговый ассортимент включает как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций- изготовителей;

2)  промышленный - ассортиментный перечень товаров, выпускаемый определенной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ 51303-99);

По широте охвата:

1)  простой-ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам; Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;

2) сложный - ассортимент товаров, предоставленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам; Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах;

3) марочный - набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов;

4)  развернутый - набор товаров, который включает подгруппы, виды, разновидности, относящиеся к 1 группе, но различающиеся между собой индивидуальными признаками;

5)  сопутствующие - набор товаров, который выполняют вспомогательные функции и не относящиеся для данной группы товаров;

6) смешанный - набор товаров разных групп. 

По степени удовлетворения потребностей:

1) рациональный - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники;

2) оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для производителя;

Но: с максимальной пользой  для потребителя при минимальной  затрате на производство и доведение до потребителя.

По характеру  потребностей:

1) реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

2) прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять покупателя;

Показатели ассортимента:

    1. широта - количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп;

Торговый ассортимент  бывает:

             -  широкий - свыше 70 наименований);

             -  узкий — до 70 наименований;

 

2) полнота - перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы;

3)  устойчивость - способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;

4)  обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;

5)  ассортиментный перечень - минимально - допустимые количества видов товаров повседневного спроса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничной торговли.

 

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Формирование ассортимента товаров  в розничных торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров, рентабельность.

 

Спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей.

 

Рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы.

 

Существующие  изменения в спросе сопровождаются с изменениями в сформированном ассортименте. При формировании ассортимента учитывают наличие покупательского  спроса на товары простого и сложного ассортимента. На товары простого ассортимента спрос в основном конкретный, твердо формулируемый и не допускает  замены этих товаров. На товары сложного ассортимента в спросе допускается  их широкая взаимозаменяемость, причем и которые являются товарами периодического спроса. При формировании ассортимента учитывается также и характер предъявляемого спроса.

1.1 устойчивый  спрос - предъявляется на определенные  товары и не допускает замены  даже однородным товаром.

1.2 альтернативный  спрос - формируется окончательно  в магазине в процессе непосредственного  ознакомления покупателей с товарами.

1.3 импульсивный спрос - возникает  непосредственно в магазине под  воздействием рекламы, выкладки  товаров, предложений продавца.

 

К специфическим факторам, оказывающим  влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся:

1)тип и размер магазина,

2) его техническая оснащенность,

3)условия товароснабжения (в первую очередь — наличие стабильных источников),

4) численность и состав обслуживаемого населения,

 5)транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.),

6)наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного  формирования ассортимента товаров  в его магазинах.

 

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для  реализации в магазине различных  групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным  признакам. Процесс формирования товарного  ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации  и размера торговой площади, и  быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей  и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок формирования и регулирования ассортимента.

 

    1. Этапы формирования ассортимента.

 

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам1:

  1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
  2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
  3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4.    Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

 

Перечень  основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит  от формы его товарной специализации  и специфики обслуживаемого контингента  покупателей.

 

В процессе распределения отдельных групп  и подгрупп товаров в разрезе  потребительских комплексов и микрокомплексов  в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

 

Основным  фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

 

Результаты  проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать  следующую примерную номенклатуру потребительских  комплексов для универмагов:

  • товары для детей;
  • товары для женщин;
  • товары для мужчин;
  • товары для дома;
  • культура в быту и организация досуга;
  • товары для шитья и вязания.

Наряду с  постоянными в рамках потребительских  комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

В отдельных  случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации  сезонных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.

 

Заключительным  этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами