Формирование ассортимента и управление товарными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами, научиться применять полученные знания на практике. Постоянное наличие и широкий выбор товаров в розничной торговой сети является одним из важнейших условий культуры торговли.
Эффективное управление товарными запасами позволяет поддерживать широкий и устойчивый ассортимент товаров на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Ассортимент и порядок его формирования в торговых предприятиях.
1.1 Понятие об ассортименте. Виды ассортимента и их характеристика.
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничной торговли.
2. Порядок формирования и регулирования ассортимента.
2.1 Этапы формирования ассортимента.
2.2 Особенности формирования ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
3 Управление товарными запасами.
3.1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии.
3.2 Структура товарных запасов и факторы влияющие на их величину.
3.3 Основные факторы влияющие на величину товарных запасов
3.4 Особенности формирования ассортимента товаров в магазинах различных типов.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Курсач!!!.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

Для оптимизации  ассортиментного перечня товаров  применяют данные, сгруппированные следующим образом.

 

 

Наименование микрокомплекса (товарной секции)

Наименование товаров

Количество разновидностей товаров

Период торговли (месяц)


 

 

Таблица 1. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации

Формы специализации магазинов          

Размеры торговой площади, кв. м.

до 250

251-630

631-1000

свыше 1000

1. Универсам        

-

до 700

700-1000

1001-1500

2. Кондитерские товары

до 300

301-500

-

-

3. Товары для детей  

-

до 1000

1001-1500

св.1500

4. Товары для молодежи

-

до 800

801-1200

св.1200

5. Товары для женщин 

-

до 1000

1001-1500

св.1500

6. Товары для мужчин 

-

до 800

801-1200

св.1200

7. Одежда            

-

до 600

601-1000

св.1000

8. Обувь             

до 300

301-500

501-800

св.800

9. Хозтовары         

до 500

501-800

801-1200

св.1200

10.Галантерея       

до 600

601-900

свыше 900

-


                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности формирования ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.

 

 

При формировании ассортимента в продовольственных магазинах необходимо учитывать особенности формирования спроса на них Так, большинство продовольственных товаров - хлеб, мясо, жиры, молоко, сахар, овощи - потребляются населением ежедневно, так как они являются основой рациона питания, и для этих товаров характерны высокая частота и постоянство спроса Для полного удовлетворения потребностей населения должна быть достигнута стабильность в формировании ассортимента этих товаров, постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента этих товаров в магазинах способствует успешному и ритмическому выполнению планов товарооборота, улучшению показателей их деятельности.

Потребление других видов продовольственных  товаров, например кондитерских изделий, гастрономических товаров, фруктов, вин, носит периодический характер, но они также должны постоянно быть в ассортименте магазинов. Постепенно часть товаров периодического спроса переходят в группу товаров постоянного спроса, что связано с ростом материального благосостояния нашего народа. Это прежде характерно для таких товаров, как фрукты, кондитерские изделия.

Продовольственные товары имеют также  ряд специфических особенностей, которые проявляются в процессе их покупки и потребления и  влияют на характер спроса и его формирования. Так, важное значение имеют факторы взаимодействия взаимозаменяемости (например, при отсутствии в продаже масла покупатель может приобрести маргарин или смалец) и взаимодополняемости (например, с увеличением потребления мясных полуфабрикатов растет потребление пищевых жиров).

Спрос на многие продовольственные  товары подвержен колебаниям, связанным с сезонностью производства или потребления. Например, в зимний период увеличивается спрос на мясные продукты, жиры, крупы, макаронные изделия, а в весенне-летний период - на молочные продукты, мороженое, безалкогольные напитки. Производство овощей и фруктов носит сезонный характер, поэтому необходимо создавать запасы этих товаров, потому что они пользуются спросом в течение всего года. При формировании ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать необходимость удовлетворения спроса особых категорий покупателей - детей и людей с различными заболеваниями. Поэтому в ассортимент продовольственных магазинов обязательно должны включаться товары детского и диетического питания.

В результате перехода к рынку в  нашей стране образовалась достаточно большая доля населения с низкими  доходами, что привело к снижению покупательского спроса и устойчивости продажи товаров. В этой связи при формировании ассортимента товаров в магазинах следует обеспечивать наличие в продаже одноименных товаров с разными ценами. Таким образом можно удовлетворять спрос различных групп и слоев населения согласно  их денежных доходов.

В ассортимент товаров магазинов  по продаже продовольственных товаров  должны входить также и сопутствующие  непродовольственные товары частого  спроса. В наиболее развитых капиталистических странах - США, Англии, Франции т и др. - непродовольственные товары составляют в супермаркетах 30-45% общего количества реализованных товаров. Специалисты по вопросам организации торговли относят 80% покупок непродовольственных товаров, приобретенных в продовольственных магазинах самообслуживания, к разряду так называемых импульсивных.

Исследованиями установлено, что  доля непродовольственных товаров  в общем количестве наименований товаров должна составить в универсамах 25-35%, а в других продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом товаров - 15-20%. Ассортимент непродовольственных товаров в продовольственных магазинах следует устанавливать согласно со спросом населения, пользующегося услугами этих предприятий, а также с учетом размещения магазинов по торговле товарами данного профиля. Значительный удельный вес в ассортименте непродовольственных товаров должны иметь галантерейные и парфюмерно-косметические товары - примерно 40% оборота. Наряду с этим в ассортимент продовольственных магазинов включаются игрушки, посуда, некоторые хозяйственные товары, чулочно-носочные изделия, мелкие текстильные товары, бумага, письменные принадлежности и иные.

Формирование  ассортимента в непродовольственных  магазинах.

 

Если потребности в пищевых  продуктах носят черты, обусловленные физиологическими нормами питания, то потребности в непродовольственных товарах практически неограниченные их границы в каждый данный момент определяются покупательской способностью потребителя. По мере роста производства товаров, с повышением материального благосостояния населения потребности и общий объем спроса на непродовольственные товары растет. Изменяется лишь общая структура спроса. С удовлетворением основных потребностей в одежде, обуви спрос частично переключается на предметы длительного пользования, предметы искусства и  т.п.

В отличие от продовольственных  товаров, принадлежащих в большинстве  случаев к товарам повседневного и частого спроса, спросу на непродовольственные товары свойственна периодичность. Периодичность покупок каких-либо в изделий связана со сроками потребления (физического или морального износа) и с пополнением и расширением возможностей покупателя. Периодичность покупок товаров потребителями колеблется от нескольких недель (чулки, носки) до нескольких лет (мебель, меха, часы, велосипеды и др.) Чем больше период между покупками того или иного товара, тем в большей степени изменяется спрос. По товарам длительного пользования (телевизоры, радиоприемники, бытовые машины, мотоциклы и т.д.) развитие спроса и изменение ассортимента значительной мере диктуются техническим прогрессом в производстве. Вместо выбывшего из потребления изделия, покупается изделие новой конструкции, модели, марки.

Вообще спрос на непродовольственные  товары условно можно разделить  на три вида:

1) специальный (твердо сформирован)  спрос выдвигается как прямое  требование, который не допускает замены необходимого товара каким-либо другим однородным;

2) альтернативный спрос (спрос  на выбор), окончательно формируется  после предварительного ознакомления  с товарами и на основе их  выбора;

3) импульсивный спрос складывается  под влиянием предложения товара. Специальный спрос, обычно, бывает массовым и устойчивым, круглогодичным или сезонным. Однако он может иметь и единичный характер (например, на фотоаппараты определенных марок).

При формировании ассортимента товаров  в непродовольственных магазинах  следует учитывать, что возникновение  потребности и приобретения того или иного товара сопровождается разной степенью определенности, четкости и формулирования спроса. В одних случаях покупатель приходит в магазин с четко определенными требованиями к товару (размер, фасон, цена, цвет и т.д.). В других - не совсем ясно представляет себе количество признаков товаров, которые хочет приобрести, определив только некоторые общие требования к товару (размер и цена костюма). Возникновение альтернативного спроса в процессе конечного выбора покупателями товаров представляет собой очень важный элемент формирования ассортимента товаров в непродовольственных магазинах. Взаимозаменяемость товаров - один из важнейших принципов формирования ассортимента большей части непродовольственных товаров. Он дает возможность отказаться от необходимости иметь в магазине набор изделий буквально всех моделей, фасонов, цветов, рисунков, материалов и т.п. и вместе с тем удовлетворять спрос покупателей.

Как известно, иметь в магазине полный ассортимент, например одежды или  обуви, включая все модели, фасоны, цвета, размеры и т.д., практически невозможно. Мастерство в подборе товаров и в технике их продажи, состоит в том, чтобы, используя возможности альтернативного спроса, удовлетворять запросы основной массы покупателей, имея в магазине относительно ограниченный ассортимент товаров.

Предложение товара может служить  импульсом к возникновению спроса. В ряде случаев потребность в приобретении товара осознается покупателем только тогда, когда он видит этот товар. Наиболее характерно это проявляется при продаже товаров новых моделей, фасонов, рисунков и т.п.: сначала возникает импульсивный спрос под влиянием предложения (показа товаров, советы продавца, рекламы), и лишь в дальнейшем спрос на эти товары обретает определенную степень устойчивости.

Особенности формирования спроса на непродовольственные товары отражаются на подборе товаров

Ассортимент большинства непродовольственных  товаров условно можно разделить  на две части - постоянную и переменную. Постоянная часть соответствует наличию специального спроса. Товары массового специального спроса в обязательно должны быть в составе ассортимента. Отсутствие этих товаров порождает неудовлетворенный спрос. С другой стороны, с переменной частью ассортимента связан альтернативный и импульсивный спрос. Особенности этих видов спроса требуют максимального разнообразия ассортимента, систематического его обновления. Покупатели охотно посещают магазины, в которых постоянно появляется что-нибудь новое, интересное для выбора. Однако при изменении ассортимента должны храниться в соответствующей структуре постоянные, неизменные признаки товаров: размеры, полнота, диапазон цен. Правильное сочетание постоянной и переменной частей ассортимента создает условия для максимально полного удовлетворения спроса покупателей.

 

 

 

 

 

  1. Управление товарными запасами.

 

    1. Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии.

 

Товарные  запасы – это часть товарного  обеспечения. Представляющая собой  совокупность товарной массы в процессе движения ее из производства к потребителю.

Необходимость товарных запасов определяется невозможностью обеспечить полное соответствие производства товаров спросу на них по следующим  причинам:

- существуют  непредвиденные колебания спроса  и ритма производства;

- номенклатура продукции отдельных производственных предприятий значительно уже структуры спроса на товары и требует накопления продукции разных предприятий и формирования торгового ассортимента, соответствующего спросу;

- размещение  производства и условия транспортировки  предопределяют интервалы во  времени между очередными доставками  партий товаров в места реализации  и потребления товаров. В течение  этих интервалов потребление  должно продолжаться, что возможно  лишь при наличии определенных  страховых запасов, чтобы колебания  не приводили к перебоям в  потреблении.

Таким образом, товарный запас – необходимое  условие непрерывности процесса товарного обращения. Однако не всякий товарный запас объективно необходим  для обеспечения непрерывности  товарного обращения.

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами