Формирование ассортимента и управление товарными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами, научиться применять полученные знания на практике. Постоянное наличие и широкий выбор товаров в розничной торговой сети является одним из важнейших условий культуры торговли.
Эффективное управление товарными запасами позволяет поддерживать широкий и устойчивый ассортимент товаров на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Ассортимент и порядок его формирования в торговых предприятиях.
1.1 Понятие об ассортименте. Виды ассортимента и их характеристика.
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничной торговли.
2. Порядок формирования и регулирования ассортимента.
2.1 Этапы формирования ассортимента.
2.2 Особенности формирования ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
3 Управление товарными запасами.
3.1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии.
3.2 Структура товарных запасов и факторы влияющие на их величину.
3.3 Основные факторы влияющие на величину товарных запасов
3.4 Особенности формирования ассортимента товаров в магазинах различных типов.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Курсач!!!.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

Товарные  запасы должны отвечать определенным требованиям:

- достигать известных размеров, чтобы в течение данного периода удовлетворять размерам спроса;

- быть  больше, чем средние размеры продажи  или покупательского спроса;

- постоянно  возобновляться.

Следовательно, товарные запасы выполняют следующие  функции:

1. Являются постоянным условием расширенного производства. Непрерывность товарооборота требует постоянного расходования и, следовательно, возобновления запасов. В результате достигается постоянство и непрерывность обращения, а потому и процесса производства.

2. Выступают как важнейшее условие качественного удовлетворения платежеспособного спроса населения.

Размеры товарных запасов должны постоянно  находиться в определенном соотношении  с объемом товарооборота. Они  находятся в балансовой взаимосвязи  с оборотом розничной торговли:

 

ТЗН + П = РТО + ТЗК +В,

 

где ТЗН, ТЗК – товарные запасы соответственно на начало и конец года, тыс.руб.;

П - объем  поступления товаров, тыс.руб.;

РТО –  объем розничного товарооборота, тыс.руб.;

В – выбытие  товаров (потери), тыс.руб.

Общим условием рационального соотношения между  оборотом розничной торговли и товарными  запасами на всех уровнях и во всех звеньях торговли при их общем  увеличении является более высокий  темп роста объема товарооборота. Только в этом случае товарные запасы и  товарооборот будут положительно влиять на финансовое положение предприятия, издержки обращения, рентабельность и  на уровень удовлетворения спроса.

В товарные запасы не включаются:

- товарные  запасы в пути;

- тара  всех видов, как занятая под  товарами, так и свободная;

- запасы товаров на складах юридических лиц, занимающихся заготовительной деятельностью.

Совокупность  видов товарных запасов можно  классифицировать по различным признакам (табл. 1.1).

 

Таблица 1

Классификация видов товарных запасов в торговле

Признак классификации

Виды товарных запасов

А

Б

1. По назначению 

1) текущего хранения;

2) сезонного хранения;

3) досрочного завоза;

4) целевого назначения

2. По месту нахождения

1) на предприятиях розничной торговли;

2) на базах и складах,  обслуживающих розничные предприятия

3) на мелкооптовых базах,  распределительных складах и  базах;

4) на производственных  предприятиях;

5) на предприятиях общественного  питания

3. По соответствию спросу населения

1) соответствующие спросу населения;

2) несоответствующие спросу  населения

4. По времени формирования

1) на начало периода (входные);

2) на конец периода  (выходные);

3) на определенную дату

5. По измерителям

1) натуральные;

стоимостные;

2) относительные;

абсолютные

6. По размеру

1) максимальные;

2) минимальные;

3) средние

7. По соответствию нормативу

1) нормативные;

2) сверхнормативные;

3) ниже норматива

8. Согласно признаку потребительского  назначения

1) по продовольственным товарам;

2) по непродовольственным  товарам

9. По регулярности обновления

1) регулярного (текущего) обновления;

2) товаров сезонного расходования;

3) товаров сезонного поступления;

4) периодического обновления


 

Основной  является классификация товарных запасов  в зависимости от назначения, то есть товарные запасы текущего хранения, сезонного хранения, досрочного завоза и товарные запасы целевого назначения.

К запасам  текущего хранения относятся запасы товаров, предназначенные для обеспечения  бесперебойной продажи товаров  в период между поступлениями  двух очередных партий товаров, находящиеся  в розничной торговой сети и на складах. Товарные запасы текущего хранения составляют основную часть всех запасов  торговли. Они исчисляются в днях и денежном выражении. Товарные запасы текущего хранения включают в себя:

1. Подготовительный  запас – создается для обеспечения непрерывности снабжения производственного процесса в период приемки, разгрузки, сортировки, лабораторного анализа, а также их комплектации и доработки к продаже.

2. Рабочий  запас – это запас товаров, находящийся в торговом зале и предназначенный для показа товаров покупателям (запас представительского ассортиментного набора) и запас товаров на продажу в течение одного дня.

3. Запас  пополнения – это масса товаров,  находящаяся на предприятии и  предназначенная для пополнения  рабочего запаса исходя из  условий поставки, интервала поставки (частоты завоза) и комплектности  поставки.

4. Страховой (гарантийный) запас. Он необходим для обеспечения устойчивого уровня реализации в случае значительного колебания покупательского спроса и условий поставки товаров.

К товарным запасам сезонного хранения относятся  запасы, производство или реализация которых имеет сезонный характер. Такие запасы создаются по товарам, которые либо непрерывно реализуются, а пополняются лишь в отдельный  период времени (овощи, фрукты), либо наоборот: продаются в определенные промежутки времени, а накапливаются более менее регулярно (елочные украшения) или по товарам, спрос на которые подвержен сезонным колебаниям (одежда, обувь и т.д.).

К запасам  досрочного завоза относятся запасы товаров, предназначенные для обеспечения  бесперебойной торговли в отдаленных, труднодоступных районах, куда завоз  товаров возможен лишь в определенные периоды года (районы Крайнего Севера, Дальнего Востока, горные районы).

Товарные  запасы сезонного хранения и досрочного завоза предназначены для развития будущего товарооборота, поэтому их формирование носит стихийный характер. Если товарные запасы текущего хранения исчисляются в днях и денежном выражении, то товарные запасы досрочного завоза и сезонного хранения исчисляются  в натуральном и денежном выражении.

 

В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный  учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических  и организационно-технических мероприятий  по формированию и регулированию  товарных запасов и поддержанию  их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж).

Цель управления товарными запасами – это формирование и поддержание  их величины на таком уровне, который  позволяет обеспечить бесперебойную  торговлю каждым товаром при минимальных  затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия  должны определить, сколько надо хранить  запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется  умение не только определять необходимую  величину запасов, но и разрабатывать  графики поставок, рассчитывать оптимальные  партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовое состояние потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами и учитывать политику в области цен.

 

С учетом указанных  факторов в деле управления товарными  запасами каждый руководитель торговой организации должен знать ответы на такие вопросы: сколько и каких  запасов должно быть в наличии  и каков их оптимальный размер, как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы. В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются для достижения поставленных целей перед торговой организацией: для обеспечения роста доли продаж на рынке, поддержания конкурентоспособности, обеспечения прибыльной работы в  процессе движения и реализации товаров  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура товарных запасов и факторы влияющие на их величину.

 

Структура товарных запасов

Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей - суммой запасов в стоимостном  выражении; количеством запасов  в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.

Любой товар  относится к категории товарного  запаса вплоть до момента продажи. И  он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, то есть регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в  зависимости от конкретных хозяйственных  условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления  и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в  днях. Этот показатель - относительный, он характеризует величину товарного  запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборота  исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный  товарооборот соответствующего периода:

ТЗдн = ТЗ/Орто 

где ТЗдн - уровень товарных запасов, дни оборота;

ТЗ - сумма  товарных запасов на определённую дату, руб.;

Орто - объём  однодневного товарооборота, руб.

Товарные  запасы могут выражаться в натуральных  показателях (штуки, метры, тонны и  т.д.) и в стоимостных (в рублях).

Кроме того, размеры товарных запасов непосредственно  связаны со скоростью обращения  товаров. При неизменном объёме товарооборота  ускорение оборачиваемости товаров  приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости  требует большей массы товарных запасов.

Скорость  обращения товаров или время, в течение которого реализуются  товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.

Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение  которого товарные запасы находятся  в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний  товарный запас.

Средний товарный запас рассчитывается по формуле  средней хронологической:

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +... +1/2 ТЗn) / (n - 1)

 

где ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;

n - количество  периодов.

Или по формуле  средней арифметической простой: 

ТЗср = (ТЗн + ТЗк)

где ТЗн - товарные запасы на начало периода, руб.;

ТЗк - товарные запасы на конец периода, руб.

Для расчёта  товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:

Тоб = ТЗср / Орто

где Тоб - товарооборачиваемость или время  обращения, дни;

ТЗср - средние  товарные запасы, руб.;

Орто - объём  однодневного товарооборота, руб.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:

Тоб = РТО / ТЗср

где Тоб - коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов.

Показатели  времени и скорости товарного  обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного  обращения позволяет осуществить  больший объём товарооборота  при меньших размерах товарного  запаса, что оказывает влияние  на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.

Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания  влияния различных факторов на формировании товарных запасов.

 

Основные факторы влияющие на величину товарных запасов

К основным факторам, которые влияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие.

-  соотношения между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборотность, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказывают содействие нормализации товарных запасов;

-  сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правил, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;

-  организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазин, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортирования, размещения производственных предприятий. Чем ближе размещенные промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще вырабатывается завоз товаров, тем менее времени расходуется на их доставку. Высокая частота завоза характерна для товаров, которые быстро портятся;

-  потребительские свойства товаров. Они или уменьшают, или увеличивают время оборота.

-  ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.

На  обращение товаров влияет и великое  множество других факторов: организация  рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической  базы, особенности фасования товаров  и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства  сложным торговым процессом, организация  работы и т.п.

Оборотность товаров можно ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания  влияния разнообразных факторов на формирование товарных запасов.

Одни  из этих факторов ускоряют скорость обращения  товаров и благодаря этому  объективно уменьшают необходимую  величину запасов, другие, наоборот, замедляют  скорость товарного обращения и  благодаря этому увеличивают  размер запасов. Зная это, можно обнаружить резервы ускорения оборотности  запасов предприятия, снизить затраты  на образование и хранение товарных запасов.

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами