Формирование ассортимента и управление товарными запасами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические вопросы формирования торгового ассортимента;
• проследить порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях;
• оценить эффективность управления товарными запасами в магазине;
• выявить основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине

Оглавление

Введение
1. Понятие об ассортименте……………………………………………...4
1.1 Характеристика видов ассортимента……………………………..4
1.2 Основные принципы формирования ассортимента……………...7
2. Порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях………………………………………………...9
2.1 Особенности формирования ассортимента товаров в магазине…9
2.2 Порядок регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине……………………………………………………………...12
3. Управление товарными запасами в магазине…………………………15
3.1 Управление товарными запасами в торговле……………………..15
3.2 Планирование товарных запасов…………………………………..16
4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине………………………………………………………………….18
4.1 Жизненный цикл товаров
4.2 Основные факторы контроля полноты и стабильности ассортимента в магазине…………………………………………………………….22
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 132.62 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Амурской области

Государственное образовательное  бюджетное учреждение

среднего профессионального  образования

«Благовещенский торгово – экономический колледж»

 

Отделение: очное

Специальность: коммерция

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Формирование ассортимента и управление товарными запасами

по дисциплине: Коммерческая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 

  1. Понятие об ассортименте……………………………………………...4
    1. Характеристика видов ассортимента……………………………..4
    2. Основные принципы формирования ассортимента……………...7
  2. Порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях………………………………………………...9
    1. Особенности формирования ассортимента товаров в магазине…9
    2. Порядок регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине……………………………………………………………...12
  3. Управление товарными запасами в магазине…………………………15
    1. Управление товарными запасами в торговле……………………..15
    2. Планирование товарных запасов…………………………………..16
  4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине………………………………………………………………….18
    1. Жизненный цикл товаров
    2. Основные факторы контроля полноты и стабильности ассортимента в магазине…………………………………………………………….22

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

 

Для успешного развития розничного торгового предприятия большое  значение имеет правильное решение  ассортиментной политики.

Практика хозяйствования предприятий розничной торговли свидетельствует о том, что большинство  субъектов уходят с рынка по причине  непродуманного подхода к выбору ассортиментного профиля магазинов, статичности ассортиментных наборов  товаров и негибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке  под влиянием факторов макро- и микроокружения. Поэтому торговым предприятиям необходимо научиться управлять ассортиментом.

От состава своевременного обновления ассортимента товаров в  магазинах зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с приобретением товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности предприятий  розничной торговли.

Отсутствие в магазинах  отдельных товаров, их узкий, нестабильный или не соответствующий запросам покупателей ассортимент порождают  неудовлетворенный спрос, увеличивают  затраты времени на поиск нужных товаров, создают мобильный спрос - когда покупатели вынуждены приобретать  товары не в местах своего постоянного  проживания.

Формирование товарного  ассортимента является одновременного и средством и методом управления ассортиментом. Правильная ассортиментная политика предприятия - это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке. Ассортиментная политика строится на основе маркетинговых исследований рынка и способствует приведению в соответствие спроса предложению, направлена на разработку научной основы формирования ассортимента, оптимизацию его групповой структуры, требующей расширения или сокращения количества ассортиментных позиций, его обновления на качественно новой основе.

Цель работы - углубить, систематизировать  и закрепить полученные знания в  области формирования ассортимента и управления товарными запасами.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические вопросы формирования торгового ассортимента;
  • проследить порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях;
  • оценить эффективность управления товарными запасами в магазине;
  • выявить основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие об ассортименте.
    1. Характеристика видов ассортимента.

Ассортимент товаров –  это совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку (например, по сырьевому или потребительскому назначению).

Классификация ассортимента товаров:

1. По сырьевому признаку. В его основу положен признак  однородности сырья, из которого  изготовлены продукты:

  • хлебобулочные изделия;
  • кондитерские изделия;
  • молоко и молочные продукты;
  • рыба и рыбные продукты;
  • хлопчатобумажные ткани;
  • шерстяные ткани и т. д.

2. По признаку потребительского  назначения, например:

  • строительные материалы (ассортимент строительных материалов комплектуется из товаров, вырабатываемых многими отраслями промышленности: лесной, цементной, стекольной, химической, металлообрабатывающей и др.);
  • детские товары – легкой, обувной, пластических масс, стекольной и другим отраслям промышленности.

3. По товарно-сырьевому  признаку:

  • товарная отрасль (швейные изделия, зерномучные товары, овощи, плоды, грибы, вкусовые товары, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т. д.);
  • товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и др.);
  • товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье и т. д.);
  • отдельные разновидности товаров (сухой кофе, растворимый кофе, пряники мягкие, сухари с изюмом и. т. д.).

В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент.

Производственный ассортимент  — это номенклатура товаров, выпускаемых  промышленным или сельхозпредприятием.

Торговый ассортимент  — номенклатура товаров, реализуемых в магазинах. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями.

С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях.

Торговый ассортимент, с  точки зрения организации коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду признаков на следующие виды.

1. Товары простого ассортимента  — состоящие из небольшого количества видов или сортов (соль, сахар, спички, керосин, хозяйственное мыло, отдельные виды овощей, стекло оконное и др.).

2. Товары сложного ассортимента — имеющие в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (фасонам, размерам, расцветкам, ростам, моделям, рецептуре и т. д.), или, иначе говоря, в пределах одной группы насчитывают большое количество подгрупп, видов, наименований (продовольственные товары – кондитерские изделия, винно-водочные, консервы, вкусовые и значительную часть всех непродовольственных товаров).

В зависимости от частоты  спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары повседневного, периодического и редкого спроса.

К товарам повседневного  спроса относятся хлеб, сахар, молоко, соль, спички, мыло и некоторые другие. Эти товары являются предметами первой необходимости и приобретаются наиболее часто, ежедневно либо через несколько дней.

Товарами периодического спроса называются преимущественно промышленные изделия – одежда, обувь, головные уборы, ткани, трикотажные изделия, посуда и др., а также отдельные продукты питания (деликатесы, марочные вина и коньяки и т. п.), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

Товарами относительно редкого  спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, видеомагнитофоны, компьютеры, холодильные и стиральные машины, легковые автомашины, мотоциклы, картины и другие предметы искусства, ювелирные изделия.

Подбор ассортимента по указанным  видам позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и построить торговую сеть. Так, например, товары повседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению, находиться от него в пределах пешеходной доступности.

Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается в крупных торговых предприятиях (универмагах, специализированных магазинах, супермаркетах, имеющих более широкую зону обслуживания).

Товары редкого спроса реализуются в небольшом количестве в специализированных магазинах или в магазинах элитного типа (магазинах-салонах, гипермаркетах и др.).

В коммерческой работе большое  значение имеет учет сезонных колебаний  спроса, в связи с чем выделяют «сезонные товары». Дело в том, что спрос населения на некоторые товары в течение года колеблется, резко возрастая или снижаясь в отдельные периоды.

Товары импульсивного  спроса – это товары, которые  зачастую приобретаются покупателем  случайно, попутно, импульсивно, одновременно с другими основными товарами (например, носовые платки, футляры  для мыла, мелкие хозяйственные вещи, шнурки, крем для обуви, детские книжки). Эти товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента (в обувных магазинах – чулки, носки, шнурки, кремы для обуви; в магазинах и секциях белья – галстуки, запонки; в секциях и магазинах табачных изделий – спички, мундштуки, трубки, портсигары).

Включение в ассортимент  магазина товаров сопутствующего спроса дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.

 

    1. Основные принципы формирования ассортимента.

1.Соответствие ассортимента товаров характеру спроса, предъявляемого покупателями в районе деятельности магазина. Этот принцип является основным. Поскольку спрос является категорией постоянно меняющейся как количественно, так и качественно, то ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Поэтому коммерсанты должны постоянно изучать покупательский спрос.

Результаты изучения спроса обязательно должны учитываться  при формировании ассортимента. В  частности товары четко сформированного  спроса должны быть постоянно в продаже, поскольку их отсутствие приводит к  потерям оборота и в соответствии к снижению эффективной деятельности предприятия и ухудшению конкурентных позиций.

2.Принцип комплексного удовлетворения спроса. Обеспечивает максимальное удобство покупателя, экономию времени при совершении покупки. Этот принцип предполагает построение ассортимента товара с учетом комплектности их потребления.

Количество и наименование потребительских комплектов зависит  от размеров торговой площади, структуры  товарооборота магазина, наличие других типов рознично - торговых предприятий в зоне его деятельности. В большей степени реализуется при формировании ассортимента непродовольственные товары. В рамках потребительских комплексов выделяют микро-комплексы постоянные и сезонные.

Сезонные микро-комплексы  организуются в конце праздников или в период осенне-зимнего или  весенне-летнего сезонов за счет сохранения постоянных микро-комплексов. Также можно сформировать временные, специальные для данной местности, района микро-комплексы с учетом традиций, обычаев, народных праздников.

Этот принцип построения ассортимента используется в некоторых  конкретных магазинах. Например: диетические  продукты, детское питание.

3.Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, устойчивости, обновляемости ассортимента.

Учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и позволяет  обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра  торговой площади. Он предполагает наличие  предельно широкого ассортимента товара с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние  торгового технического оборудования.

4.Обеспечение рентабельности работы розничной торговой точки - это непременное условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, также учитывается товарооборот и другие экономические показатели.

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами предприятия