Формирование ассортимента и управление товарными запасами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические вопросы формирования торгового ассортимента;
• проследить порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях;
• оценить эффективность управления товарными запасами в магазине;
• выявить основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине

Оглавление

Введение
1. Понятие об ассортименте……………………………………………...4
1.1 Характеристика видов ассортимента……………………………..4
1.2 Основные принципы формирования ассортимента……………...7
2. Порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях………………………………………………...9
2.1 Особенности формирования ассортимента товаров в магазине…9
2.2 Порядок регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине……………………………………………………………...12
3. Управление товарными запасами в магазине…………………………15
3.1 Управление товарными запасами в торговле……………………..15
3.2 Планирование товарных запасов…………………………………..16
4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине………………………………………………………………….18
4.1 Жизненный цикл товаров
4.2 Основные факторы контроля полноты и стабильности ассортимента в магазине…………………………………………………………….22
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 132.62 Кб (Скачать)

 

    1. Порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях.
    1. Особенности формирования ассортимента товаров в магазине.

Формирование ассортимента товаров - это сложный и непрерывный  процесс, основная цель которого заключается  в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах при обеспечении  прибыльности работы торгового предприятия.  
Как в оптовой, так и в розничной торговле на процесс формирования торгового ассортимента существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения:  
• социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);  
• экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);  
• демографические (половозрастной состав населения, количество и состав семей);  
• природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);  
• национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи);  
• изменения моды;  
• достижения научно-технического прогресса.  
Формирование ассортимента товаров заключается в определении его широты и глубины. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, а его глубина - количеством видов и разновидностей товаров внутри каждой группы. 
В оптовой торговле формирование ассортимента происходит с учетом товарной специализации и функций, выполняемых предприятием торговли.  
Например, на складах сезонного хранения ассортимент может быть ограничен одной группой или видом товара (овощи, картофель). Распределительные склады, предназначенные для снабжения магазинов и других оптовых покупателей товарами широкого ассортимента, строят свою ассортиментную политику в зависимости от имеющейся площади хранения товаров, прогнозируемого товарооборота, возможностей по закупке товаров.  
Коммерческими службами оптовых предприятий могут разрабатываться примерные ассортиментные перечни, в которых указывается, какие товары (виды и разновидности) постоянно должны быть на складах. Соблюдение таких перечней позволяет всегда иметь в наличии именно те товары, которые пользуются спросом.  
Ассортимент товаров, находящихся на складах, должен постоянно обновляться, если этого требуют оптовые покупатели. Поэтому коммерческие службы предприятий оптовой торговли должны активно сотрудничать с товаропроизводителями, участвуя тем самым в формировании промышленного ассортимента.  
В розничной торговле в основу построения ассортимента должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:  
• объема товарооборота магазина;  
• размера торговой площади;  
• технической оснащенности;  
• условий товароснабжения.  
При формировании ассортимента следует также учитывать:  
• численность обслуживаемого населения;  
• уровень его доходов;  
• наличие в зоне обслуживания магазина промышленных предприятий, учебных заведений и т. п.;  
• место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).  
Как правило, в универсальных магазинах ассортимент товаров более широкий по сравнению с ассортиментом специализированных магазинов. Однако в специализированных магазинах представлено большее число разновидностей товаров, поэтому для них характерна большая глубина ассортимента.  
Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.  
При этом под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под стабильностью - обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров.

2.2 Порядок регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине.

Формирование (комплектование) торгового ассортимента магазина —  серьезная и ответственная коммерческая работа. Она требует знания состава  населения, обслуживаемого магазином, потребностей, его покупательной  способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей. Процесс формирования ассортимента товаров в магазине складывается из трех этапов.

На первом этапе устанавливается  групповой ассортимент товаров  в магазине (тем самым определяется его ассортиментный профиль, специализация, тип, расположение, зона обслуживания). Эта работа проводится на основе маркетинговых  исследований целевого рынка.

На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты  структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения  отдельных групп товаров (удельные веса отдельных товарных групп в  общем товарообороте магазина).

Структура определяется посредством  аналитических расчетов — анализа  объема и структуры товарооборота  за прошлый период, состояния спроса и конъюнктуры торговли, ожидаемого поступления и т. д.

Например, для продовольственного магазина аналитический расчет показал  следующую структуру группового ассортимента:

1. Гастрономические товары — 40% товарооборота.

2. Бакалейные товары  — 15% товарооборота.

3. Кондитерские изделия   — 7% товарооборота.

4. Винно-водочные изделия   — 15% товарооборота.

5. Хлебобулочные изделия   — 5% товарооборота.

Итого 100% товарооборота магазина.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров  в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, так как требует хорошего знания покупательского спроса, ассортимента товаров, вырабатываемого промышленностью; расчетным путем это сделать практически невозможно, так как включение в ассортимент магазина тех или иных видов и сортов, разновидностей, фасонов, моделей, ростов и т. д. товаров требует хорошего знания покупательского спроса и ассортимента вырабатываемых промышленностью товаров.

В последние годы (начиная  с 70-х гг. XX в.) формирование торгового  ассортимента стало осуществляться не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров. Имеется в виду принцип удовлетворения комплексного спроса какой-либо группы покупателей (например, женщин, мужчин, детей, молодежи, спортсменов, туристов и т. п.) или удовлетворения определенной, иногда узкой потребности (товары для домашнего хозяйства, дома, приусадебного хозяйства, товары для досуга, товары для шитья и рукоделия, косметика и средства гигиены и др.).

Сущность этой системы  состоит в том, что в торговом зале магазина все товары предлагаются не по отдельным товарным группам (например, “Готовая одежда”, “Ткани”, “Галантерейные товары” и т. д.), а по товарным комплексам, объединяющим как основные, так и сопутствующие товары. Так, например, вместе с верхней одеждой  предлагаются головные уборы, шарфы, рубашки, галстуки. Такое построение ассортимента характерно для некоторых универмагов потребительской кооперации.

Так, например, примерный  ассортиментный перечень товаров для  этих универмагов предусматривает  следующие виды потребительских  комплексов:

1. Товары для мужчин.

2. Товары для женщин.

3. Товары для детей.

4. Косметика и средства  гигиены.

5. Сувениры, часы, ювелирные  изделия.

6. Товары для досуга.

7. Товары для письма  и учебы.

8. Товары для спорта, туризма  и путешествий.

9. Товары для шитья  и рукоделия.

10. Товары для дома.

В составе потребительских  комплексов выделяются микрокомплексы. Так, например, в комплексе “Для женщин” выделяются микрокомплексы “Модная одежда”, “Одежда для молодежи” и др. Микрокомплексы, в свою очередь, могут подразделяться на мини-комплексы (например, “Детская одежда”: для детей от 1 года до 3 лет, дошкольников от 3 до 6 лет, школьников младшего возраста от 6 до 10 лет, школьников — от 10 до 14 лет.

Нетрудно заметить, что  при традиционной специализации  отделов и секций, для того чтобы  купить товары для ребенка, нужно  посетить отдел обуви, затем отдел  одежды, культтоваров, игрушек и  т. д.

Для покупателей намного  удобнее, когда все товары, предназначенные  для детей, сгруппированы в одном  месте. Это способствует увеличению товарооборота, создает удобство для  покупателей и заставляет коммерческих работников проявлять больше внимания к завозу в магазины широкого ассортимента товаров.

3. Управление товарными запасами в магазине.

3.1 Управление товарными  запасами на торговых складах.

Формирование ассортимента товаров тесно связано с образованием, хранением и управлением товарными  запасами.

Что понимается под управлением  товарными запасами?

Это система мероприятий, направленных на установление и поддержание  оптимального объема и структуры  запасов для бесперебойного снабжения  розничной торговой сети товарами в  необходимом количестве и ассортименте.

Основная задача управления товарными запасами — не допустить  перебоев в товароснабжении и  избежать затоваривания. При этом необходимо ускорять оборачиваемость товарных запасов, сокращать издержки на их формирование и хранение. Управление товарными  запасами на оптовых складах предусматривает:

● нормирование товарных запасов;

● оперативный учет запасов  и контроль за их состоянием;

● регулирование товарных запасов.

Нормирование товарных запасов  осуществляется различными методами (опытно-статистический метод, метод технико-экономических  расчетов, экономико-математическое моделирование  и др.).

На торговых складах оборачиваются  десятки и сотни тысяч наименований товаров. Поэтому наладить систематический  учет и контроль за каждой ассортиментной позицией дело сложное, особенно если это делается ручными или маломеханизированными способами. Большая номенклатура товаров на оптовых складах и вследствие этого огромные информационные потоки настоятельно требуют широкого использования компьютерной техники и технологии. Для этой цели необходимо создавать АСУ товарными запасами, использование компьютерной технологии позволяет ежедневно обеспечить коммерческих работников достоверной информацией об отклонениях запасов от нормативов по товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям товаров.

3.2 Планирование товарных  запасов.

Существуют несколько этапов планирования товарных запасов.

На первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей и поставщиков, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности организации в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов.

На основе полученной информации осуществляется разработка плана поставок товаров  по ассортименту и срокам.  План поставок товаров представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых определяются номенклатура поставляемых товаров, требования к ее качеству, количество и сроки поставки, что должно быть отражено в  основных требованиях предъявляемых к товару и существенных условиях заключаемых договоров поставок товара.

Этот план разрабатывается в  натуральных единицах измерениях и  является основным документом, в соответствии с которым торговая организация  формирует товарные запасы и тем  самым обеспечивает непрерывный  процесс реализации товаров и  выполняет свои обязательства перед  покупателями-потребителями.

Планирование сроков поставок осуществляется в зависимости от норм запасов  в днях на всех стадиях товародвижения: оформление товаросопроводительных и таможенных документов, нахождение товара в пути, страховой запас в днях при  транспортировки товаров, погрузо-разгрузочные работы, транспортировка товаров до магазина, предпродажная подготовка, страховой запас в днях на случай непредвиденных задержек в пути, запас в днях на возврат забракованных товаров. Поставка товаров осуществляется заблаговременно таким образом, чтобы до начала прогнозируемого периода  реализации товар успел пройти все предпродажные стадии подготовки и транспортировки. 

Планируемое количество товарных запасов  также зависит от ряда критериев: непосредственно необходимого объема товара для удовлетворения потребностей покупателей, то есть прогнозируемого  объема продаж в натуральных единицах измерения по каждому виду товара, а также сверх этого  необходимого количества учитываются товарные потери при транспортировке, хранении и  в результате естественной убыли, порчи, боя, лома, брака.  Однако с целью незатоваривания следует вычитать остатки товаров из переходящих запасов, то есть остатки не реализованных товаров, продажа которых была запланирована в прошлом периоде.

Как уже отмечалось, при планировании товарных запасов необходимо учитывать   товарные потери, которые возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными, так как товарные потери необходимо прогнозировать и формировать заказы и потребности с учетом возможно потерянного в будущем количества товара.

Различают нормируемые и ненормируемые  товарные потери:

1. Нормируемые потери – это  потери, образующиеся в результате  усушки, утряски, раскрошки, разлива и тому подобному, то есть так называемая естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств.

2. Ненормируемые потери: это потери  от боя, брака и порчи товаров,  а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Данные  потери образуются вследствие  уменьшения массы товаров сверх  норм естественной убыли, понижения  качества по сравнению со стандартами,  веса и объема товаров, а  также их порчи из-за неправильных  условий хранения, халатности должностных  лиц. 

Наличие в торговых организациях таких  потерь является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому такие  потери не нормируются, а считаются  сверхнормативными.

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами предприятия