Формирование ассортимента и управление товарными запасами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические вопросы формирования торгового ассортимента;
• проследить порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях;
• оценить эффективность управления товарными запасами в магазине;
• выявить основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине

Оглавление

Введение
1. Понятие об ассортименте……………………………………………...4
1.1 Характеристика видов ассортимента……………………………..4
1.2 Основные принципы формирования ассортимента……………...7
2. Порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях………………………………………………...9
2.1 Особенности формирования ассортимента товаров в магазине…9
2.2 Порядок регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине……………………………………………………………...12
3. Управление товарными запасами в магазине…………………………15
3.1 Управление товарными запасами в торговле……………………..15
3.2 Планирование товарных запасов…………………………………..16
4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине………………………………………………………………….18
4.1 Жизненный цикл товаров
4.2 Основные факторы контроля полноты и стабильности ассортимента в магазине…………………………………………………………….22
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 132.62 Кб (Скачать)

 

4.Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине.

4.1 Жизненный цикл товаров.

Многие  товары предназначены для продажи  в течение лишь ограниченного  срока: меняются потребности и вкусы  покупателей, меняются технологические возможности промышленности. Товары стареют как технически, так и морально, психологически. Представление о жизненном цикле товара исходит из того, что любой товар проходит определенные стадии, этапы, фазы развития: стадию внедрения товара на рынок, стадию роста, стадию зрелости и, наконец, стадию устаревания. С этими стадиями связаны три очень важные особенности и характеристики.

1. Скорость прохождения через стадии  жизненного цикла для разных  товаров неодинакова. Одни товары  очень быстро пробегают весь  цикл, другие медленно проходят  через каждую стадию; есть и  такие товары, которым так и  не удается от стадии внедрения  перейти к стадии роста.

2. Прибыль, получаемая от продажи  единицы товара, неуклонно увеличивается  на протяжении стадии роста,  а где-то на стадии зрелости  она начинает уменьшаться в  результате давления, оказываемого  конкурентами. В конце стадии  зрелости увеличение объема реализации  почти всегда обгоняет увеличение  прибыли.

3. Политика и тактика розничной  организации применительно к  торговле определенным товаром  различны и зависят от того, на какой стадии жизненного  цикла этот товар включен в  ассортимент.

Торговые  характеристики товара на протяжении его жизненного цикла в общем  виде представлены на рис. 10.1.

Рис. 10.1. График жизненного цикла товара:

На  стадии внедрения товаров торговля ими зачастую бывает убыточной и розничная организация принимает на себя большой риск, выбрасывая на рынок новый товар; розничные цены на этой стадии, как правило, высокие и товар может продаваться лишь в немногих магазинах. Другие магазины в этот период тоже экспериментируют с новым товаром, однако с очень небольшими его партиями. Но вот начинает расти спрос, товар продается все шире и шире, усиливается рекламная деятельность, направленная на его продвижение. Проходя стадию зрелости, товар постепенно становится чувствительным к цене, в этот период данный товар иногда начинают продавать и по сниженным ценам. А когда продукт вступает в стадию устаревания, его или вообще исключают из ассортимента, или отправляют в подвальные помещения, где продается различное уцененное старье.

Большинство розничных магазинов включают в  ассортимент товары, находящиеся  на стадии роста или зрелости. Однако стратегия и образ других магазинов  диктуют иную линию поведения; некоторые  магазины предпочитают закупать и включать в свой ассортимент больше товаров, находящихся еще на стадии внедрения. Есть и магазины, которые стремятся  включать в ассортимент товары, находящиеся  в стадии зрелости и даже устаревания. Представители этих магазинов выискивают такие товары, закупают их у промышленности и оптовых торговцев по льготным ценам и именно на торговле ими строят свое розничное предложение.

На  стадии внедрения, как правило, стремятся  закупать сравнительно небольшие партии товаров, причем у хорошо известных  поставщиков, которые всегда отличались добросовестностью и готовностью  сотрудничать. Но при этом выбирают таких поставщиков, которые в  случае успеха товара смогут поставлять его в достаточных количествах.

Стадия  роста характеризуется быстрым  увеличением объема реализации, возрастанием прибыли; товар начинает предлагать все большее число поставщиков. На этой стадии коммерсанты должны стремиться к следующему:

● снабжать магазины большими партиями товара и притом различных разновидностей (например, разных цветов);

● искать новых поставщиков, чтобы  за счет более широкого круга источников снабжения обеспечить непрерывный  завоз товара в магазины;

● организовывать быстрый завоз через  короткие интервалы времени (поскольку  завозят товары поставщики, закупщик настаивает на такой организации  при заключении договоров);

● установить надежный контроль за всеми источниками снабжения (за вновь появляющимися поставщиками), чтобы была возможность систематически оценивать новые предложения и принимать лучшие из них;

● сосредоточить в магазинах достаточные  запасы нового товара, чтобы полностью  исключить случаи, когда его нет  в наличии.

Но  вот товар вступает в стадию зрелости. Темп роста объема его реализации начинает замедляться. Конкуренция  становится более острой, цены на товар  снижаются, валовая прибыль, получаемая при его продаже, становится все меньше и меньше. В такой ситуации руководитель, ответственный за формирование ассортимента, должен предпринять следующее:

● потребовать у поставщиков снижения оптовых или закупочных цен;

● начинать отказываться от услуг слабых поставщиков и внимательно следить  за льготными ценами и иными преимуществами, которые другие поставщики теперь уже  стремятся предоставить при продаже  этого товара;

● стараться свести объем товарных запасов к минимально необходимому, с тем чтобы в данном товаре оказались “связанными” как можно меньшие финансовые средства;

● стремиться извлечь пользу из тех  усовершенствований товара и его  упаковки, которые осуществляют ведущие  поставщики.

На  последней стадии, в фазе устаревания, товар дает все меньший и меньший вклад в общую прибыль товарного отдела или магазина в целом. Промышленность начинает снимать товар с производства, поставщики перестают его предлагать. На этом этапе руководителям розничной торговли рекомендуется:

● еще и еще раз пересмотреть требуемые объемы товарных запасов;

● распродать остатки запасов;

● проанализировать всю “торговую  биографию” товара на протяжении его  жизненного цикла. 

 

    1. Основные факторы контроля полноты и стабильности ассортимента в магазине.

Работники магазинов должны постоянно, систематически контролировать полноту и стабильность ассортимента. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты  и стабильности ассортимента.

Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина:

КП= Рф / Рп 
где Кп — коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Рф — фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;

Рн — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем (нормативом).

На полноту ассортимента товаров в магазинах влияют многие факторы, причем нередко случайные (например, задержка поставщиками отгрузки товаров, нарушение графика завоза и т. п.). Для нивелирования воздействия  случайных факторов и более правильной оценки товарного ассортимента его  полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Получаемый при этом показатель носит название коэффициента устойчивости (стабильности) ассортимента. Он рассчитывается по следующей формуле:

Куст = Р1Ф + Р2Ф +…+ РnФН x n

где Куст — коэффициент  устойчивости ассортимента товаров  в магазине за период (месяц, квартал, год);

Р1ф, Р2ф, ..., Рnф — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Рн — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n — количество проверок.

Коэффициенты полноты  и устойчивости ассортимента можно  рассчитывать как по всему товарному  ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп  или потребительских комплексов. При этом учитываются только те товары, которые предусмотрены для магазина ассортиментным перечнем.

Числовое значение коэффициентов  полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При  этом чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, лучше формируется.

Определение и использование  в процессе анализа товарного  ассортимента показателей, характеризующих  его полноту и устойчивость, позволяют  не только оценить, но и сопоставить  ассортимент одного магазина с ассортиментом  другого магазина, обслуживающего один и тот же целевой рынок.

Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного  перечня товаров и осуществление  контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимент.

 

 

Заключение.

Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни  все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро — через 7—10 лет, обновление составляет 80—100%.

Все эти колоссальные изменения  ассортимента, его обновление, расширение должен учитывать коммерсант в своей  торговой работе, предвидеть, прогнозировать и соответствующим образом готовиться к ним — своевременно регулировать ассортимент в магазинах, торговых складах, оптовых предприятиях.

В данной курсовой работе была поставлена определенная цель: углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами.

Для достижения цели в работе были выполнены следующие задачи:

  • были изучены теоретические вопросы формирования торгового ассортимента;
  • установлен порядок формирования и регулирования ассортимента товаров на торговых предприятиях;
  • оценилась эффективность управления товарными запасами в магазине;
  • выявлены основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазине.

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность/Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова.  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010, - 500 с.
  2. Егоров, В. Ф. Организация торговли: Учебник для вузов: 1–е изд./В.Ф. Егоров, 2006. - 352 с.
  3. Егоров И.В. Управление товарными системами: Учебное пособие/В. Ф. Егоров. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 644 с.
  4. Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений.- 7-е издание, перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.- 700 с.
  5. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: Учебник для  вузов. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 623 с.
  6. www.iddk.ru
  7. http://8i1.com/good/1400/
  8. http://www.coolreferat.com/
  9. http://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0a65625a2ad78a5d53b89521306c27_0.html
  10. http://www.bestreferat.ru/referat-196956.html

 

 


Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами предприятия