Формирование товарного ассортимента магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является изучение формирования товарного ассортимента предприятия.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение ряда задач:
- рассмотреть роль ассортиментной политики в укреплении положения фирмы на рынке;
- изучить деятельность ООО «МАН»;
- проанализировать товарную номенклатуру ООО «МАН»;
- провести анализ состояния товарных запасов ООО «МАН».

Оглавление

Введение 2
1. Роль ассортиментной политики в укреплении положения фирмы 5
2. Краткая характеристика деятельности предприятия 11
3. Анализ товарной номенклатуры предприятия 25
4. Анализ состояния товарных запасов 41
Заключение 47
Литература 49
Приложения
Приложение А Лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции
Приложение Б Организационная структура управления ООО «МАН» представлена в
Приложение В – Бухгалтерский баланс ООО «МАН» за 2010 г.
Приложение Г - Бухгалтерский баланс ООО «МАН» за 2011 г.
Приложение Д - Отчет о прибылях и убытках ООО «МАН» за 2010 г.
Приложение Е - Отчет о прибылях и убытках ООО «МАН» за 2011 г.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 6.46 Мб (Скачать)

 Необходимо отметить  то, что решения о расширении  или изъятии тех или иных  товаров из ассортимента в  магазине «Продукты» ООО «МАН»  принимаются не один раз в  год, а в течение года несколько  раз, в зависимости от прогнозируемого спроса в определенный период времени. Так, на насыщение ассортимента также могут повлиять такие факторы как приближение какого-либо праздника, часто спрашиваемые товары, которых нет в наличии у магазина и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ состояния  товарных запасов

 

 

 

 

Необходимым условием наращивания  объемов продаж продукции,  роста прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия товарами необходимого ассортимента и качества.

Для обеспечения ритмичной  работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в каждом торговом подразделении ООО «МАН» находятся определенные товарные запасы.

По назначению запасы товаров подразделяются на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения в постоянно и равномерно пополняются.

Сезонные запасы товаров  создаются в определенные периоды  года, и их образование связано  с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров.

Величина товарных запасов  и эффективность их использования  определяются рядом факторов:

- объемом и структурой  розничного товарооборота;

- соотношением спроса  и предложения на товар;

- организацией закупок  (звенность товародвижения, способ  доставки и т. п.);

- уровнем цен и их  динамикой;

- физико-химическими  свойствами товаров;

- состоянием материально-технической  базы и др.

Проведем анализ обеспеченности магазина «Продукты» (ул. Паровозная, д.8) товарными ресурсами и дадим оценку их использования.

Проведем расчет среднего товарного запаса за 2011 г., для этого приведем таблицу 10. 

Таблица 10.

Расчет среднего товарного запаса магазина «Продукты» (ул. Паровозная, д.8) ООО «МАН» за 2011 г.

Наименование товарной группы

Товарооборот, тыс. руб.

Товарные запасы на дату

Средний товарный запас

за год

Однод-невный

01.01.2011

01.04.2011

01.07.2011

01.10.2011

01.01.2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Бакалея в т. ч:

1036,0

2,84

9,39

10,41

9,93

10,57

9,37

9,91

Макаронные изделия

284,6

0,78

1,07

1,11

1,31

1,08

1,02

1,16

Крупы

182,2

0,50

4,32

4,65

4,21

4,56

4,12

4,36

Чай, кофе

352,9

0,97

2,12

2,31

1,98

2,10

2,01

2,12

Пряности

34,2

0,09

0,67

0,72

0,61

0,51

0,57

0,65

Сахар, мука

182,2

0,50

1,21

1,62

1,82

2,32

1,65

1,62

Безалкогольная продукция в  т.ч.:

614,8

1,68

4,52

4,14

4,52

5,44

4,53

4,40

Соки, воды

489,5

1,34

3,24

3,13

3,20

3,90

3,10

3,17

Кола-кола

125,2

0,34

1,28

1,01

1,32

1,54

1,43

1,23

Алкогольная продукция, в т.ч:

3187,7

5,79

26,97

28,32

28,33

32,34

27,38

27,94

Пиво

546,5

1,50

6,43

7,32

7,43

8,13

6,12

7,01

Водка

528,2

1,45

7,31

7,52

6,98

9,10

7,10

7,24

Вино

546,5

1,50

6,65

6,32

6,87

6,92

6,43

6,58

Шампанское

216,3

0,59

1,24

1,52

1,32

1,76

2,01

1,49

Коньяк

275,5

0,75

5,34

5,64

5,73

6,43

5,72

5,63

Кондитерские изделия

684,2

1,87

2,13

2,76

2,84

2,91

2,45

2,63

Хлебобулочная продукция

432,6

1,19

1,01

1,03

1,02

1,11

1,07

1,03

Молочная продукция

546,8

1,50

3,25

3,92

4,12

3,98

3,23

3,76

Колбасная продукция

812,1

2,22

4,32

5,70

6,21

5,91

6,54

5,78

Консервация, в т. ч.:

204,9

0,56

2,29

2,54

2,48

2,12

2,28

2,44

Рыбные и мясные консервы

125,2

0,34

1,31

1,76

1,53

1,34

1,42

1,55

Плодовоовощная консервация

79,7

0,22

0,98

0,78

0,95

0,78

0,86

0,88

Замороженные продукты, в т. ч.:

671,7

1,84

3,13

3,30

3,96

4,17

3,81

3,58

Морепродукты

273,2

0,75

0,34

0,12

0,32

0,87

0,64

0,31

Мороженное

159,4

0,44

1,56

1,76

2,10

1,87

1,65

1,82

Полуфабрикаты (зам.)

239,1

0,66

1,23

1,42

1,54

1,43

1,52

1,45

Овощи и фрукты

112,2

0,31

2,10

1,65

1,92

2,13

2,31

1,93

Яйцо

101,3

0,28

0,60

0,70

0,64

0,54

0,61

0,65

Детское питание

391,6

1,07

3,65

2,68

3,12

3,41

3,21

3,08

Корма для животных

182,2

0,50

1,56

1,52

1,42

1,23

1,67

1,52

Непрод.товары, в т. ч.:

233,4

0,64

1,26

1,67

1,57

1,74

1,59

1,56


Продолжение таблицы 10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Бытовая химия

226,6

0,62

1,23

1,64

1,54

1,71

1,56

1,53

Зажигалки, спички

6,8

0,02

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

Итого

11384,6

22,29

66,18

70,34

72,08

77,60

70,05

70,18


 

Анализ приведенных  в таблице 10 данных показывает, что запасы на начало 20011 года  ниже запасов на начало 2012 года. Так, на 1.01.11 товарные запасы составили 66,18 тыс. руб., а на 1.01.12 –70,05 тыс. руб. На это могли повлиять рост товарооборота, решение магазина «Продукты» (ул. Паровозная, д.8) о снижении общего объема товарных запасов, путем уменьшения объемов поставок и т. д.

Заметно постепенное  снижение товарных запасов по таким  товарным группам как: яйцо, мороженное, детское питание.

  Отмечается также,  увеличение товарных запасов на 1.10.11, по сравнению с товарными запасами на предыдущих два квартала. Это вызвано решением магазина «Продукты» (ул. Паровозная, д.8) об увеличении товарных запасов в связи с прогнозированием повышения спроса на товары, вызванные грядущими праздниками и др.

В таблице 5 также приведены данные о среднем товарном запасе, который был найден с использованием формулы средней хронологической. В 2011 году он составил 70,18 тыс. руб. Для более подробного  анализа среднего товарного запаса необходимо рассмотрения его в динамике.

Товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, то есть массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Товарные ресурсы предприятия  формируются за счет поступления  товаров и товарных запасов и  находятся в балансовой зависимости  с розничным товарооборотом:

ТЗН + П = РТО + ТЗК,

где ТЗН, ТЗК – товарные запасы соответственно на начало и  конец года;

П – объем поступления  товаров;

РТО – объем розничного товарооборота.

Применительно магазина «Продукты» (ул. Паровозная, д.8) то, его формула товарного баланса выглядит следующим образом:

66,18 + 11388,51 = 11384,6 + 70,05

Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие объем предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.

Для полного анализа  динамики товарных запасов и эффективности  их использования рассчитаем товарооборачиваемость.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров  со дня их поступления до дня реализации. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса.

Приведем таблицу 11.

 

Таблица 11.

Анализ динамики товарных запасов и эффективности их использования

Товарные группы

Однодневный товарооборот, тыс. руб.

Средний то-варный запас, тыс. руб.

Время обращения, дни

Отклонение

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

сред. товар. запаса

времени обращ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Бакалея в т. ч:

2,67

2,84

9,41

9,91

3,53

3,49

0,50

-0,04

Макаронные изделия

0,73

0,78

1,10

1,16

1,50

1,48

0,06

-0,02

Крупы

0,47

0,50

4,14

4,36

8,83

8,74

0,22

-0,09


Продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Чай, кофе

0,91

0,97

2,01

2,12

2,21

2,19

0,11

-0,02

Пряности

0,09

0,09

0,62

0,65

7,02

6,95

0,03

-0,07

Сахар, мука

0,47

0,50

1,54

1,62

3,29

3,25

0,08

-0,03

Безалкогольная продукция в  т.ч.:

1,58

1,68

4,18

4,40

2,64

2,61

0,22

-0,03

Соки, воды

1,26

1,34

3,01

3,17

2,39

2,36

0,16

-0,03

Кола-кола

0,32

0,34

1,17

1,23

3,62

3,58

0,06

-0,04

Алкогольная продукция, в т.ч:

5,44

5,79

26,54

27,94

4,88

4,83

1,40

-0,05

Пиво

1,41

1,50

6,66

7,01

4,73

4,68

0,35

-0,05

Водка

1,36

1,45

6,87

7,24

5,05

5,00

0,36

-0,05

Вино

1,41

1,50

6,25

6,58

4,44

4,39

0,33

-0,05

Шампанское

0,56

0,59

1,41

1,49

2,54

2,51

0,07

-0,03

Коньяк

0,71

0,75

5,35

5,63

7,54

7,46

0,28

-0,08

Кондитерские изделия

1,76

1,87

2,50

2,63

1,42

1,40

0,13

-0,01

Хлебобулочная продукция

1,11

1,19

0,98

1,03

0,88

0,87

0,05

-0,01

Молочная продукция

1,41

1,50

3,57

3,76

2,54

2,51

0,19

-0,03

Колбасная продукция

2,09

2,22

5,49

5,78

2,63

2,60

0,29

-0,03

Консервация, в т. ч.:

0,53

0,56

2,31

2,44

4,38

4,34

0,12

-0,05

Рыбные и мясные консервы

0,32

0,34

1,47

1,55

4,57

4,52

0,08

-0,05

Плодовоовощная консервация

0,21

0,22

0,84

0,88

4,09

4,05

0,04

-0,04

Замороженные продукты, в т. ч.:

1,73

1,84

3,40

3,58

1,96

1,94

0,18

-0,02

Морепродукты

0,70

0,75

0,29

0,31

0,42

0,41

0,02

0,00

Мороженное

0,41

0,44

1,73

1,82

4,22

4,17

0,09

-0,04

Полуфабрикаты (зам.)

0,62

0,66

1,37

1,45

2,23

2,21

0,07

-0,02

Овощи и фрукты

0,29

0,31

1,83

1,93

6,33

6,26

0,10

-0,07

Яйцо

0,26

0,28

0,62

0,65

2,36

2,34

0,03

-0,02

Детское питание

1,01

1,07

2,92

3,08

2,90

2,87

0,15

-0,03

Корма для животных

0,47

0,50

1,44

1,52

3,07

3,04

0,08

-0,03

Непродовольственные товары, в т. ч.:

0,60

0,64

1,48

1,56

2,46

2,43

0,08

-0,03

Бытовая химия

0,58

0,62

1,45

1,53

2,48

2,46

0,08

-0,03

Зажигалки, спички

0,02

0,02

0,03

0,03

1,62

1,60

0,00

-0,02

Итого

20,96

22,29

66,67

70,18

3,18

3,15

3,51

-0,03


 

Анализ приведенных  в таблице 11 данных показывает, что в целом в магазине «Продукты» (ул. Паровозная, д.8) оборачиваемость товаров ускорилась на 0,03 дня. Это произошло за счет изменения объема, структуры товарооборота и величины среднего товарного запаса.

В то же время увеличение среднего товарного запаса  в 2011 году по сравнению с 2011 годом на 3,51 тыс. руб. привело к замедлению товарооборачиваемости.

Помимо объема товарооборота  на время обращения существенное влияние оказывает и его структура.

При этом необходимо отметить, что на увеличение суммы по товарообороту  и  товарным запасам влияние оказало  изменение потребительских цен.

При этом необходимо отменить, что значительных изменений не отмечается – это свидетельствует о сформормированном ассортименте. Изменения которого практически не происходит.

После анализа товарных запасов магазина «Продукты» (ул. Паровозная, д.8) можно сделать вывод о наличии достаточного количества ресурсов для осуществления бесперебойной работы магазина, при этом время обращения товарных запасов сокращается, это является залогом успешной деятельности ООО «МАН».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ассортимент товаров  является одним из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных товаров на потребительском рынке. В условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент товаров, поэтому задачей любого хозяйствующего субъекта, в частности для торговой организации, является удовлетворение потребительского спроса лучше и эффективнее, чем конкуренты.

В курсовой работе были изучены  основные составляющие формирования товарного ассортимента предприятия на материалах розничной сети г. Орла -  ООО «МАН».

Рентабельность продаж ООО «МАН» на протяжении всего анализируемого периода снижается.

Увеличение собственного капитала и снижение чистой прибыли  являются основными факторами снижения рентабельности собственного капитала.

Снижение   рентабельности   оборотных   средств   свидетельствует   о снижении эффективности использования имеющихся в распоряжении у ООО «МАН» основных средств. Повышение коэффициента оборачиваемости запасов на протяжении всего анализируемого периода свидетельствует об эффективности использования запасов предприятия. 

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в ООО «МАН», относятся тип и размер магазинов, их техническая оснащенность, условия товароснабжения (прежде всего – наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности конкретного магазина.

Информация о работе Формирование товарного ассортимента магазина