Формирование товарного ассортимента магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является изучение формирования товарного ассортимента предприятия.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение ряда задач:
- рассмотреть роль ассортиментной политики в укреплении положения фирмы на рынке;
- изучить деятельность ООО «МАН»;
- проанализировать товарную номенклатуру ООО «МАН»;
- провести анализ состояния товарных запасов ООО «МАН».

Оглавление

Введение 2
1. Роль ассортиментной политики в укреплении положения фирмы 5
2. Краткая характеристика деятельности предприятия 11
3. Анализ товарной номенклатуры предприятия 25
4. Анализ состояния товарных запасов 41
Заключение 47
Литература 49
Приложения
Приложение А Лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции
Приложение Б Организационная структура управления ООО «МАН» представлена в
Приложение В – Бухгалтерский баланс ООО «МАН» за 2010 г.
Приложение Г - Бухгалтерский баланс ООО «МАН» за 2011 г.
Приложение Д - Отчет о прибылях и убытках ООО «МАН» за 2010 г.
Приложение Е - Отчет о прибылях и убытках ООО «МАН» за 2011 г.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 6.46 Мб (Скачать)

Первостепенно при формировании ассортимента  продовольственных товаров в  ООО «МАН» учитывались некоторые  особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях – известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т. д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

При формировании в ООО  «МАН» ассортимента продовольственных  товаров учитывался и фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или неудовлетворенности качеством предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это касается товаров одной группы.

Кроме того, на продовольственные  товары спрос комплексный, то есть одновременно приобретаются продукты, дополняющие  друг друга, например, жиры, хлеб, молоко; чай, сахар и т. д. Таким образом, постоянство требований и комплектность спроса на товары из рациона питания необходимо также учитывать при формировании ассортимента продовольственных товаров.

Покупательский спрос  на товары простого и сложного ассортимента также имеет особенности, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, имеющие незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, то есть не потребляются ежедневно.

Многие продовольственные  товары, реализующиеся в ООО «МАН», уже максимально подготовлены к  употреблению в виде полуфабрикатов, концентратов, кулинарных изделий. При  современном ритме жизни спрос  на эти товары постоянно растет.

Необходимо также отметить, что на спрос и потребление многих товаров, в особенности продуктов питания, оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.). Вследствие этого происходит неравномерность их потребления в течение года, и спрос переключается на товары их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; летом в условиях обилия овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т. д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается в известной степени путем создания сезонных запасов соответствующих товаров.

На спрос оказывают  также влияние следующие факторы  социального и экономического характера:

- размеры денежных  доходов населения, его численность,  социальный, профессиональный и  половозрастной состав;

-    уровень розничных  цен и их соотношений;

-    деятельность  предприятий общественного питания;

- географические и  климатические особенности проживания населения.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос  устойчивый, альтернативный и импульсный.

Устойчивый, или твердо сформулированный спрос, предъявляется  на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Так, устойчивым спросом в ООО «МАН» пользуются многие продовольственные товары. Покупатель, придя в супермаркет, не зависимо от того, сколько там представлено наименований и разновидностей всегда купит тот товар, который ему необходим первостепенно (например, хлеб или молоко).

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его  особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров. К товарам альтернативного спроса можно отнести, например, кондитерские изделия, синтетические моющие средства и др.

Импульсный спрос возникает  непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.

Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.

Потребности населения  в товарах складываются исторически; в них отражается достигнутый  обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и другие особенности. Иными словами, они определяются уровнем развития производства, благосостоянием и культурой общества. Потребности идут впереди производства, стимулируя его развитие и ставя перед ним новые проблемы. В свою очередь, развитие и ставя перед ним новые проблемы. В свою очередь, развитие производства расширяет ассортимент и увеличивает массу товаров, тем самым, вызывая к жизни все новые и новые потребности. Общество должно подчинять производство удовлетворению потребности людей.

 

Важнейшим требованием  к формированию ассортимента, которого придерживается ООО «МАН», является максимальное удовлетворение спроса при  наименьших затратах времени на совершение покупки. 

Инструментом регулирования ассортимента товаров в каждом магазине ООО «МАН» служит ассортиментный перечень товаров. Наличие его позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Так, в среднем по магазину ассортиментным перечнем товаров магазинов ООО «МАН» предусмотрено наличие 2500 единиц разновидностей товаров.

Полнота ассортимента –  это соответствие фактического наличия  товаров на  торговом предприятии  разработанному ассортиментному перечню.

Под устойчивостью (стабильностью) ассортимента товаров следует понимать бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.

Полнота и устойчивость ассортимента торговых предприятий  определяются с помощью показателей, именуемых коэффициентами полноты и устойчивости (стабильности) ассортимента.

Рассчитаем коэффициент  полноты ассортимента по формуле:

КП = РФН,

где КП – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

РФ – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;

РН – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем (нормативом).

Рассчитаем коэффициент  полноты ассортимента товаров магазина «Продукты» (ул. Паравозная, д. 8) ООО «МАН», используя данные проверки наличия разновидностей товаров на 01.11.12. – 2200 единиц.

КП = 2200/2500,

КП = 0,88

На полноту ассортимента могли повлиять такие факторы, как, например, задержка поставщиками отгрузки товаров, нарушение графика завоза, отсутствие какого-либо товара в наличии  у поставщиков и т. п.

Для нивелирования воздействия  случайных факторов и более правильной оценки товарного ассортимента его  полноту целесообразно определять за определенные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Получаемый при этом показатель носит название коэффициента устойчивости (стабильности) ассортимента. Он рассчитывается по следующей формуле:

Куст = (РФ1 + РФ2 +…+РФn)/ РН*n,

где Куст – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период;

  РФ1, РФ2 , … ,РФn - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

РН – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

Каждый раз в последний  день месяца в течение года  в  магазинах ООО «МАН» проводится оперативный учет. Для расчета коэффициента устойчивости используем данные магазина «Продукты» находящегося по адресу: г. Орел, ул. Паровозная, 8.

По его данным можно  судить о фактическом наличии  разновидностей товаров в определенный момент времени. Результатами таких проверок за 20011 год могут служить следующие данные о количестве разновидностей товаров:

31.01.11 – 2200 ед.; 28.02.11 - 2350 ед.; 31.03.11 -2200 ед.; 30.04.11 - 2550 ед.; 31.05.11 –2550 ед.; 30.06.11 -  2400 ед.; 31.07.11 - 2200 ед.; 31.08.11 - 2450 ед.; 30.09.11 – 2300 ед.; 31.10.11 – 2600 ед.; 30.11.11 -2450 ед.; 31.12.11 -2200 ед.

Используя эти данные, рассчитаем коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента магазина «Продукты» ООО «МАН»:

Куст = (2200+2350+2200+2550+2550+2400+2200+2450+2300+2600+2450+2200)/

8500*12 =0,95

  После проведенного вычисления можно говорить о том, что коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента магазина «Продукты» ООО «МАН» составляет 0,9. Это свидетельствует о том, что

ассортимент товаров  магазина достаточно стабилен и хорошо сформирован.

Более подробный анализ структуры ассортимента товаров  возможен с 

позиции таких параметров как широта, глубина и высота товарной номенклатуры. Изучим количество ассортиментных групп предложенных потребителям магазином «Продукты» ООО «МАН». Рассмотрим ассортимент ООО «МАН» по широте товарных групп. Для этого приведем таблицу 6.

 

Таблица 6.

Анализ широты ассортимента ООО «МАН»

№ п/п

Наименование товарной группы

2010 г.

2011 г.

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

1

2

5

6

7

8

 

Бакалея в т. ч:

14423,8

10,1

14504,0

9,1

1

Макаронные изделия

4284,3

3

3984,6

2,5

2

Крупы

4569,9

3,2

2550,2

1,6

3

Чай, кофе

3713,1

2,6

4940,9

3,1

4

Пряности

142,8

0,1

478,2

0,3

5

Сахар, мука

1713,7

1,2

2550,2

1,6

 

Безалкогольная продукция в т.ч.:

4712,7

3,3

8606,8

5,4

6

Соки, воды

3141,8

2,2

6853,6

4,3

7

Кола-кола

1570,9

1,1

1753,2

1,1

 

Алкогольная продукция, в т.ч:

35988,1

25,2

44627,8

28

8

Пиво

12995,7

9,1

15301,0

9,6

9

Водка

11853,2

8,3

14790,9

9,28


Продолжение таблицы 6.

1

2

5

6

7

8

10

Вино

6283,6

4,4

7650,5

4,8

11

Шампанское

1570,9

1,1

3028,3

1,9

12

Коньяк

3284,6

2,3

3857,1

2,42

13

Кондитерские изделия

6712,1

4,7

9579,0

6,01

14

Хлебобулочная продукция

6997,7

4,9

6056,6

3,8

15

Молочная продукция

23849,3

16,7

22967,4

14,41

16

Колбасная продукция

16994,4

11,9

17054,2

10,7

 

Консервация, в т. ч.:

1856,5

1,3

2868,9

1,8

17

Рыбные и мясные консервы

999,7

0,7

1753,2

1,1

18

Плодовоовощная консервация

856,9

0,6

1115,7

0,7

 

Замороженные продукты, в т. ч.:

7854,6

5,5

9403,7

5,9

19

Морепродукты

3427,4

2,4

3825,2

2,4

20

Мороженное

1570,9

1,1

2231,4

1,4

21

Полуфабрикаты (зам.)

2856,2

2

3347,1

2,1

22

Овощи и фрукты

9996,7

7

10997,6

6,9

23

Яйцо 

2713,4

1,9

1418,5

0,89

24

Детское питание

7626,1

5,34

5482,8

3,44

25

Корма для животных

1570,9

1,1

2550,2

1,6

 

Непродовольственные товары, в т. ч.:

1513,8

1,06

3267,4

2,05

26

Бытовая химия

1428,1

1

3171,8

1,99

27

Зажигалки, спички

85,7

0,06

95,6

0,06

 

Итого

142810

100

159385

100

Информация о работе Формирование товарного ассортимента магазина