Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:53, курсовая работа
Данная тема характеризует место и роль маркетинговых служб предприятия в общей системе управления; перечень функций, выполняемых ею, в том числе при освоении новых работ, услуг или продукции; подбор персонала по сбыту, рекламе; подготовка и переподготовка персонала маркетинговых служб; методы рационализации деятельности и т.д.
Введение …………………………………………………………………………....3
1. Теоретические основы формирования маркетинговых структур в организации………………………………………………………………………….5
1.1. Функции и задачи маркетинга на предприятии…………………………5
1.2. Понятие организационной структуры службы маркетинга…………..10
1.3. Принципы построения организационных структур маркетинга……..13
2. Формирование и функционирование службы маркетинга в ЗАО «Гидрострой»………………………………………………………………………20
2.1. Организационная характеристика ЗАО «Гидрострой»………………..20
2.2. Анализ основных показателей маркетинговой деятельности ЗАО «Гидрострой»…………………………………………………………………………..27
2.3. Анализ организации службы маркетинга в ЗАО «Гидрострой»……..35
3. Основные направления совершенствования службы маркетинга в
ЗАО «Гидрострой»……………………………………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………………44
Список использованной литературы……………………………………………..46
Приложение………………………………………………………………………..48
На предприятии существуют разные формы оплаты труда: сдельная, за 1 кг готовой продукции для основных рабочих; повременная – для работников-повременщиков, обслуживающих производство; паевая система оплаты труда для мастеров и ведущих специалистов; по установленным должностным окладам для административно – управленческого персонала.
Основным способом изготовления готовой продукции является замораживание. Мороженная рыбопродукция конкурентоспособная как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Особую ликвидность получила в последние годы икра лососевых пород ястычно – мороженная, которую отправляют по контрактам в Японию. Филе мороженное (шатер – пак) поставляется в США, а такая продукция, как горбуша «зубатка» мороженная (т.е. с нерестовыми изменениями), идет в Китай на рыбную муку. Всего за год предприятие выпускает до 40 наименований рыбной продукции, в том числе: горбуша мороженная потрашеная; филе горбуши; фарш горбуши; филе и фарш трески; палтус; камбала; минтай; соленая рыба (сельдь, горбуша, кета); копченая продукция (теша и балык горбушевый, камбала); консервы из лососевых пород; консервы из морепродуктов; икра минтаевая и лососевых пород и др.
Вся производимая продукция имеет высокие вкусовые качества, обладает ценнейшими питательными свойствами и пользуется большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Оплата за рыбопродукцию осуществляется через валютные счета ЗАО «Гидрострой». На внутренний рынок поставляется соленая рыбопродукция, в том числе икра пробойная соленая. Вывоз готовой продукции производится судами, принадлежащими ЗАО «Гидрострой» или арендованными им. Реализация рыбы осуществляется по договорам купли – продажи, бартерным договорам, за наличный расчет.
В период основного подхода лососевых пород (путину) ЗАО «Гидрострой» передает рыбу – сырец не только на свои береговые мощности, но и на плавбазы или плавзаводы. Горбуша сдается на суда для дальнейшей переработки по договорам как давальческое сырье, так как за услуги обработки своей продукции ЗАО «Гидрострой» передает от 40 до 50 % рыбы, выпущенной на судне.
Сырец в рыбообрабатывающие цеха АО «Рейдово» поставляется на маломерных судах типа ПМБ. С помощью персонала рыба подается на плот в цех. Часть принятого сырца направляется на разделку. Разделку, мойку и сортировку рыбы осуществляют в ручную. Готовую потрошеную горбушу укладывают в ящики, затем на тележках – этажерках перевозят в морозильные камеры.
Другая часть сырца поступает на филетировочную линию для выпуска филе глубокого обесшкуривания. Далее на машине производится обезглавливание горбуши. После удаления внутренностей и ястыков икры горбуша подается к следующей машине, на которой производится роспуск горбуши на филе, а именно: проходя через машину, рыба слегка подмораживается, что позволяет свободно и ровно снять кожу и срезать реберные кости.
Разделанное филе моют гидроскребом и подают на транспортер. С транспортера филе поступает на столы для инспектирования (удаления паразитов).
Столы оборудованы подсветкой, что позволяет хорошо видеть паразитов, чешуйки от рыбы, кровяные подтеки.
Чистые филейчики рассортировывают по цвету, сортам и весовым категориям с раскладкой их по разным корзинам соответствующих градаций и сортов. Таков вид сортировки обусловлен одним из пунктов экспортного контракта.
Готовое филе укладывают в лайнеры в шахматном порядке, перекладывая каждый слой целлофановыми прокладками, и пропускают через машину, которая наклеивает этикетку на каждый ящик. Затем укладывают на стеллажи для дальнейшей заморозки.
Из морозильных камер рыба подается в цех готовой продукции, который упаковывает ее в коробки и вывозит на хранение в холодильники.
Одновременно с выпуском готовой продукции на заводе ведется отгрузка рыбы на транспортные суда. Отгрузка осуществляется на рейде, т.е. в море.
С холодильников рыбу грузят на плавучие несамоходные суда (плашкоут) и с помощью катера доставляется на рейд к судну, выполняющего перевозку за рубеж или в Южно – Сахалинск.
Продукция, выпускаемая на предприятии, соответствует мировым стандартам и пользуется большим спросом на внешнем рынке.
Обеспечение
населения охлажденной и
Рынок потребителей разделен на несколько секторов: потребительский рынок, рынок производителей, рынок предприятий Госпромышленности и международный рынок. На рынке государственных предприятий ЗАО «Гидрострой» работает с «Сахморепродукт», «Магаданрыбпром», Пенсионный Фонд РФ. На этом рынке налажена система взаимозачетов, что имеет огромное значение в условиях неустойчивой российской экономики.
На рынке производителей предприятие работает с Курильским рыбозаводом, с ООО «Скит» и ООО «Континент». В основном они предъявляют спрос на рыбу – сырец и морепродукты.
Потребительский
рынок представлен магазинами города,
района, области и подобными
На
международном рынке
Рис.6 Структура рынка потребителей
Для
успешной деятельности организации
предприятию необходимо удерживать
такие позиции на рынке потребителей.
Уход общества от системы плановой
экономики и вступление в рыночные
отношения коренным образом изменили
условия функционирования предприятий.
Предприятия, для того чтобы выжить, должны
иметь конкурентоспособную продукцию
или услуги на основе внедрения достижений
научно-технического прогресса, эффективных
форм хозяйствования и управления производством,
преодоления бесхозяйственности, повышать
эффективность производства. В противном
случае они могут оказаться на грани банкротства.
2.2. А н а л и з о с н о в н ы х п о к а з а т е л е й маркетинговой деятельности З А О «Г и д р о с т р о й»
Сегодня залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
В таблице 2 представлены основные финансовые показатели деятельности предприятия.
Таблица 2
Показатели прибыльности хозяйственной деятельности
ЗАО «Гидрострой» за 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Абсол. отклон-е | |
2009/2008 | 2010/2009 | ||||
1.
Балансовая прибыль
2. Платежи в бюджет из прибыли 3. Чистая прибыль (стр. 1 – стр. 2) 4. Сумма всех активов 5. Собственный капитал 6. Основные средства 7. Материальные активы 8. Общая рентабельность (стр. 1 : стр. 4) х 100 9. Рентабельность (чистая) (стр. 3 : стр. 4) х 100 10. Рентабельность собственного капитала (стр.3 : стр.5) х 100 11. Рентабельность производственных фондов /стр.1 : (стр.6 + стр.7) х 100/ |
181178
40981 140197 210426 106141 58329 77381 86,10 66,63 132,09 133,51 |
114634
24432 90202 385585 279094 115811 191474 29,73 23,40 32,32 37,31 |
192660
5036 142293 746584 517433 257638 399316 25,81 19,06 27,50 29,33 |
-66544
-16549 -49995 +175159 +172953 +57482 +114093 -56,37 -43,23 -99,77 -96,2 |
+78026
-19396 +52091 +360999 +238339 +141827 +207842 -3,92 -4,34 -4,82 -7,98 |
Из таблицы видно, что показатели прибыли в 2009 году по сравнению с 2008 годом резко снизились, но наблюдается их повышение в 2010 году. Остальные показатели, за исключением всех показателей рентабельности, повысились. Рентабельность общая, рентабельность собственного капитала и рентабельность производственных фондов достаточно высокая в 2008 году. Но с 2009 по 2010 год наблюдается резкий спад рентабельности, т.к. в 2008 году объем вылова водно – биологических ресурсов (это такие виды как минтай, треска, камбала, палтус, терпуг, горбуша, кета и другие) составлял 75963, в 2009 году – 35930 тонн, что составляет 47,3% от объема вылова 2008 года. А в 2010 году – 21742,3 тонны, что составляет 28,6% вылова 2008 года. Это объясняется тем, что путина 2010 года сложилась для данного предприятия не лучшим образом, т.к. в связи со сложной гидрологической обстановкой, низкими температурами в прибрежной зоне подходы лосося на протяжении всей путины были нестабильными.
Заводы предприятия работают на полную мощность всего 4 месяца в году. В неблагоприятные для путины года (на данном примере 2009 – 2010 гг. ) заводы за период четырех месяцев зачастую простаивали из-за недостатка водно – биологических ресурсов. Предприятие несло огромные затраты на усовершенствование технологий, на установление конвейерных линий, на ремонт цехов, что и повлияло на резкий скачок рентабельности вниз. В 2011 году ожидаются большие подходы лосося, что позволит предприятию повысить рентабельность до желаемого уровня.
ЗАО «Гидрострой» занимается различными видами деятельности. В таблице 3 представлена выручка от реализации по видам деятельности предприятия.
Таблица 3
Выручка от реализации по видам деятельности ЗАО «Гидрострой»
за 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
Вид деятельности | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Абсол. отклон-е, тыс. руб | |
2009/2008 | 2010/2009 | ||||
Строительство | 44291757 | 19079399 | 51483592 | -25212358 | +32404193 |
Содержание дорог | 3167324 | 5034685 | 6022993 | +1867361 | +988308 |
Услуги механизмов | 1887410 |
2761556 |
3749980 |
+874146 |
+988424 |
Услуги порта | 2174322 | 3978210 | 4159675 | +1803888 | +181465 |
Электроэнергия | 11188620 | 11164839 | 12187980 | -23781 | +1023141 |
Рыбопродукция | 170064206 | 75267334 | 59264243 | -94796872 | -16003091 |
Рыбопродукция
(экспорт) |
272413077 | 210069624 |
205558105 |
-62343453 |
-4511519 |
Гостиница | 453785 | 696548 | 678944 | +242763 | -17604 |
Аренда | 296534 | 1038447 | 14117701 | +741913 | +13079254 |
Щебень | 15581 | 1392 | 17703 | -14189 | +16311 |
ИТОГО | 505952616 | 329092034 | 357240916 | -176860582 | +28148882 |
Как видно из данных таблицы наибольшую выручку предприятию приносит рыбопродукция, т.е. основной вид деятельности. Но с 2009 по 2010 год объем выпускаемой продукции, а, следовательно, и выручки уменьшается. Это объясняется, как уже упоминалось выше, тем, что путина в этот период для предприятия сложилась не лучшим образом. Но общая выручка от реализации различных видов деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом резко снизилась, но в 2010 году по сравнению с 2009 годом повысилась.
В общем случае выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком).
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. Необходимо дать сравнительную характеристику рентабельности отдельных видов продукции предприятия, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках за последние три года, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительная характеристика рентабельности отдельных видов
продукции ЗАО «Гидрострой», реализуемой на внутреннем и внешнем рынках за 2008 – 2010 гг.
Показатели |
Внутренний рынок | Экспорт | ||||
2008 г | 2009 г | 2010 г | 2008 г | 2009 г | 2010 г | |
Горбуша мороженая потрашеная с головой | ||||||
Объем
реализации
продукции, кг |
3434573 |
3538625 |
3485763 |
4028526 |
4208371 |
4505485 |
Цена
единицы
продукции, руб./кг |
21,0 |
22,50 |
23,0 |
19,0 |
20,0 |
20,75 |
Себестоимость
единицы
продукции, руб./кг |
12,3 |
14,75 |
15,8 |
12,3 |
14,75 |
15,8 |
Прибыль, тыс. руб. | 29880786 | 27424344 | 25097494 | 26991125 | 22093948 | 22302150 |
Рентабельность, % | 70,7 | 52,5 | 45,6 | 54,5 | 35,6 | 31,3 |
Филе горбуши обешкуреной | ||||||
Объем
реализации
продукции, кг |
101252 |
147000 |
86485 |
311100 |
350000 |
470000 |
Цена
единицы
продукции, руб./кг |
45,0 |
46,0 |
50,0 |
43,66 |
47,08 |
45,75 |
Себестоимость
единицы
продукции, руб./кг |
28,75 |
35,0 |
40,0 |
28,75 |
35,0 |
40,0 |
Прибыль, тыс. руб. | 1645345 | 1617000 | 864850 | 4638501 | 4228000 | 2702500 |
Рентабельность, % | 56,5 | 31,4 | 25,0 | 51,9 | 34,5 | 14,4 |
Икра лососевых пород | ||||||
Объем
реализации
продукции, кг |
18321345 |
19273480 |
23405102 |
25301841 |
23220380 |
21214302 |
Цена
единицы
продукции, руб./кг |
300,0 |
400,0 |
550,0 |
310,0 |
320,0 |
333,0 |
Себестоимость
единицы
продукции, руб./кг |
80,3 |
91,0 |
120,0 |
80,3 |
91,0 |
120,0 |
Прибыль, тыс. руб. | 40251995 | 59555054 | 10064194 | 58118329 | 53174671 | 45186463 |
Рентабельность, % | 273,6 | 339,6 | 358,3 | 286,0 | 251,6 | 177,5 |
Информация о работе Формирование службы маркетинга на предприятии