Формирование службы маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема характеризует место и роль маркетинговых служб предприятия в общей системе управления; перечень функций, выполняемых ею, в том числе при освоении новых работ, услуг или продукции; подбор персонала по сбыту, рекламе; подготовка и переподготовка персонала маркетинговых служб; методы рационализации деятельности и т.д.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………....3
1. Теоретические основы формирования маркетинговых структур в организации………………………………………………………………………….5
1.1. Функции и задачи маркетинга на предприятии…………………………5
1.2. Понятие организационной структуры службы маркетинга…………..10
1.3. Принципы построения организационных структур маркетинга……..13
2. Формирование и функционирование службы маркетинга в ЗАО «Гидрострой»………………………………………………………………………20
2.1. Организационная характеристика ЗАО «Гидрострой»………………..20
2.2. Анализ основных показателей маркетинговой деятельности ЗАО «Гидрострой»…………………………………………………………………………..27
2.3. Анализ организации службы маркетинга в ЗАО «Гидрострой»……..35
3. Основные направления совершенствования службы маркетинга в
ЗАО «Гидрострой»……………………………………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………………44
Список использованной литературы……………………………………………..46
Приложение………………………………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

намбер уан1.doc

— 302.00 Кб (Скачать)
 

    Маркетинговая деятельность предприятия ориентирована  на стратегию сбыта как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Следует  учитывать, что потребности потребителей, соответственно, и спрос на продукцию, объем реализации продукции, цена, себестоимость  на однородную продукцию на этих рынках различны. Поэтому прибыль от реализации продукции  различна, а следовательно и рентабельность тоже различна. Из таблицы 4 видно, что на внешнем рынке за последние два года спрос на горбушу мороженую потрашеную с головой и филе горбуши обешкуреной значительно вырос, а уровень их рентабельности значительно упал. А спрос на икру лососевых пород упал, как и уровень ее рентабельности. Что же касается внутреннего рынка, то здесь спрос на икру и уровень ее рентабельности за последние два года вырос. Спрос на филе горбуши в 2009 по сравнению с 2008 годом значительно вырос, но и резко снизился в 2010 году. Здесь тоже наблюдается снижение рентабельности. А спрос на горбушу на протяжении трех лет колеблется незначительно, но все же уровень ее рентабельности падает. Таким образом, предприятию рентабельно продавать икру на внутреннем рынке, т.к. на протяжении трех лет прибыль предприятия значительно возрастает. На внешнем рынке продавать икру не рентабельно. Это связано с тем, что при увеличении объемов реализации (по сравнению с внутренним рынком) предприятию приходится снижать цену на свою продукцию, что оказывает влияние на динамику рентабельности.

    Планирование  производства продукции и осуществление ее сбыта является одной из задач маркетинга на предприятии. Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции представлен в таблице 5. 
 

    Таблица 5

    Анализ  выполнения плана по выпуску и  реализации продукции

    ЗАО «Гидрострой» за 2010 год, тыс. руб.

 
Вид

продукции

Объем производства Реализация  продукции
План Факт +,- % к

плану

План Факт +,- % к плану
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Горбуша мороженая потрашеная с головой  
42600
 
49498
 
+6898
 
+16,2
 
66000
 
80172
 
+14172
 
+21,5
Филе  горбуши

обешкуреной

 
3400
 
2940
 
-460
 
-13,5
 
4250
 
4324
 
+74
 
+1,7
Икра  лососевых

пород

 
1920000
 
2246890
 
+326890
 
+17,0
 
8800000
 
12872806
 
+4072806
 
+46,3
ИТОГО 1966000 2299328 +333328 +16,9 8870250 12957302 +4087052 +46,1
 

    Из  таблицы видно, что за отчетный год  план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 16,9 %, а по реализации перевыполнен на 46,1 %.

    Большое влияние на результаты маркетинговой  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

    Обобщающую  характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного. Рассчитаем величину данного коэффициента по данным таблицы 5:

    К ас = 42600 + 2940 + 1920000 /1966000 = 1,00

    Судя  по его величине, произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличился выпуск горбуши мороженой потрашеной с головой и икры лососевых пород и сократился выпуск филе горбуши обешкуреной.

    Таким образом, планирование товарного ассортимента и цен тоже является непременной задачей маркетинговой деятельности.

    Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства и, следовательно, маркетинговой деятельности предприятия в целом. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

    Анализ  себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в

системе управления затратами. Он позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнение плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы  и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

    Объектами анализа себестоимости продукции  выступают следующие показатели: полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат; затраты на рубль продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат.

    Проанализируем  изменение себестоимости отдельных  видов продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравниваем с плановыми. Анализ себестоимости  по трем видам продукции представлен в таблице 6. 
 
 
 
 

Таблица 6

Анализ  себестоимости по статьям затрат на выпуск 1 кг продукции 

за 2010 год, руб./кг 

 
 
С т а  т ь и   з а т р а  т 
В и д   п р о д у к ц и и
Нерка мороженая потрашеная Икра  ястычно-мороженая горбушевая Филе  горбуши со шкурой шаттер-пак
План Факт +,- План Факт +,- План Факт +,-
Покупной  сырец 2,00 2,70 +0,70 45,50 50,00 +4,50 6,50 7,17 +0,67
Услуги  по переработке 

продукции, всего

5,27 6,62 +1,35 27,30 29,63 +2,33 24,00 26,44 +2,44
Электроэнергия 0,90 1,00 +0,10 0,90 1,00 +0,10 0,90 1,00 +0,10
Амортизация 0,90 1,00 +0,10 0,90 1,00 +0,10 0,90 1,00 +0,10
Материалы и прочие

расходы

Цеховая себестоимость

 
0,90

9,97

 
1,00

12,32

 
+0,10

+2,35

 
0,90

75,50

 
1,00

82,63

 
+0,10

+7,13

 
0,90

33,20

 
1,00

36,61

 
+0,10

+3,41

Общехозяйственные    расходы (в т.ч. налоги)  
1,80
 
2,05
 
+0,25
 
3,85
 
4,05
 
+0,20
 
1,90
 
2,05
 
+0,15
Коммерческие  расходы (в т.ч. таможенные сборы)  
3,00
 
3,41
 
+0,41
 
3,00
 
3,41
 
+0,41
 
3,00
 
3,41
 
+0,41
Итого полная производственная себестоимость  
14,77
 
17,78
 
+3,01
 
82,35
 
90,09
 
+7,74
 
38,10
 
42,07
 
+3,97
В т.ч. переменные затраты 7,27 9,32 +2,05 72,80 79,63 +6,83 30,50 33,61 +3,11
В т.ч. постоянные затраты 7,50 8,46 +0,96 9,55 10,46 +0,91 7,60 8,46 +0,86
 

    Учетной политикой предприятия не предусмотрено  ведение 25 счета отдельно. Все общепроизводственные расходы входят в общехозяйственные.

    Приведенные данные показывают, что перерасход затрат по трем видам 

продукции произошел по всем статьям и в  особенности по услугам по переработке продукции (всего) и по покупному сырцу икры.

    Таким образом, фактическая себестоимость  нерки мороженой потрашеной увеличилась  по сравнению с плановой себестоимостью на 3,01 руб./кг, икры ястычно-мороженой горбушевой на 7,74 руб./кг, а филе горбуши со шкурой шаттер-пак на 3,97 руб./кг.

     

    2.3.  Анализ организации службы маркетинга  вЗАО «Г и д р о с т р о й» 

    Как уже говорилось, единых правил по использованию  типовых оргструктур управления маркетингом не существует. Рассмотрим, как складывалась в общих чертах история создания службы маркетинга ЗАО «Гидрострой». Какую организационную форму она имеет в настоящее время и какие функции выполняет, как складывается ее деятельность и каковы взаимоотношения с другими подразделениями предприятия.

    Что касается формирования процесса маркетинга на предприятии и управления им, то здесь все вполне традиционно. Действительно, в комплексе маркетинга основное внимание уделяется усилиям по сбыту и рекламе. Другие мероприятия маркетинга: исследование рынка, разработка товара и прочее проводится территориально, как можно ближе к потенциальным покупателям.

    Что касается организационной структуры  управления маркетингом ЗАО «Гидрострой», то она в своем развитии претерпевала ряд изменений. Служба маркетинга предприятия  была и с момента образования  предприятия, и на первых порах подвергалась различным организационным катаклизмам, например, существовала как одно единое целое совместно с финансовой службой, то функционировала как самостоятельное подразделение и, наконец, в соответствии с решением руководства предприятия в 1998 году была слита с отделом

сбыта (что явилось более логичным). В настоящий момент предприятие  имеет отдел маркетинга и сбыта. Организационная структура ЗАО  «Гидрострой» - чисто функциональная. Сложившаяся организационная структура  обеспечивает:

    1) оперативность, т.е. своевременное  и четкое выполнение возложенных  на нее функций управления;

    2) надежность, что означает обеспечение  достоверности отображения фактического состояния производства, исключающего возможность ошибок;

    3) гибкость, т.е. быстрое реагирование на изменения в структуре в зависимости от организации производства.

    На  рисунке 7 представлена действующая  организационная структура службы маркетинга на предприятии. 

 

      

    

    

    

    

      
 
 
 
 

    Рис. 7 Организационная структура службы маркетинга

    ЗАО «Гидрострой»

    Что касается распределения функций  внутри отдела (т.е. выделения групп), то оно было осуществлено лишь в 2006 году и в таком виде существует до сих пор. Как видно из приведенной оргструктуры предприятия, она носит ярко выраженный функциональный признак. Данный тип оргструктуры представляется уместным, поскольку деятельность отдела осуществлялась по этим направлениям, но не носила упорядоченного характера, т.е. группы, выполнявшие отдельные функции, не были выделены. Как уже упоминалось, данный тип оргструктуры достаточно прост и логичен, и поскольку за последние годы на предприятии товарная номенклатура стабильна, то она наиболее соответствует нынешнему положению фирмы. У руководства было намерение организовать отдел по функционально – товарному принципу, но сдерживало отсутствие квалифицированных маркетологов и довольно высокая затратность такой реорганизации.

    Относительно  распределения задач, прав и ответственности  в системе управления маркетингом  можно сказать только одно – за все годы существования отдела маркетинга и сбыта он не имеет четкого организационного статуса в структуре предприятия, т.к. отсутствует положение об отделе маркетинга и сбыта, а также распределение обязанностей, прав и ответственности сотрудников отдела в форме должностных инструкций.

    Относительно  квалификации кадрового состава: отдел  в основном был укомплектован  людьми, зачастую не имеющими даже специальных  маркетинговых знаний. Только в последние два года в отделе появились молодые специалисты, обладающие определенной подготовкой в области маркетинга. Будем надеяться, что это повысит эффективность деятельности отдела.

Информация о работе Формирование службы маркетинга на предприятии