Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:38, дипломная работа
Цель дипломного проекта – разработка мер, направленных на развитие аутсорсинга на предприятии транспорта.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
изучить теоретические основы понятия "аутсорсинг";
исследовать типологию и классифицировать виды аутсорсинга и формы его реализации;
рассмотреть преимущества и риски использования аутсорсинга;
проанализировать состояние и тенденции развития рынка аутсорсинговых услуг;
структурировать виды работ и услуг, возможные для передачи в аутсорсинг и исследовать специфику и закономерности его использования на предприятиях железнодорожной инфраструктуры;
- дать оценку эффективности применения аутсорсинга на уровне структурного подразделения ОАО «РЖД».
Таким образом, внедрение аутсорсинга на предприятиях влечет за собой следующие трудности для компании-заказчика: неготовность коллектива к нововведениям, риск невыполнения обязательств аутсорсером, риск утечки информации, риск недостаточности информации об аутсорсере, высокая стоимость услуг аутсорсера, недостаток квалификации аутсорсера, потеря контроля над собственными ресурсами, риск банкротства компании – аутсорсера. Основными направлениями решения являются: принятие сотрудников на работу к аутсорсеру, заключение соглашений об уровне обслуживания, повышение качества услуг (работ), оказываемых аутсорсером, разработка стратегии возврата работ собственными силами.
В современных условиях, когда Россия все больше вливается в мировую экономику, для успешного развития компании, роста ее конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов необходимо повышение эффективности работы и снижение издержек. Аутсорсинг служит главной цели любого бизнеса – извлечению максимальной прибыли.
История применения аутсорсинга в сети ОАО «РЖД» насчитывает пять лет. Для крупных компаний как ОАО «РЖД» аутсорсинг – это, в первую очередь, метод снижения издержек и упрощения организационной структуры, способ оптимизации деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала предприятия, занятого выполнением непрофильной, вспомогательной функции.
Первое
официальное решение о
Именно поэтому при разработке Стратегической программы развития ОАО «РЖД» до 2030 г. в нее закладывалось применение схем аутсорсинга. В настоящее время аутсорсинг применяется на всех железных дорогах. Сейчас на семнадцати филиалах ОАО «РЖД» работают около пятидесяти предприятий аутсорсеров. Эти предприятия на сегодняшний день не способны принять весь персонал, рекомендуемый к выводу на аутсорсинг. Так же филиалы до сегодняшнего дня имеют 40 тысяч человек работающих по гражданско-правовым договорам.
В ОАО «РЖД» нормативно определены два вида аутсорсеров, с которыми возможно взаимодействие:
- организация – аутсорсер (индивидуальный предприниматель), которая оказывает незначительное количество работ (услуг);
- организация
– аутсорсер (сетевой
В целях более эффективной работы в условиях аутсорсинга ОАО «РЖД» стремится сократить количество аутсорсеров, с которыми будут заключаться контракты. На всех дорогах планируется осуществлять работу по принципу: один аутсорсер на каждом отделении или в дорожной дирекции. Дополнительными условиями при выборе организации, которая будет оказывать работы (услуги) на условиях аутсорсинга, является низкая цена, высокое качество работ (услуг) и наличие опыта работы с предприятиями железнодорожного транспорта.
В международной рыночной практике передача функций и бизнес операций аутсорсерам предполагает наличие партнерских отношений, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Полномочиями и гарантиями для партнеров-аутсорсеров в данном аспекте структурные филиалы ОАО «РЖД» не располагают. Это обуславливает не только медленное внедрение аутсорсинга на сети железных дорог, но и ограниченность его применения незначительными – с позиции роли в основном бизнесе ОАО «РЖД». В сфере наибольшего распространения аутсорсинга на железнодорожном транспорте попали клининг, сезонные и вспомогательные, не связанные с эксплуатационной деятельностью, виды работ.
В филиалах ОАО «РЖД» передача персонала компании (аутстаффинг) аутсорсинговым компаниям осуществляется с согласия работника на перевод в другую компанию, с сохранением средней заработной платы, исчисленной по прежнему месту работы. Прием новых работников осуществляется на условиях аутсорсера по расчетной стоимости человека-часа.
К сожалению, так
как эффективность
Таким образом, аутсорсинг на железнодорожном транспорте вместо повышения эффективности деятельности корпорации служит, преимущественно, средством некоторого изменения централизованных «правил игры», расширения полномочий структуры, управляющей бизнес –операцией, соответственно финансового подкрепления его заинтересованности и повышении эффективности бизнес-операции. Стремление сохранить жестко централизованное управление ОАО «РЖД» и подразделениями также приводит к замедленному и неполному внедрению аутсорсинга.
Помимо
аутсорсинга ОАО «РЖД»
В настоящее время в ОАО «Российские железные дороги» активно обсуждаются вопросы создания дочерних обществ. На базе имущества филиалов ОАО «РЖД» образуются общества различной отраслевой принадлежности: в сфере пригородных пассажирских перевозок; пассажирских перевозок дальнего следования; ремонта технических средств для железнодорожного транспорта и производства запасных частей, в сфере торговли, общественного питания, рабочего снабжения и т. д.
Цель применения аутсорсинга на предприятии и создания дочернего общества наталкивает на мысль об их схожести. Рассмотрим подробнее условия образования и функционирования дочерних обществ с целью выяснения, не является ли их организация одной из форм аутсорсинга.
Согласно уставу ОАО «РЖД» решение об учреждении дочернего общества принимается советом директоров ОАО «РЖД». Для юридических лиц, у которых полномочия единственного акционера осуществляет Правительство РФ, как, например, в ОАО «РЖД», вопросы реорганизации и соответственно создания дочернего общества полностью зависят от органа государственной власти. Действующее гражданское законодательство прямо не предусматривает, к компетенции какого органа управления организации относится принятие решения об учреждении дочернего общества. В связи с этим данный вопрос, как правило, отражается в уставе хозяйственного общества.
Еще на этапе принятия решения о создании дочерних обществ необходимо тщательно проанализировать преимущества и недостатки данного шага. Российской практике известно огромное число случаев, когда дочерняя компания несанкционированно продавала свои активы, заключала сделки в интересах своего менеджмента, вступала в прямую конфронтацию с владельческой фирмой. В ОАО «РЖД» разработана налаженная и формализированная система участия материнской компании в управлении дочерних обществ.
Также, необходимо изучить плюсы и минусы существующих способов создания дочернего общества: реорганизация существующей компании (в том числе в форме выделения) или учреждение новой. Следует учесть индивидуальные особенности организации (объемы производства, наличие и размеры кредиторской задолженности, состав имущества и т. д.). Применительно к созданию дочерних обществ ОАО «РЖД» сравнительный анализ этих способов позволил сделать вывод, что более предпочтительным является учреждение новых дочерних обществ. Данный вывод основывается на следующих аспектах:
- процедура
учреждения проще процедуры
- решение об учреждении принимает совет директоров;
- при
учреждении отсутствуют
- нет
необходимости проведения
- гражданско-правовые
риски при учреждении
Таким образом, решение о создании дочерних обществ напрямую зависит от условий ведения бизнеса и целей, которые ставит перед собой организация.
Наиболее распространенной схемой управления дочерними компаниями является непосредственное участие высшего менеджмента или даже владельцев материнской компании в работе советов директоров дочернего общества. Такая схема применима только в холдингах с небольшим числом дочерних компаний. Если же дочерних обществ много, то эффективность схемы резко снижается по следующим причинам: если высшие менеджеры участвуют в работе чрезмерно большого числа советов директоров, возникает перегрузка, приводящая к их отсутствию на заседаниях или недостаточной проработанности принимаемых решений, если же разные менеджеры представляют материнскую компанию в советах директоров различных дочерних обществ, то возникает проблема согласования их позиций и принимаемых решений.
Также достаточно распространена схема управления дочерними обществами через аутсорсинг. Ее сущность – в передаче исполнения отдельных функций управления дочерней компанией (управление финансами, бухгалтерский учет, управление персоналом и прочее) материнской компании или специально создаваемой специализированной фирме на условиях договора. Эта схема отличается тем, что функции единоличного исполнительного органа в этом случае сохраняются за генеральным директором дочернего общества.
Разновидностью этой схемы является аутсорсинг специалистов – предоставление сотрудников материнской компании в распоряжение дочернего общества для замещения руководящих должностей. Такой руководитель среднего звена оказывается как бы в двойном подчинении: руководителю дочернего общества в силу должностной инструкции и должностных обязанностей; руководителю материнской компании в силу заключенного трудового договора. Проблема, сдерживающая широкое использование такой схемы, заключается в возможном возникновении у перемещенного специалиста внутреннего конфликта интересов.
На железнодорожных предприятиях используется наиболее эффективный метод управления дочерними обществами: материнская компания имеет пакет акций дочернего общества.
Довольно
часто встречается ситуация, когда
с целью повышения
- подразделение начинает предлагать свои услуги не только внутри компании, в состав которой оно входит или входило;
- между
данным подразделением и
Преимуществами
аутсорсинга путем выделения
подразделения ОАО «РЖД»
- выведенное
на рынок подразделение будет
заинтересовано в снижении
- будет
происходить снижение издержек
функциональных подразделений,
- выведенное
на рынок подразделение будет
приносить материнской
Таким образом, функции дочернего общества и компании аутсорсера имеют похожие задачи: они призваны снижать издержки, упрощать схему управления компанией и концентрироваться на узкой специализации.
Однако на практике довольно часто получается совершенно по-другому. Выведенное подразделение все так же является монопольным поставщиком услуги, т.к. ему оказывается экономически необоснованное предпочтение перед внешними аутсорсерами.
Все это
ведет к искажению
Причины возникновения подобного рода проблем в ОАО «РЖД» те же самые, что препятствуют распространению аутсорсинга в России в целом: боязнь зависимости от поставщиков, боязнь свободной конкуренции, недостаточность информации о сторонней компании-аутсорсере, боязнь невыполнения им обязательств.
Но есть и аргументы в пользу полноценного аутсорсинга:
- сосредоточившись на основном виде деятельности, компания сможет поднять свою рентабельность за счет того, что менеджеры и сотрудники начинают концентрироваться на том, что умеют делать лучше всего;
- для выделенного подразделения полученная на аутсорсинг функция также становится основной. И есть все возможности для повышения качества ее выполнения и, как следствие, повышения конкурентоспособности.
Информация о работе Аутсорсинг в системе маркетинга предприятия