Ассортиментная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выработка рекомендаций по усовершенствованию ассортиментной политики для повышения прибыльности компании. В своем исследовании мы будем опираться на данные отчетов компании, экспертные оценки сотрудников, собранные статистические данные и проведенные маркетинговые исследования.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретический аспект ассортиментной политики 5
1.1 Товар и его свойства 5
1.2 Формирование и управление ассортиментом 8
1.3 Конкурентоспособность и качество товара 14
2. Анализ внешней среды торгового предприятия "Димине"
2.1. Поставщики как элемент реализации ассортиментной политики 18
2.2. Реклама товаров как элемент реализации ассортиментной политики 21
3. Ассортиментная политика торгового предприятия в условиях конкуренции 26
3.1. Характеристика торгового предприятия «Димине» 26
3.2. Маркетинговое исследование потребительского рынка магазина «Димине» для проведения анализа ассортиментной политики магазина 29
Заключение 35
Список использованной литературы 40
Приложение 1 42

Файлы: 1 файл

кур.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

 

3.2. Маркетинговое исследование потребительского рынка магазина «Димине» для проведения анализа ассортиментной политики магазина

Обеспечение коммерческого успеха самым непосредственным образом зависит от глубокого и всестороннего изучения рынка и рыночных возможностей реализуемых товаров. В рамках маркетинга осуществляются следующие задачи:

- комплексное изучение  потребителя и рынка;

- планирование товарного ассортимента и цен;

- разработка мер для  наиболее полного удовлетворения  существующего спроса;

- выявление потенциального  спроса и неудовлетворенных потребностей;

- планирование и осуществление  сбыта;

- разработка мер по  совершенствованию управления и организации производства.

Маркетинговая  стратегия  предприятия основывается на  нескольких основных принципах: Первый принцип  - наиболее полное изучение потребителя  и рынка. Второй принцип – определение  оптимального ассортимента товаров. Третий принцип – разработка наиболее эффективной сбытовой политики. Основополагающим является первый принцип, остальные на нем базируются. Маркетинговые исследования обеспечивают до 80 % рыночного успеха, но не сами по себе, а при условии, что решения, определяющие деятельность предприятия, осуществляются  на их основе. Маркетинг полезен вкупе со всеми остальными мероприятиями по организации и совершенствованию деятельности фирмы [10].

Маркетинг уже давно  находится на вооружении предприятий  многих зарубежных стран. Сегодня  наши предприятия также проводят маркетинговые исследования, не исключение и магазин «Димине». Здесь маркетинг рассматривается как система управления реализацией товаров, ориентированная на рынок. Выделяются два базовых аспекта маркетинга.  Во-первых, управленческий маркетинг, главной целью которого становится удовлетворение требований рынка, строится структура управления предприятием. Эту функцию я рассматривала выше. И во-вторых,  маркетинг – это система деятельности предприятия на самом рынке. Складывается  и развивается система продвижения товаров с разнообразным набором приемов: совершенствование функций товаров, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама и др. В «Димине» управление маркетингом осуществляется путем разработки и осуществления программы    маркетинга. Это документ, определяющий конкретную деятельность предприятия на рынке. Производится анализ возможности предприятия в целях получения представления о рыночных условиях деятельности предприятия и о его реальных возможностях.

Предприятие может достичь  успеха на рынке, если будет ориентироваться, прежде всего, на запросы потребителя, обеспечивать ему выбор товаров. Необходимо понять покупателя и определить сферу его интересов. Такая работа проводится на основе специальных исследований, в частности типологии потребителя и сегментации рынка. Типология потребителя предполагает разделение потребителей на типические группы, имеющие схожее потребительское поведение. В моем случае это типология потребителей с учетом социально-экономических и демографических характеристик (доход, условия и место проживания, состав семьи, пол и возраст, род деятельности и т.д.) [8]

Одним из результатов  изучения и прогнозирования рынка  должна стать сегментация рынка. Это очень важно для работы магазина по формированию товарного предложения или ассортимента. На рынке будет обеспечен бесперебойный сбыт только тому товару, который предназначен конкретной группе потребителя. Поэтому свойства товара должны быть ориентированы на определенные группы потребителя. Разобьем рынок продтоваров района на группы потребителей:

По уровню доходов: высокий; средний; низкий.

По возрастной группе: до 20 лет; до 50 лет; свыше 50 лет;

Ассортиментная политика магазина ориентированна на эти слои населения. Любое предприятие знает что его товары не могут удовлетворить потребности всех потребителей, они отличаются друг от друга запросами, привычками, поэтому необходимо остановиться на одной части сегмента рынка, которое оно в состоянии эффективно обслуживать, что и сделало торговое предприятие «Димине». При формировании ассортимента магазина были учтены следующие факторы: покупательский спрос, качество товара, производитель, упаковка, техническое оснащение, транспортные условия (способ доставки товара), наличие других розничных торговых магазинов в зоне деятельности данного магазина, учитывается взаимозаменяемость товаров. Спрос на продтовары имеет свои особенности. Он характеризуется относительным постоянством, которое объясняется тем, что некоторые продтовары удовлетворяют повседневные потребности населения. Но, несмотря на устойчивость спроса он тоже подвержен изменениям под влиянием многих факторов. Например, снижение денежных доходов населения, высокий уровень инфляции. Анализ показывает, что наиболее устойчивыми группами продуктов питания, в потреблении семьей с малыми  доходами (меньше прожиточного минимума), а так же при сокращении реальных доходов  или снижении покупательской способности рубля,  являются хлеб и хлебопродукты, растительные жиры, сахар, яйца, молочные продукты. Если произойдет колебание цен в сторону увеличения, то спрос на эти товары останется стабильно.

В магазине «Димине» есть утвержденный ассортиментный перечень товаров. В этом перечне были учтены товары частого и периодического спроса. К товарам частого спроса относятся хлеб и хлебобулочные изделия, бакалейные товары, молоко и молочные товары. К товарам периодического спроса относятся деликатесы из рыбы, молочной гастрономии, вина, водка. Широта и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от его специализации и величины торговой площади, местоположения. Анализ данных продаж магазина говорит о росте доли товаров российского производства в общем товарообороте магазина, что показано на рисунке 2.

Рис. 2. Доля продаж товаров, произведенных в России, в структуре товарооборота магазина.

 

Описываемый нами магазин  небольшой, широта и глубина ассортимента товаров невелика. Для наиболее полного  удовлетворения спроса населения и  повышения эффективности торговли  важное экономическое значение имеет обеспечение в магазине устойчивости товарного ассортимента. Это говорит о том, что в торговом зале необходимо постоянно иметь товары всех групп, видов, наименований которыми торгуют. Ответственность за соблюдение ассортиментного перечня возлагается на заведующую магазином. Ассортиментная политика – это важная часть общей розничной стратегии. Предприятия стремятся оптимизировать ассортимент путем сужения его широты и уменьшение глубины, они торгуют популярными и ходовыми товарными группами, а в пределах групп – самыми быстро оборачивающимися товарами. Такая политика позволяет уменьшить денежные средства, вложенные в товарные запасы и ускорить их товарооборачиваемость.

Очень часто решение  о включении в ассортимент  или исключение того или оного товара руководители принимают исходя из привычки, подражание конкурентам, на основе интуиции. Ассортимент – это оружие в конкурентной борьбе и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение. Это необходимо помнить. Большинство розничных магазинов, не исключение магазин «Димине» включают в ассортимент товары, находящиеся на стадии роста или зрелости. Примером может служить продукция фирмы «Медоборы», которая поставляет в магазин торты и пирожные собственного производства.

Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема реализации, возрастанием прибыли. На этой стадии коммерсанты организуют быстрый завоз товара через небольшие интервалы времени, сосредотачивают в магазине достаточные запасы нового товара. Когда товар вступает в стадию зрелости (примером может служить продукция завода «Агронеман»), коммерсанты требуют у поставщика снижение закупочных цен, стремятся извлечь пользу из усовершенствования товара и его упаковки. Но, в основном, в магазине «Димине» товары основного ассортимента, это – необходимые товары требующиеся буквально всем, а потому и пользующиеся постоянным устойчивым спросом. Товары основного ассортимента являются как бы унифицированными; если они и изменяются, то чрезвычайно медленно.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель почти всегда определяет для себя предельную цену в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью. Цена товаров – это очень сильный аргумент в пользу его покупки. Но он не всегда является побудительным мотивом.

Свободные розничные  цены на товары народного потребления  формируются торговым предприятием, которое осуществляет продажу этих товаров населению, исходя из стоимости закупки товаров и торговых надбавок. Уровень торговых надбавок определяется продавцом самостоятельно,  исходя из уровня издержкоемкости и рентабельности затрат на реализацию товара, коньюктуры рынка, с учетом оптовой надбавки. В торговую надбавку включается налог на добавленную стоимость. Для обеспечения успешной политики установления цен торговое предприятие имеет упорядоченную методику формирования исходных цен на товары.

 

 

Заключение

 

В условиях рыночных отношений  формирование ассортимента является одним  из важнейших условий организации  эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его  производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке.

Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие  у него заранее обдуманных принципов  поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер  по формированию ассортимента и его  управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

Тщательно разработанная  ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия  ориентировать свою  работу в направлениях, сулящих большую отдачу. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит   своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Ассортимент предприятия должен быть по возможности   широким.

Расширение номенклатуры реализуемой  продукции может  оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижения издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение  для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению  спроса,  профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей. Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителем предприятия. На основании изложенного мы видим, что актуальность темы очевидна,  так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет  удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, получение прибыли,  и в конечном итоге магазин будет рентабельным. Выбор этой темы для написания  курсовой работы не случаен, так как я считаю, эта тема недостаточно изучена и влияние правильного выбора ассортиментной политики предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителя, и рентабельности предприятия.

Каждая фирма, торговое предприятие, работая в определенной отрасли, старается удержаться в  своих конкурентных преимуществах. Без разработки конкретной стратегии невозможно выжить и долговременно конкурировать на рынках. Только те, кто составляет текущий и стратегический бюджет, могут выдержать конкурентную борьбу, увеличить прибыль, сохранить положение на рынке, лидерство в определенной отрасли. Для обеспечения достижения этих целей существует планирование. Бюджетирование появилось в нашем экономическом лексиконе недавно, однако, это есть забытое нами финансового плана предприятия. Бюджетирование составляется на основе рынка спроса и возможности фирмы. Разрабатывая бюджет предприятия, определяет будущие проблемы, рассматривает пути их решения. Бюджетирование касается всей деятельности предприятия, при котором учитывается инфляция, изменение цены и другие вопросы. Не распланированная работа, что он сможет своевременно реагировать на изменение рынка, надежда на интуицию, изменение вида деятельности на более прибыльную, в конце концов, приводит к нежелательным результатам. Имея профессионально составленный бюджет, руководитель, будет руководить, а не заниматься ежедневно выполнением должностных обязанностей менеджеров. Бюджетирование – важное и необходимое условие для стабильной и перспективной работы фирмы сегодня и завтра. Бюджетирование фирмы даст плоды  не только в перспективе, но и при ежедневной работе. Этим вопросом могут и должны заниматься сами работники фирмы. Сегодня это возможно путем изучения разработок, сделанными нашими соотечественниками, пользуясь материалами зарубежных авторов, фондом поддержки предпринимательства, пользуясь услугами консультационных фирм, которые проведут исследование и разработают бюджет по фирме. В «Димине» роводятся маркетинговые исследования, планирование. Но, к сожалению, они проводятся на недостаточно высоком уровне.

Информация о работе Ассортиментная политика предприятия