Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа
В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.
Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников.
Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Таблица 7
Продажа алкогольных напитков и пива [3]
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Алкогольные напитки и пиво В абсолютном алкоголе, тыс.дкл В натуральном выражении, тыс.дкл водка и ликеро-водочные изделия вина виноградные и плодовые коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные вина шампанские и игристые пиво |
894,4
1405,5 817,2 11,5 68,8 5281,8 |
893,9
1370,6 643,5 12,1 63,5 6263,7 |
994,4
1505,0 746,1 24,7 88,7 6890,5 |
1014,3
1519,0 767,3 28,9 96,9 7115,9 |
1034,6
1525,2 725,3 40,1 106,3 7403,7 |
В таблице 8 представлена динамика розничной продажи алкогольных напитков и пива. В абсолютном алкоголе наблюдается рост продажи алкогольных напитков в 2009 году на 2%. На рынке алкогольной продукции в 2009 г. по сравнению с 2005 г. и 2008 г. (за исключением вин виноградных и плодовых) отмечен рост продажи всех видов алкогольных напитков и пива. Наибольший рост объёма продаж в натуральном выражении показали коньяки и коньячные напитки – 38,9%. Реализация водки и ликеро-водочных изделий увеличилась на 0,4%, вина шампанского и игристого – на 9,7%, пива – на 4%. Уровень продажи виноградного и плодового вина уменьшился на 5,5%.
Таблица8
Динамика розничной продажи алкогольных напитков и пива [3]
(в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Алкогольные напитки и пиво В абсолютном алкоголе, тыс.дкл В натуральном выражении, тыс.дкл водка и ликеро-водочные изделия вина виноградные и плодовые коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные вина шампанские и игристые пиво |
103,6
101,3 110,1 99,2 97,1 106,7 |
99,95
97,5 78,7 105,1 92,3 118,6 |
111,2
109,8 115,9 205,3 139,6 110,0 |
102,0
100,9 102,8 116,7 109,2 103,3 |
102,0
100,4 94,5 138,9 109,7 104,0 |
Далее рассмотрим объём продаж алкогольных напитков и пива на душу населения. Из представленной ниже таблицы можно увидеть, что данный показатель постепенно увеличивается, как в абсолютном алкоголе, так и в натуральном выражении по всем группам алкогольных напитков. Снижается лишь потребление виноградного и плодового вина на душу населения.
Таблица 9
Продажа алкогольных напитков и пива на душу населения [3]
(литров)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
В абсолютном алкоголе В натуральном выражении водка и ликеро-водочные изделия вина виноградные и плодовые коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные вина шампанские и игристые пиво |
7,9
12,4 7,2 0,1 0,6 46,7 |
7,9
12,1 5,7 0,1 0,6 55,5 |
8,9
13,4 6,7 0,2 0,8 61,5 |
9,1
13,6 6,9 0,3 0,9 63,7 |
9,3
13,7 6,5 0,4 1,0 66,3 |
Таблица 10
Индексы потребительских цен на алкогольные напитки [4]
(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Водка обыкновенного качества |
114,3 |
110,2 |
109,6 |
107,3 |
109,7 |
Вино виноградное крепленое |
113,7 |
108,6 |
103,8 |
113,2 |
117,9 |
Вино виноградное столовое |
105,0 |
114,1 |
105,7 |
111,3 |
116,6 |
Коньяк ординарный отечественный |
115,4 |
113,4 |
118,7 |
105,9 |
100,1 |
Вино игристое отечественное |
109,4 |
111,5 |
108,4 |
100,4 |
119,7 |
Пиво отечественное |
106,6 |
105,5 |
103,8 |
119,4 |
106,3 |
Из таблицы
10 видно, что происходит постоянное повышение
цен на все категории алкогольных напитков.
В 2009 году при общем повышении цен на алкогольные
напитки на 10%, более всего подорожало
вино игристое отечественное (на 19,7%). Цены
на вино повысились на 16-18%, водку – на
9,7%, пиво – на 6,3%, а цены на коньяк практически
остались на прежнем уровне (повысились
лишь на 0,1%).
В таблице 11 представлены средние цены на отдельные виды алкогольных напитков в Забайкальском крае по годам и прогноз цен на 2010 год.
Таблица 11
Средние цены
на отдельные категории
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 прогноз |
Водка крепостью 40% и выше обыкновенного качества |
163,87 |
193,25 |
211,82 |
227,34 |
237,59 |
256,02 |
Водка крепостью 40% и выше повышенного качества |
273,41 |
315,11 |
297,94 |
330,06 |
429,69 |
468,76 |
Вино виноградное крепленое |
145,13 |
131,18 |
141,28 |
158,27 |
189,01 |
232,89 |
Вино виноградное столовое крепостью до 14% и содержанием до 8% сахара |
112,49 |
123,31 |
128,93 |
143,52 |
174,01 |
189,39 |
Коньяк ординарный отечественный |
450,51 |
474,24 |
571,51 |
646,07 |
644,84 |
693,42 |
Вино игристое отечественное |
137,46 |
148,19 |
160,74 |
161,43 |
193,20 |
207,14 |
Пиво отечественное |
35,03 |
36,95 |
38,34 |
45,77 |
48,67 |
62,31 |
Пиво зарубежных торговых марок |
127,31 |
145,28 |
180,04 |
202,61 |
187,84 |
202,97 |
Определим цены на 2010 год по методу прогнозной экстраполяции с помощью среднего прироста.
, где
- средний прирост;
, где
- прогнозное значение
Водка крепостью 40 % и выше обыкновенного качества:
Водка крепостью 40% и выше повышенного качества:
Вино виноградное крепленое крепостью до 20%:
Вино виноградное столовое крепостью до 14% и содержанием до 8% сахара:
Коньяк ординарный отечественный:
Вино игристое отечественное:
Пиво отечественное:
Пиво зарубежных торговых марок:
Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков. Данное явление в свою очередь усугубляется как неразвитостью рыночной инфраструктуры, высокими тарифами на перевозку продукции, так и действиями местных администраций по введению тех или иных ограничений на ввоз (вывоз) продукции из регионов, включая экспортно-импортные операции. Подобные меры, в конечном счете, способствуют воспроизводству базы монополизма и поэтому являются одной из важнейших сфер контроля антимонопольных органов.
В Забайкальском крае существуют следующие барьеры «входа» на алкогольный рынок:
Обобщая
вышеизложенное, можно сказать, что
барьеры “входа” на товарный рынок
характеризуются как
Для снижения барьеров входа на товарные рынки (в том числе и рынок алкогольной продукции) рекомендуется осуществить целый комплекс мероприятий, включающий в частности:
Сегодня алкогольный рынок является "проблемной зоной" нашей экономики, которую можно охарактеризовать следующим:
• недопустимо высокий уровень теневого нелегального рынка – 40 – 50%, не снижающийся в течение почти 10 лет, несмотря на предпринимаемые государством многочисленные законодательные меры;
Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции