Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа
В данной курсовой работе представлена общая  характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.
Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников.
Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2  Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Таблица 7
Продажа алкогольных напитков и пива [3]
2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | |
Алкогольные напитки и пиво В абсолютном алкоголе, тыс.дкл В натуральном выражении, тыс.дкл водка и ликеро-водочные изделия вина виноградные и плодовые коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные вина шампанские и игристые пиво  | 
  
   
 894,4 
 1405,5 817,2 11,5 68,8 5281,8  | 
  
   
 893,9 
 1370,6 643,5 12,1 63,5 6263,7  | 
  
   
 994,4 
 1505,0 746,1 24,7 88,7 6890,5  | 
  
   
 1014,3 
 1519,0 767,3 28,9 96,9 7115,9  | 
  
   
 1034,6 
 1525,2 725,3 40,1 106,3 7403,7  | 
В таблице 8 представлена динамика розничной продажи алкогольных напитков и пива. В абсолютном алкоголе наблюдается рост продажи алкогольных напитков в 2009 году на 2%. На рынке алкогольной продукции в 2009 г. по сравнению с 2005 г. и 2008 г. (за исключением вин виноградных и плодовых) отмечен рост продажи всех видов алкогольных напитков и пива. Наибольший рост объёма продаж в натуральном выражении показали коньяки и коньячные напитки – 38,9%. Реализация водки и ликеро-водочных изделий увеличилась на 0,4%, вина шампанского и игристого – на 9,7%, пива – на 4%. Уровень продажи виноградного и плодового вина уменьшился на 5,5%.
Таблица8
Динамика розничной продажи алкогольных напитков и пива [3]
(в процентах к предыдущему году)
2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | |
Алкогольные напитки и пиво В абсолютном алкоголе, тыс.дкл В натуральном выражении, тыс.дкл водка и ликеро-водочные изделия вина виноградные и плодовые коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные вина шампанские и игристые пиво  | 
  
   
 103,6 
 101,3 110,1 99,2 97,1 106,7  | 
  
   
 99,95 
 97,5 78,7 105,1 92,3 118,6  | 
  
   
 111,2 
 109,8 115,9 205,3 139,6 110,0  | 
  
   
 102,0 
 100,9 102,8 116,7 109,2 103,3  | 
  
   
 102,0 
 100,4 94,5 138,9 109,7 104,0  | 
Далее рассмотрим объём продаж алкогольных напитков и пива на душу населения. Из представленной ниже таблицы можно увидеть, что данный показатель постепенно увеличивается, как в абсолютном алкоголе, так и в натуральном выражении по всем группам алкогольных напитков. Снижается лишь потребление виноградного и плодового вина на душу населения.
Таблица 9
Продажа алкогольных напитков и пива на душу населения [3]
(литров)
2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | |
В абсолютном алкоголе В натуральном выражении водка и ликеро-водочные изделия вина виноградные и плодовые коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные вина шампанские и игристые пиво  | 
  7,9 
 12,4 7,2 0,1 0,6 46,7  | 
  7,9 
 12,1 5,7 0,1 0,6 55,5  | 
  8,9 
 13,4 6,7 0,2 0,8 61,5  | 
  9,1 
 13,6 6,9 0,3 0,9 63,7  | 
  9,3 
 13,7 6,5 0,4 1,0 66,3  | 
Таблица 10
Индексы потребительских цен на алкогольные напитки [4]
(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)
Наименование  | 
  2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | 
Водка обыкновенного качества  | 
  114,3  | 
  110,2  | 
  109,6  | 
  107,3  | 
  109,7  | 
Вино виноградное крепленое  | 
  113,7  | 
  108,6  | 
  103,8  | 
  113,2  | 
  117,9  | 
Вино виноградное столовое  | 
  105,0  | 
  114,1  | 
  105,7  | 
  111,3  | 
  116,6  | 
Коньяк ординарный отечественный  | 
  115,4  | 
  113,4  | 
  118,7  | 
  105,9  | 
  100,1  | 
Вино игристое отечественное  | 
  109,4  | 
  111,5  | 
  108,4  | 
  100,4  | 
  119,7  | 
Пиво отечественное  | 
  106,6  | 
  105,5  | 
  103,8  | 
  119,4  | 
  106,3  | 
 
           Из таблицы 
10 видно, что происходит постоянное повышение 
цен на все категории алкогольных напитков. 
В 2009 году при общем повышении цен на алкогольные 
напитки на 10%, более всего подорожало 
вино игристое отечественное (на 19,7%). Цены 
на вино повысились на 16-18%, водку – на 
9,7%, пиво – на 6,3%, а цены на коньяк практически 
остались на прежнем уровне (повысились 
лишь на 0,1%).
В таблице 11 представлены средние цены на отдельные виды алкогольных напитков в Забайкальском крае по годам и прогноз цен на 2010 год.
Таблица 11
Средние цены 
на отдельные категории 
Наименование  | 
  2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | 
  2010 прогноз  | 
Водка крепостью 40% и выше обыкновенного качества  | 
  163,87  | 
  193,25  | 
  211,82  | 
  227,34  | 
  237,59  | 
  256,02  | 
Водка крепостью 40% и выше повышенного качества  | 
  273,41  | 
  315,11  | 
  297,94  | 
  330,06  | 
  429,69  | 
  468,76  | 
Вино виноградное крепленое   | 
  145,13  | 
  131,18  | 
  141,28  | 
  158,27  | 
  189,01  | 
  232,89  | 
Вино виноградное столовое крепостью до 14% и содержанием до 8% сахара  | 
  112,49  | 
  123,31  | 
  128,93  | 
  143,52  | 
  174,01  | 
  189,39  | 
Коньяк ординарный отечественный  | 
  450,51  | 
  474,24  | 
  571,51  | 
  646,07  | 
  644,84  | 
  693,42  | 
Вино игристое отечественное  | 
  137,46  | 
  148,19  | 
  160,74  | 
  161,43  | 
  193,20  | 
  207,14  | 
Пиво отечественное  | 
  35,03  | 
  36,95  | 
  38,34  | 
  45,77  | 
  48,67  | 
  62,31  | 
Пиво зарубежных торговых марок  | 
  127,31  | 
  145,28  | 
  180,04  | 
  202,61  | 
  187,84  | 
  202,97  | 
Определим цены на 2010 год по методу прогнозной экстраполяции с помощью среднего прироста.
, где
- средний прирост;
, где
- прогнозное значение
Водка крепостью 40 % и выше обыкновенного качества:
Водка крепостью 40% и выше повышенного качества:
Вино виноградное крепленое крепостью до 20%:
Вино виноградное столовое крепостью до 14% и содержанием до 8% сахара:
Коньяк ординарный отечественный:
Вино игристое отечественное:
Пиво отечественное:
Пиво зарубежных торговых марок:
Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков. Данное явление в свою очередь усугубляется как неразвитостью рыночной инфраструктуры, высокими тарифами на перевозку продукции, так и действиями местных администраций по введению тех или иных ограничений на ввоз (вывоз) продукции из регионов, включая экспортно-импортные операции. Подобные меры, в конечном счете, способствуют воспроизводству базы монополизма и поэтому являются одной из важнейших сфер контроля антимонопольных органов.
В Забайкальском крае существуют следующие барьеры «входа» на алкогольный рынок:
Обобщая 
вышеизложенное, можно сказать, что 
барьеры “входа” на товарный рынок 
характеризуются как 
Для снижения барьеров входа на товарные рынки (в том числе и рынок алкогольной продукции) рекомендуется осуществить целый комплекс мероприятий, включающий в частности:
Сегодня алкогольный рынок является "проблемной зоной" нашей экономики, которую можно охарактеризовать следующим:
• недопустимо высокий уровень теневого нелегального рынка – 40 – 50%, не снижающийся в течение почти 10 лет, несмотря на предпринимаемые государством многочисленные законодательные меры;
Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции