Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.
Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по рег.рынку.docx

— 266.98 Кб (Скачать)

Второе  место по объему продаж в стоимостном  выражении в сегменте премиальных спиртов принадлежит французским коньякам (провинция Cognac). По нашим оценкам, в 2009 году доля этого сегмента на рынке крепкого премиального алкоголя составляла 27%. По итогам 2009 года эта категория сократилась в стоимостном выражении более чем на 3%%. Спад интереса покупателей к дорогим французским коньякам привело к перераспределению спроса, в первую очередь, в пользу недорогих виски и бренди.

Рынок коньяка довольно концентрирован – чуть более 80% российского рынка коньяка занимают пять ключевых марок – Hennessy, Martell, Remy Martin, Courvoisier, Otard (марки приведены в порядке занимаемых позиций). Важно отметить, что в 2009 году увеличила свою популярность марка Edouard III, что можно объяснить ценовой привлекательностью, которая очень актуальна для потребителя сегодня. Цена бутылки Edouard III емкостью 0,75 л составляет порядка 1500 рублей, что в несколько раз ниже средней розничной цены Hennessy и других марок-лидеров.

Рынок импортных  ликеров в 2009 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) в сравнении с 2008 г. Предпочтение потребителей сместились к ликерам российского производства, более доступным с точки зрения стоимости. Средняя розничная цена последних составляет около 280 руб. за 0,75 л, в то время как цена на полке импортных ликеров – около 800 руб. за 0,75 л. Лидером категории продолжает быть марка Bailey’s, второе место – у Sheridan’s.

Замыкают  круг наиболее популярных в России элитных крепких алкогольных  напитков – остающиеся «экзотическими» в России текила и джин.

В 2009 году рынок текилы также сократился – минус 9% в стоимостном выражении. Доля марки Olmeca в продажах категории составляет около 50% в стоимостном выражении. В 2009 году ее продажи в 2009 году выросли, в то время как у марок, занимающих второе и третье места, – Sauza и Camino Real – снизились.

Джин является самой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2009 году сохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России – это рынок двух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2009 году), и Gordon’s (чуть более 40% рынка в 2009 году). Наибольший прирост продажи за последний год продемонстрировала марка Manchester, которая примерно на 30% дешевле лидеров. Однако ее доля в категории остается все еще меньше 1%.

Таким образом, яркая тенденция последнего времени  – преобладание слабого алкоголя в структуре потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рынок алкогольной  продукции в Забайкальском крае

3.1 Параметры  рынка алкогольной продукции

Потребительские свойства товара (алкогольной продукции) определяются функциональным назначением в качестве тонизирующего средства. Физическими параметрами алкогольной продукции являются специально приготовленные растворы этилового спирта с добавлением ароматических средств.

На рынке  алкогольной продукции Забайкальского края существуют следующие условия реализации:

  • через систему оптовой и розничной торговли;
  • через фирменные магазины;
  • через посредников-учредителей заводов производителей;
  • по прямым договорам между производителем и розничным торговцем.

Спрос на данный товар на региональном рынке  полностью удовлетворен. Алкогольная продукция представлена на рынке в большом ассортименте. В  зависимости от потребностей, вкуса и покупательной способности населения можно приобрести различные сорта вин, шампанского, коньяка, водки и пива.

Данный  товар не имеет товаров-заменителей, т.е. является не взаимозаменяемым.

Алкогольная продукция представлена следующими товарными группами (согласно единому классификатору продовольственных товаров):

Таблица 1

Классификация алкогольной продукции

Наименование товарной группы

Код классификации

Водка и ликероводочные изделия

031

Вина виноградные

033

Вина плодовые

034

Напитки винные (виноградные, плодовые)

035

Коньячные напитки и бренди

036

Слабоалкогольные напитки

037

Коньяки

038

Вина шампанские (игристые)

039

Соки спиртованные

041

Другая алкогольная продукция

061





 

В настоящее время участниками  рынка алкогольной продукции  являются:

  • Производители сырья -
  • Производители алкогольной продукции - четыре завода по производству ликероводочных изделий, находящихся на территории республики -
  • Дистрибьюторы производителей - оптовые фирмы, реализующие только продукцию производителей по договорам и на правах акционеров.
  • Оптовые центры, имеющие лицензию на продажу алкогольной продукции и реализующие широкий ассортимент завозной продукции.
  • Розничная сеть и предприятия общественного питания.
  • Поставщики и подрядчики заводов-производителей, различных бюджетных организаций.

Покупателями, приобретающими товары у данных продавцов, являются розничные торговцы и предприятия общественного питания, непосредственно находящимися в г. Чите, а так же в районах Забайкальского края.

Всех покупателей алкогольной  продукции можно условно объединить в следующие группы:

  • посредники, приобретающие товар непосредственно с завода-изготовителя (производителя) и занимающиеся дальнейшим продвижением товара до конечных потребителей;
  • прямые потребители, приобретающие товар через фирменные магазины и специализированные торговые точки.

Географические  границы рынка алкогольной продукции  находятся в пределах административных границ Забайкальского края, включая  товарный рынок г. Чита, рынки административных центров районов и непосредственно  покупателей в районах. Для них характерны неразвитость рыночной инфрастуктуры, прежде всего транспортной, а также административные барьеры, устанавливаемые органами местной власти.

3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции

Оборот  розничной торговли алкогольными напитками  Забайкальского края в 2009 году составил 8431,6 млн. рублей, что занимает 10% в  структуре оборота розничной торговли. В стоимостном выражении в фактических действовавших ценах с 2000 по 2009 год наблюдается увеличение продажи алкогольных напитков. Однако их доля в общем обороте розничной торговли незначительно снижается, о чём свидетельствуют данные приведенные в таблице 2.  Но, не смотря на это, алкогольные напитки занимают одно из первых мест в товарной структуре оборота розничной торговли, уступая место только верхней одежде, чья доля составляет 14,9%.

Таблица 2

Оборот розничной  торговли алкогольными напитками [2]

(млн. рублей  в фактически действовавших ценах)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1298,5

1986,0

2754,2

3651,3

4147,7

4888,6

5484,6

6537,6

7392,2

8431,6


 

Таблица 3

Доля алкогольных  напитков в структуре оборота  розничной торговли

(в процентах  от общего объёма оборота)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

13,0

13,9

14,1

13,8

12,4

12,4

11,6

11,5

9,8

10,0


 

Далее рассмотрим как обстоят дела с производством  алкогольной продукции на территории Забайкальского края.

Таблица 4

 

Производство  алкогольной продукции в Забайкальском  крае [1]

(тысяч декалитров)

 

2005

2006

2007

2008

январь –

сентябрь

2009

январь –

сентябрь

2008

Водка и ликеро-водочные изделия

116,1

54,0

96,5

66,4

-

51,8

Пиво

2192,7

2194,2

1790,4

1281,3

693,0

1062,0

Итого

2308,8

2248,2

1886,9

1347,7

   

В структуре  производства алкогольной продукции  высока доля пива. Если в 2005 г.доля пива в общем объеме составляла 94,97 %, то по итогам 2008 г. – 95,07 %. А вот доля производства водки и ликеро-водочных изделий сократилась  (с 5,03 % в 2005 г. до 4,93 % в 2008 г.).

Таблица 5

Структура производства алкогольной продукции

(в процентах  к итогу)

 

2005

2006

2007

2008

Всего

100

100

100

100

Водка и ликеро-водочные изделия

5,03

2,4

5,11

4,93

Пиво

94,97

97,6

94,89

95,07


 

Снижение  объемов производства местными производителями  компенсировалось импортной продукцией и продукцией, ввезенной из других регионов России.

В 2009 в  структуре ввезенной продукции  в натуральном выражении преобладало пиво – 47,1 %, водка и ликеро-водочные изделия – 32,1 %, вино виноградное и плодовое – 14,5 %, вина шампанские и игристые – 5,6%. В самом меньшем объёме были ввезены коньяки, их доля составила всего 0,7%.

Таблица 6

Ввоз алкогольных  напитков на территорию Забайкальского края из регионов Российской Федерации [1]

                                                    (тысяч декалитров)

 

2005

2006

2007

2008

2009

Водка и ликеро-водочные изделия

577,2

474,4

572,2

483,2

374,1

Вина виноградные

51,4

80,8

70,07

42,2

151,7

Вина плодовые

150,1

78,9

23,9

36,5

17,5

Вина шампанские и игристые

55,5

75,2

71,9

66,4

64,9

Коньяки

1,3

6,03

5,7

5,98

7,98

Пиво

3072,9

2436,3

2525,1

3481,1

548,8


 

Практически по всем категориям алкогольной продукции  в период с 2005 по 2009 год наблюдается  постепенное снижение объёма ввоза. Однако увеличилось количество ввозимого виноградного вина и коньяка.

В 2009 году в Забайкальском крае в абсолютном алкоголе было продано 1034,6 тыс. дкл  алкогольных напитков. Начиная с 2005 года это показатель постепенно увеличивается. Что касается отдельных видов алкогольных напитков, таких как водка и ликеро-водочные изделия, коньяки и коньячные напитки, вина шампанские и игристые и пиво, то из приведенной ниже таблицы можно увидеть, что их объём продаж так же увеличивается. Наблюдается некоторое снижение продаж плодового и виноградного вина.

Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции