Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа
В данной курсовой работе представлена общая  характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.
Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников.
Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2  Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Второе место по объему продаж в стоимостном выражении в сегменте премиальных спиртов принадлежит французским коньякам (провинция Cognac). По нашим оценкам, в 2009 году доля этого сегмента на рынке крепкого премиального алкоголя составляла 27%. По итогам 2009 года эта категория сократилась в стоимостном выражении более чем на 3%%. Спад интереса покупателей к дорогим французским коньякам привело к перераспределению спроса, в первую очередь, в пользу недорогих виски и бренди.
Рынок коньяка довольно концентрирован – чуть более 80% российского рынка коньяка занимают пять ключевых марок – Hennessy, Martell, Remy Martin, Courvoisier, Otard (марки приведены в порядке занимаемых позиций). Важно отметить, что в 2009 году увеличила свою популярность марка Edouard III, что можно объяснить ценовой привлекательностью, которая очень актуальна для потребителя сегодня. Цена бутылки Edouard III емкостью 0,75 л составляет порядка 1500 рублей, что в несколько раз ниже средней розничной цены Hennessy и других марок-лидеров.
Рынок импортных ликеров в 2009 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) в сравнении с 2008 г. Предпочтение потребителей сместились к ликерам российского производства, более доступным с точки зрения стоимости. Средняя розничная цена последних составляет около 280 руб. за 0,75 л, в то время как цена на полке импортных ликеров – около 800 руб. за 0,75 л. Лидером категории продолжает быть марка Bailey’s, второе место – у Sheridan’s.
Замыкают круг наиболее популярных в России элитных крепких алкогольных напитков – остающиеся «экзотическими» в России текила и джин.
В 2009 году рынок текилы также сократился – минус 9% в стоимостном выражении. Доля марки Olmeca в продажах категории составляет около 50% в стоимостном выражении. В 2009 году ее продажи в 2009 году выросли, в то время как у марок, занимающих второе и третье места, – Sauza и Camino Real – снизились.
Джин является самой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2009 году сохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России – это рынок двух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2009 году), и Gordon’s (чуть более 40% рынка в 2009 году). Наибольший прирост продажи за последний год продемонстрировала марка Manchester, которая примерно на 30% дешевле лидеров. Однако ее доля в категории остается все еще меньше 1%.
Таким образом, яркая тенденция последнего времени – преобладание слабого алкоголя в структуре потребления.
Потребительские свойства товара (алкогольной продукции) определяются функциональным назначением в качестве тонизирующего средства. Физическими параметрами алкогольной продукции являются специально приготовленные растворы этилового спирта с добавлением ароматических средств.
На рынке 
алкогольной продукции 
Спрос на данный товар на региональном рынке полностью удовлетворен. Алкогольная продукция представлена на рынке в большом ассортименте. В зависимости от потребностей, вкуса и покупательной способности населения можно приобрести различные сорта вин, шампанского, коньяка, водки и пива.
Данный товар не имеет товаров-заменителей, т.е. является не взаимозаменяемым.
Алкогольная продукция представлена следующими товарными группами (согласно единому классификатору продовольственных товаров):
Таблица 1
Классификация алкогольной продукции
Наименование товарной группы  | 
  Код классификации  | 
Водка и ликероводочные изделия  | 
  031  | 
Вина виноградные  | 
  033  | 
Вина плодовые  | 
  034  | 
Напитки винные (виноградные, плодовые)  | 
  035  | 
Коньячные напитки и бренди  | 
  036  | 
Слабоалкогольные напитки  | 
  037  | 
Коньяки  | 
  038  | 
Вина шампанские (игристые)  | 
  039  | 
Соки спиртованные  | 
  041  | 
Другая алкогольная продукция  | 
  061  | 
 
В настоящее время участниками рынка алкогольной продукции являются:
Покупателями, приобретающими товары у данных продавцов, являются розничные торговцы и предприятия общественного питания, непосредственно находящимися в г. Чите, а так же в районах Забайкальского края.
Всех покупателей алкогольной 
продукции можно условно 
Географические 
границы рынка алкогольной 
Оборот розничной торговли алкогольными напитками Забайкальского края в 2009 году составил 8431,6 млн. рублей, что занимает 10% в структуре оборота розничной торговли. В стоимостном выражении в фактических действовавших ценах с 2000 по 2009 год наблюдается увеличение продажи алкогольных напитков. Однако их доля в общем обороте розничной торговли незначительно снижается, о чём свидетельствуют данные приведенные в таблице 2. Но, не смотря на это, алкогольные напитки занимают одно из первых мест в товарной структуре оборота розничной торговли, уступая место только верхней одежде, чья доля составляет 14,9%.
Таблица 2
Оборот розничной торговли алкогольными напитками [2]
(млн. рублей 
в фактически действовавших 
2000  | 
  2001  | 
  2002  | 
  2003  | 
  2004  | 
  2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | 
1298,5  | 
  1986,0  | 
  2754,2  | 
  3651,3  | 
  4147,7  | 
  4888,6  | 
  5484,6  | 
  6537,6  | 
  7392,2  | 
  8431,6  | 
Таблица 3
Доля алкогольных напитков в структуре оборота розничной торговли
(в процентах от общего объёма оборота)
2000  | 
  2001  | 
  2002  | 
  2003  | 
  2004  | 
  2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | 
13,0  | 
  13,9  | 
  14,1  | 
  13,8  | 
  12,4  | 
  12,4  | 
  11,6  | 
  11,5  | 
  9,8  | 
  10,0  | 
Далее рассмотрим как обстоят дела с производством алкогольной продукции на территории Забайкальского края.
Таблица 4
Производство 
алкогольной продукции в 
(тысяч декалитров)
2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  январь – сентябрь 2009  | 
  январь – сентябрь 2008  | |
Водка и ликеро-водочные изделия  | 
  116,1  | 
  54,0  | 
  96,5  | 
  66,4  | 
  -  | 
  51,8  | 
Пиво  | 
  2192,7  | 
  2194,2  | 
  1790,4  | 
  1281,3  | 
  693,0  | 
  1062,0  | 
Итого  | 
  2308,8  | 
  2248,2  | 
  1886,9  | 
  1347,7  | 
  
В структуре производства алкогольной продукции высока доля пива. Если в 2005 г.доля пива в общем объеме составляла 94,97 %, то по итогам 2008 г. – 95,07 %. А вот доля производства водки и ликеро-водочных изделий сократилась (с 5,03 % в 2005 г. до 4,93 % в 2008 г.).
Таблица 5
Структура производства алкогольной продукции
(в процентах к итогу)
2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | |
Всего  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
Водка и ликеро-водочные изделия  | 
  5,03  | 
  2,4  | 
  5,11  | 
  4,93  | 
Пиво  | 
  94,97  | 
  97,6  | 
  94,89  | 
  95,07  | 
Снижение объемов производства местными производителями компенсировалось импортной продукцией и продукцией, ввезенной из других регионов России.
В 2009 в 
структуре ввезенной продукции 
в натуральном выражении 
Таблица 6
Ввоз алкогольных напитков на территорию Забайкальского края из регионов Российской Федерации [1]
                              
2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | |
Водка и ликеро-водочные изделия  | 
  577,2  | 
  474,4  | 
  572,2  | 
  483,2  | 
  374,1  | 
Вина виноградные  | 
  51,4  | 
  80,8  | 
  70,07  | 
  42,2  | 
  151,7  | 
Вина плодовые  | 
  150,1  | 
  78,9  | 
  23,9  | 
  36,5  | 
  17,5  | 
Вина шампанские и игристые  | 
  55,5  | 
  75,2  | 
  71,9  | 
  66,4  | 
  64,9  | 
Коньяки  | 
  1,3  | 
  6,03  | 
  5,7  | 
  5,98  | 
  7,98  | 
Пиво  | 
  3072,9  | 
  2436,3  | 
  2525,1  | 
  3481,1  | 
  548,8  | 
Практически по всем категориям алкогольной продукции в период с 2005 по 2009 год наблюдается постепенное снижение объёма ввоза. Однако увеличилось количество ввозимого виноградного вина и коньяка.
В 2009 году в Забайкальском крае в абсолютном алкоголе было продано 1034,6 тыс. дкл алкогольных напитков. Начиная с 2005 года это показатель постепенно увеличивается. Что касается отдельных видов алкогольных напитков, таких как водка и ликеро-водочные изделия, коньяки и коньячные напитки, вина шампанские и игристые и пиво, то из приведенной ниже таблицы можно увидеть, что их объём продаж так же увеличивается. Наблюдается некоторое снижение продаж плодового и виноградного вина.
Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции