Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа
В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.
Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников.
Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Второе место по объему продаж в стоимостном выражении в сегменте премиальных спиртов принадлежит французским коньякам (провинция Cognac). По нашим оценкам, в 2009 году доля этого сегмента на рынке крепкого премиального алкоголя составляла 27%. По итогам 2009 года эта категория сократилась в стоимостном выражении более чем на 3%%. Спад интереса покупателей к дорогим французским коньякам привело к перераспределению спроса, в первую очередь, в пользу недорогих виски и бренди.
Рынок коньяка довольно концентрирован – чуть более 80% российского рынка коньяка занимают пять ключевых марок – Hennessy, Martell, Remy Martin, Courvoisier, Otard (марки приведены в порядке занимаемых позиций). Важно отметить, что в 2009 году увеличила свою популярность марка Edouard III, что можно объяснить ценовой привлекательностью, которая очень актуальна для потребителя сегодня. Цена бутылки Edouard III емкостью 0,75 л составляет порядка 1500 рублей, что в несколько раз ниже средней розничной цены Hennessy и других марок-лидеров.
Рынок импортных ликеров в 2009 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) в сравнении с 2008 г. Предпочтение потребителей сместились к ликерам российского производства, более доступным с точки зрения стоимости. Средняя розничная цена последних составляет около 280 руб. за 0,75 л, в то время как цена на полке импортных ликеров – около 800 руб. за 0,75 л. Лидером категории продолжает быть марка Bailey’s, второе место – у Sheridan’s.
Замыкают круг наиболее популярных в России элитных крепких алкогольных напитков – остающиеся «экзотическими» в России текила и джин.
В 2009 году рынок текилы также сократился – минус 9% в стоимостном выражении. Доля марки Olmeca в продажах категории составляет около 50% в стоимостном выражении. В 2009 году ее продажи в 2009 году выросли, в то время как у марок, занимающих второе и третье места, – Sauza и Camino Real – снизились.
Джин является самой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2009 году сохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России – это рынок двух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2009 году), и Gordon’s (чуть более 40% рынка в 2009 году). Наибольший прирост продажи за последний год продемонстрировала марка Manchester, которая примерно на 30% дешевле лидеров. Однако ее доля в категории остается все еще меньше 1%.
Таким образом, яркая тенденция последнего времени – преобладание слабого алкоголя в структуре потребления.
Потребительские свойства товара (алкогольной продукции) определяются функциональным назначением в качестве тонизирующего средства. Физическими параметрами алкогольной продукции являются специально приготовленные растворы этилового спирта с добавлением ароматических средств.
На рынке
алкогольной продукции
Спрос на данный товар на региональном рынке полностью удовлетворен. Алкогольная продукция представлена на рынке в большом ассортименте. В зависимости от потребностей, вкуса и покупательной способности населения можно приобрести различные сорта вин, шампанского, коньяка, водки и пива.
Данный товар не имеет товаров-заменителей, т.е. является не взаимозаменяемым.
Алкогольная продукция представлена следующими товарными группами (согласно единому классификатору продовольственных товаров):
Таблица 1
Классификация алкогольной продукции
Наименование товарной группы |
Код классификации |
Водка и ликероводочные изделия |
031 |
Вина виноградные |
033 |
Вина плодовые |
034 |
Напитки винные (виноградные, плодовые) |
035 |
Коньячные напитки и бренди |
036 |
Слабоалкогольные напитки |
037 |
Коньяки |
038 |
Вина шампанские (игристые) |
039 |
Соки спиртованные |
041 |
Другая алкогольная продукция |
061 |
В настоящее время участниками рынка алкогольной продукции являются:
Покупателями, приобретающими товары у данных продавцов, являются розничные торговцы и предприятия общественного питания, непосредственно находящимися в г. Чите, а так же в районах Забайкальского края.
Всех покупателей алкогольной
продукции можно условно
Географические
границы рынка алкогольной
Оборот розничной торговли алкогольными напитками Забайкальского края в 2009 году составил 8431,6 млн. рублей, что занимает 10% в структуре оборота розничной торговли. В стоимостном выражении в фактических действовавших ценах с 2000 по 2009 год наблюдается увеличение продажи алкогольных напитков. Однако их доля в общем обороте розничной торговли незначительно снижается, о чём свидетельствуют данные приведенные в таблице 2. Но, не смотря на это, алкогольные напитки занимают одно из первых мест в товарной структуре оборота розничной торговли, уступая место только верхней одежде, чья доля составляет 14,9%.
Таблица 2
Оборот розничной торговли алкогольными напитками [2]
(млн. рублей
в фактически действовавших
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1298,5 |
1986,0 |
2754,2 |
3651,3 |
4147,7 |
4888,6 |
5484,6 |
6537,6 |
7392,2 |
8431,6 |
Таблица 3
Доля алкогольных напитков в структуре оборота розничной торговли
(в процентах от общего объёма оборота)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
13,0 |
13,9 |
14,1 |
13,8 |
12,4 |
12,4 |
11,6 |
11,5 |
9,8 |
10,0 |
Далее рассмотрим как обстоят дела с производством алкогольной продукции на территории Забайкальского края.
Таблица 4
Производство
алкогольной продукции в
(тысяч декалитров)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
январь – сентябрь 2009 |
январь – сентябрь 2008 | |
Водка и ликеро-водочные изделия |
116,1 |
54,0 |
96,5 |
66,4 |
- |
51,8 |
Пиво |
2192,7 |
2194,2 |
1790,4 |
1281,3 |
693,0 |
1062,0 |
Итого |
2308,8 |
2248,2 |
1886,9 |
1347,7 |
В структуре производства алкогольной продукции высока доля пива. Если в 2005 г.доля пива в общем объеме составляла 94,97 %, то по итогам 2008 г. – 95,07 %. А вот доля производства водки и ликеро-водочных изделий сократилась (с 5,03 % в 2005 г. до 4,93 % в 2008 г.).
Таблица 5
Структура производства алкогольной продукции
(в процентах к итогу)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
5,03 |
2,4 |
5,11 |
4,93 |
Пиво |
94,97 |
97,6 |
94,89 |
95,07 |
Снижение объемов производства местными производителями компенсировалось импортной продукцией и продукцией, ввезенной из других регионов России.
В 2009 в
структуре ввезенной продукции
в натуральном выражении
Таблица 6
Ввоз алкогольных напитков на территорию Забайкальского края из регионов Российской Федерации [1]
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Водка и ликеро-водочные изделия |
577,2 |
474,4 |
572,2 |
483,2 |
374,1 |
Вина виноградные |
51,4 |
80,8 |
70,07 |
42,2 |
151,7 |
Вина плодовые |
150,1 |
78,9 |
23,9 |
36,5 |
17,5 |
Вина шампанские и игристые |
55,5 |
75,2 |
71,9 |
66,4 |
64,9 |
Коньяки |
1,3 |
6,03 |
5,7 |
5,98 |
7,98 |
Пиво |
3072,9 |
2436,3 |
2525,1 |
3481,1 |
548,8 |
Практически по всем категориям алкогольной продукции в период с 2005 по 2009 год наблюдается постепенное снижение объёма ввоза. Однако увеличилось количество ввозимого виноградного вина и коньяка.
В 2009 году в Забайкальском крае в абсолютном алкоголе было продано 1034,6 тыс. дкл алкогольных напитков. Начиная с 2005 года это показатель постепенно увеличивается. Что касается отдельных видов алкогольных напитков, таких как водка и ликеро-водочные изделия, коньяки и коньячные напитки, вина шампанские и игристые и пиво, то из приведенной ниже таблицы можно увидеть, что их объём продаж так же увеличивается. Наблюдается некоторое снижение продаж плодового и виноградного вина.
Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции