Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.
Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по рег.рынку.docx

— 266.98 Кб (Скачать)

К ведению  государства относятся:

  • регулирование цен (установление  минимальных  цен  на отдельные виды спиртных напитков);
  • регулирование экспорта, импорта;
  • определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения  потребностей  Российской  Федерации  и   субъектов Российской Федерации;
  • организация государственного  контроля   за   производством   и оборотом   этилового   спирта,   алкогольной   и  спиртосодержащей продукции;
  • введение обязательной  маркировки  марками  акцизного сбора или специальными марками  производимой  и  реализуемой  на  территории  Российской Федерации алкогольной продукции;
  • установление видов подакцизной продукции и  ставок  акцизов;
  • установление государственных стандартов и утверждение технических  условий;
  • определение видов   деятельности,   подлежащих  лицензированию, порядка выдачи лицензий, а  также  выдача федеральных лицензий на производство;
  • организация и осуществление государственного учета и отчетности.

Из экономической  теории известно, что возможности  монополистического воздействия на рынок тесно связаны, зависят  от эластичности спроса по цене. Статистические данные за последние 5 лет показывают, что даже при многократном увеличении цен на алкоголь спрос остаётся стабильно высоким и даже растёт несмотря на общее снижение доходов населения. Следовательно, по уровню эластичности алкоголь относится к товарам с не эластичным спросом, что является экономическим обоснованием для введения государственной монополии на алкоголь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рынок алкогольной  продукции в России

2.1 Обзор российского  рынка алкогольных напитков

В России по итогам 7 мес. 2011 года наблюдается  снижение спроса на алкогольную продукцию в целом на 0,8%, при этом существенное падение рынка отмечается в сегменте крепкой алкогольной продукции - минус13,3%, в свою очередь, в сегменте слабой и низкой алкогольной продукции наблюдается даже незначительный рост на уровне 0,5%.

Темпы роста/падения  рынка алкогольной продукции  в целом и в разрезе основных сегментов по итогам 7 мес. 2011 года:

Рисунок 1 – Темпы роста/падения рынка  алкогольной продукции

Основная  доля рынка алкогольной продукции, в целом, принадлежит отечественным производителям. По итогам 7 мес. 2011 года наблюдается укрепление позиций отечественных производителей, доля которых возросла на 2 пункта.

Доля  отечественных производителей в  структуре российского рынка  алкогольной продукции в натуральном выражении:

За рассматриваемый  период российские производители увеличили  производство слабой и низкой алкогольной продукции, а производство крепкой – напротив, сократили более чем на 10%.

Объем российского  производства алкогольной продукции, тыс. дкл.:

Рисунок 3 – Объём производства алкогольной  продукции

По итогам текущего года наблюдается снижение поставок алкогольной продукции порядка на 30% по данным официальной статистики.

Что касается поставок в разрезе сегментов, то существенно увеличились поставки водки в Россию – почти в два раза по состоянию на конец июля 2011 года.

 

Если  отечественные производители из крепкой алкогольной продукции  поставляют на российских рынок преимущественно водку, доля которой в структуре производства составляет более 80%, то из-за рубежа к нам завозится продукция премиального сегмента: на первом месте по объемам поставок – спиртовые настойки (коньяк, арманьяк, бренди) – порядка 35%, на втором месте – водка, и на третьей позиции – виски.

Структура импорта крепкой алкогольной  продукции по видам в натуральном  выражении по итогам 7 мес. 2011 года

 

Рисунок 4 – Структура импорта крепкой  алкогольной продукции

2.2 Краткая характеристика  основных сегментов алкогольного  рынка

Пиво

На сегодняший день наибольшую долю в структуре  потребления алкоголя в натуральном выражении занимает пиво – 73%. В стоимостном же выражении доля пива в 2009 году была чуть меньше доли водки и составляла около 36%. По нашим оценкам, объем российского рынка пива в прошедшем году превысил 480 млрд рублей (+5.5% по сравнению с 2008 годом). В 2009 году объем потребления пива сократился на 6,5%, причем сильнее всего снизилось потребление в городах с населением менее 100 тыс. жителей, а также сельских населенных пунктах, что мы связываем с социальным фактором и переключением потребителей в этих регионах на дешевую водку.

У пива, как и у большинства других алкогольных категорий, в прошедшем  году отмечено увеличение доли недорогих марок. В 2009 году снизились доли большинства сегментов рынка пива – импортного, лицензионного и отечественного премиального (свыше 30 руб. / 0.5 л) и среднеценового (22-30 руб./0.5 л) – за исключением дешевого отечественного пива (менее 22 руб./ 0.5 л) – его доля выросла на 1.6%%. Больший рост объемов низкоценового пива показали современные форматы торговли – гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры. Крупным магазинам удается сохранять гибкую ценовую политику и привлекать потребителей выгодными ценами. Кроме этого, по данным аудита розничной торговли, мы отметили, что на полках магазинов увеличился и ассортимент низкоценовых марок.

Низкая  стоимость пива в больших упаковках  ПЭТФ (более 2,0 л) стимулировала рост продаж таких форматов упаковки пива в период экономической рецессии. Больший вклад в увеличение доли этого сегмента внесли марки Gold Beer, «Жигулевское» (производство – ПК «Балтика»), «Белый медведь». Самыми популярными на отечественном рынке остаются марки светлого пива, их суммарная доля составляет около 99% в объемном выражении. Но в 2009 году практически в 2 раза по сравнению с 2008 годом вырос по стоимости рынок темного пива; самые популярные марки в этом сегменте – Velkopopovicky Kozel Cerny, Miller Midnight и Tuborg Black.

Вино

Второе  место по объему потребления среди  слабогоалкогольных категорий занимает вино – его доля в объеме всего  потребленного алкоголя в 2009 году составляла 8.5%. Емкость российского рынка тихих вин в 2009 году оценивается в сумму чуть более 155 млрд руб., рынок игристых вин – около 51 млрд руб., рынок вермутов – 14 млрд руб. В объемном выражении суммарное потребление всех категорий вина составило около 120 млн дал, что почти на порядок меньше, чем пива.

Основным  фактором, формирующим потребительские  предпочтения на отечественном винном рынке, остается цена. В 2009 году доля вин отечественного производства в стоимостном выражении сократилась на 4 п.п. до 45% из-за возросшей конкуренции с вернувшимися на российский рынок дешевыми молдавскими винами. Снижение продаж отмечено практически во всех категориях вин, за исключением игристых (в частности, растут продажи игристых вин различных отечественных производителей под маркой «Российское шампанское», недорогих итальянских игристых вин, на рынке появились частные марки игристых вин розничных сетей – в первый же год своего существования эти марки заняли 2.5% доли рынка в натуральном выражении).

Средняя цена вермутов, представленных на российском рынке, в несколько раз выше, чем  тихих вин, что и обусловило существенное сокращение объемов потребления данной категории в 2009 году. Трем абсолютным лидерам – Martini и Cinzano и недорогому отечественному вермуту Salvatore – принадлежит более 80% доли рынка в натуральном выражении.

Слабоалкогольные коктейли

Активный  рост рынка слабоалкогольных коктейлей  происходил в период до 2006 года, но в  последующие годы темпы роста  потребления этих напитков замедлялись – во многом это происходило из-за насыщения рынка. В 2009 году отмечено снижение продаж слабоалкогольных коктейлей в натуральном выражении более чем на 10%, но в стоимостном выражении рынок немного вырос. Более всего в прошлом году увеличилась доля низкоценовых коктейлей (до 35 руб./0,5л) – более чем на 1%% по стоимости.

Самым популярным объемом упаковки для слабоалкогольных коктейлей по-прежнему остается 0,5 л (с долей более 65% по стоимости), на втором месте – упаковка 0,33 л (доля около 20%), а замыкает тройку лидеров 1,5- литровая тара (10% рынка по стоимости). Отметим, что в течение последних лет мы наблюдаем следующую тенденцию: полулитровая упаковка вытесняет 0,33 л, а доля 1,5-литровой упаковки остается стабильной. Другими словами, российские потребители предпочитают покупать слабоалкогольные напитки в больших упаковках – как мы уже отметили выше, аналогичная тенденция наблюдается и на рынке пива.

Лидирующее  место на рынке у марки Jaguar, в 2009 году она прибавила 2%% доли в стоимостном выражении по сравнению с 2008 годом. Также в тройку лидеров входят коктейли «Очаково» и «Черный Русский». Наибольший рост на рынке в 2009 году показала марка Blazer компании Alcon – ее доля в 2009 году выросла в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом. По сравнению с другими крупными игроками категории, эта марка коктейлей отличается более низкой ценой (Стоимость 0,5л Blazer – около 20руб./0,5 л, а средняя по рынку цена за 0,5 л слабоалкогольного коктейля составляет примерно 40 руб./0,5л.)

Водка

Водка в  потреблении крепкого алкоголя в  натуральном выражении занимает около 95%. По нашим оценкам, объем  рынка водки в 2009 году составил чуть более 200 млн дал. Это означает, что  в прошлом году каждый россиянин  выпил около 14 литров этого напитка. По сравнению с 2008 годом легальный  рынок водки сократился по объему на 7%. В денежном же выражении продажи водки оцениваются в 490 млрд руб., что лишь немногим выше значения этого показателя за 2008 год.

По данным аудита розничной торговли, проводимого  в российских городах с населением более 100 тыс. жителей, на протяжении нескольких предкризисных лет в стоимостном выражении отмечался рост доли дорогой водки суперпремиального и премиального ценовых сегментов. Следует заметить, что тенденция роста суперпремиального сегмента сохранилась и в 2009 году, однако темпы роста этого сегмента замедлились. Такие изменения мы связываем с тем, что из-за увеличения курса доллара и роста цен на импортную продукцию ослабла конкуренция, которую дорогая водка испытывала со стороны премиальных крепких алкогольных напитков (прежде всего, дешевых виски, ромов и текилы), как раз сопоставимыми по цене с суперпремиальной водкой. А вот премиальный сегмент в 2009 году сократился. Мы полагаем, что часть его потребителей переключилась на более доступную по цене водку субпремиального сегмента. Субпремиальный ценовой сегмент, где укрепили свои позиции популярные водочные марки «Журавли», «Хортиця», «Белая березка», развивается быстрее остальных, при этом темпы роста его доли в последние годы стремительно увеличивались. В прошедшем году доля этого сегмента в стоимостном выражении также выросла, увеличились и натуральные объемы потребления. Вместе с тем выросла и доля водки среднеценового сегмента, где сосредоточены бренды с наибольшими объемами продаж – «Зелёная Марка», «Путинка», «Пять Озер».

Доля народного сегмента водки в 2009 году упала – потребители именно этого ценового сегмента сильнее всего изменили свое покупательское поведение в кризис. Вместе с тем, сокращение объемов в рассматриваемом сегменте привело к тому, что самый дешевый, базовый сегмент, напротив, прибавил в объемах потребления.

Подчеркнем, однако, что приведенные данные характеризуют  структуру розничных продаж в крупных российских городах, которая по сравнению с общероссийской смещена в сторону высокоценовых категорий. По имеющимся оценкам, суммарная доля премиального и суперпремиального сегментов по всей России не превышает 2%.

Премиальные крепкие напитки

Крепкий премиальный алкоголь (виски, французский  коньяк, текила, джин, ликеры) – сегмент  алкогольного рынка, демонстрировавший  в России наиболее активный рост среди всех алкогольных напитков в течение пяти предкризисных лет. В 2008 году размер рынка достиг своего максимума в 50 млрд руб. (рост по сравнению с 2007 годом +45%). Тем не менее, это составляет лишь10% в стоимостном выражении от всего российского рынка крепкого алкоголя . В 2009 году потребление премиальных спиртов сократилось больше всего. Общий объем ввезенного в страну премиального импортного алкоголя по итогам 2009 года оказался практически на четверть ниже объемов импорта 2008 года.

По итогам 2009 года весь сегмент премиального алкоголя потерял 3% в стоимостном выражении (в рублях) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а в долларах рынок элитного алкоголя сократился значительно сильнее.

Снизилось потребление практически всех категорий  премиальных спиртов, за исключением  рома. С 2003 года эта категория показывает наибольший прирост продаж среди всех сегментов рынка премиального алкоголя. Мы связываем это, в первую очередь, с молодежной клубной культурой и ростом популярности давно полюбившихся на Западе коктейлей на основе рома – «Мохито», «Куба Либре». Наиболее популярной маркой рома остается Bacardi, которой принадлежит более 65% рынка в стоимостном выражении. В тройку самых популярных марок рома также входят Captain Morgan и Havana Club.

Самая крупная  категория крепкого премиального алкоголя в натуральном выражении – виски. Как и в остальных категориях, на рынке виски в этом году наблюдается смещение покупательского спроса с более дорогих марок на более дешевые. И именно благодаря росту продаж марок недорогого виски категория в целом показала в 2009 году рост доли по стоимости на 4%%.

Лидером рынка виски по-прежнему остается Johnnie Walker. В 2008 году его доля в стоимостном  выражении превышала 26%, в прошлом  году позиции этой марки немного ослабли. Среднеценовая марка White Horse (около 560 руб. за 0,75 л), в прошедшем году показала прирост доли по сравнению с 2008 годом, благодаря чему переместилась с третьего на второе место в категории по объемам продаж в рублях, сместив премиальные марки семейства Chivas Brothers (розничная цена самой крупной в натуральном выражении марки Chivas Regal 12 y.o. составляет порядка 2000 руб. за 0,75 л). В списке Top10 марок 2009 года, как и в 2008 году, присутствуют ирландский Jameson и американский Jack Daniel’s.

Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции