Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.
Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по рег.рынку.docx

— 266.98 Кб (Скачать)

 

Читинский институт

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования 

 «Байкальский государственный  университет экономики и права»

Кафедра коммерции и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Региональный рынок товаров  и услуг»

 

АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА 

АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

 

 

 

 

 

Исполнитель ______________               студентка гр. КД-07 Сенчукова Е.А.

                        (подпись, дата)

 

Руководитель ______________                           к.э.н., доцент Драчева  С.Н.

                         (подпись, дата)

 

 

 

Чита, 2011

Оглавление

Введение 3

1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4

1.1 Классификация алкогольной продукции 4

1.2  Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8

2. Рынок алкогольной продукции в России 10

2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10

2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12

3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19

3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19

3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21

3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27

3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29

Заключение 30

Список использованной литературы 31

 

 

Введение

Алкогольный сектор, и в России это было издревле, представлял и до сих пор представляет особое значение с точки зрения российской экономики в целом, так же как  и с точки зрения социальной. Именно в данной связи анализ этого сектора  с точки зрения его современного развития и перспектив в рамках международной конкуренции является особенно актуальным. Достаточно сказать, что до сих пор алкогольный сектор занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров). Именно алкогольный сектор остается по-прежнему одним из самых значимых не только с традиционной социальной точки зрения, но и является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, так как основная масса алкогольной продукции, как производимой в самой России, так и поставляемой из-за рубежа, является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции.

В данной курсовой работе представлена общая  характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.

Пояснительная записка курсовой работы содержит 27 страниц, 2 формулы, 10 таблиц, список использованной литературы, насчитывающий 7 источников.

 

 

1. Общая характеристика  рынка алкогольных напитков

1.1 Классификация  алкогольной продукции

Алкогольными  называют напитки, в состав которых  входит этиловый спирт (по европейским  критериям – более 1,5%). По содержанию алкоголя алкогольные напитки могут  быть классифицированы на крепкие (спирт  питьевой, водка, виски, джин и др.), средней  крепости 9ввина, винные напитки) и слабоалкогольные (пиво, слабоалкогольные вина и др.).

В мировом  сообществе, особенно в развитых странах, наблюдается снижение потребления  крепких алкогольных напитков. Водку, бальзам, пунш и другие крепкие алкогольные напитки употребляют в разбавленном (с водой, минеральной водой, чаем, соками) виде, в составе коктейлей невысокой крепости. Спиртовая отрасль в настоящее время модернизируется, особенно в вопросе повышения качества сырья. Поиски ученых и практиков также направлены на разработку методов повышения стойкости ликероводочных изделий и вин при транспортировании и длительном хранении.

Все эти  мероприятия являются залогом формирования рынка алкогольных напитков, в основе которого будут лежать социальные проблемы общества.

Питьевой  этиловый спирт получают из пищевого спирта-ректификата высшей очистки  путем разбавления его умягченной водой до крепости 95%. Пищевой спирт-ректификат вырабатывают из растительного сырья, богатого крахмалом или сахаром, зерновых культур, картофеля, свеклы, мелассы (отход сахарного производства), некондиционного сахара-сырца и др. Реализация питьевого этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера.

Водки —  спиртные напитки крепостью 38-45%, 50 и 56%, полученные путем обработки водно-спиртовой  смеси адсорбентом с последующей  фильтрацией. Для приготовления  водно-спиртовой смеси (сортировки) используется спирт-ректификат, умягченная вода, а также для многих водок  — различные вкусовые и ароматические  добавки. В зависимости от применяемых  при изготовлении спирта и вкусоароматических добавок, водки подразделяются на водки  и водки особые. Особые водки отличаются специфическим ароматом и оригинальным вкусом, которые создаются внесением таких ингредиентов, как эфирные масла, ароматные спирты и др.

К крепкоалкогольным  напиткам относят также ром, виски, джин, бренди, коньяк. Особенностью их производства является выдержка в дубовых  бочках, обугленных или необугленных изнутри.

Ром —  крепкий алкогольный напиток (40-55%), полученный путем длительной выдержки ромового спирта в дубовых бочках (обугленных или необугленных). Основное сырье для производства ромового спирта — сахарный тростник и тростниковая меласса. Различают ром натуральный, ромовые смеси и искусственный ром.

Натуральный ром в зависимости от химического  состава и органолептических  свойств бывает легким, средним и  тяжелым. Тяжелый ром содержит много  побочных продуктов спиртового брожения (летучих кислот, эфиров и др.), легкий — их не содержит, а средний занимает промежуточное положение между ромами легкого и тяжелого типов. По происхождению ром бывает кубинским (один из лучших в мире), ямайским, пуэрто-риканским, мексиканским, гаитянским и др. Ромовые смеси получают смешиванием в различных соотношениях ректификованного этилового спирта и натурального ромового спирта. При изготовлении искусственного рома купажируют (смешивают) этиловый спирт, различные сложные эфиры, сахар, колер и другие вещества, чтобы придать напитку органолептические признаки натурального рома.

Виски —  крепкий алкогольный напиток (40-45% об.), получаемый перегонкой сброженного  зернового сусла (из ржи, овса, кукурузы, ячменного солода) с последующей выдержкой в дубовых обугленных бочках от 3 до 10 лет. Классическим считается шотландское виски, которое в зависимости от используемого сырья подразделяют на три типа — солодовое (malt), зерновое (grain) и смешанное (blended). Наиболее известные марки: White Horse, Jonnie Walker (Red Label, Black Label), Black & White и др. Различают также ирландское виски, американское, канадское и др.

Джин  — крепкий алкогольный напиток (до 45% об.), полученный путем перегонки водно-спиртовых настоев пряно-ароматического сырья, обязательным компонентом которого являются ягоды можжевельника. Полученный спирт иногда выдерживают в дубовых бочках. Наиболее распространены английские и голландские джины, ассортимент которых зависит от рецептуры и технологии производства.

По российской классификации ром, виски и джин относят к горьким настойкам. Бренди и коньяки относят к продуктам винодельческой промышленности, так как основным сырьем для них являются виноматериалы.

Бренди  — крепкий алкогольный напиток, полученный путем перегонки виноградного вина или сброженных плодово-ягодных соков. Точных классификационных характеристик для бренди в настоящее время не существует, поэтому часто к бренди относят коньяки, многие национальные водки, настойки и др.

Коньяк  — крепкий алкогольный напиток  с характерным букетом и вкусом, приготовленный из выдержанного не менее 3 лет коньячного спирта. Коньячный  спирт (62-70% об.) получают из виноградного вина (коньячного виноматериала) путем перегонки, фракционирования (молодой коньячный спирт) и выдержки (созревания) в дубовых бочках. В зависимости от продолжительности и способов выдержки коньячных спиртов коньяки подразделяют на:

ординарные (к ним относят следующие марки: "три звездочки" — выдержка не менее 3 лет, "пять звездочек" —  выдержка не менее 5 лет, коньяки специальных  наименований — выдержка не менее 4 лет);

марочные (коньячные спирты выдерживаются  в дубовых бочках не менее 6 лет: КВ — коньяки выдержанные (не менее 6 лет), КВВК — коньяки выдержанные  высшего качества (не менее 8 лет), КС — коньяки старые (не менее 10 лет);

коллекционные (готовые марочные коньяки выдерживаются  дополнительно в дубовых бочках или бутах не менее 3 лет).

Ликероводочные  изделия по содержанию спирта занимают промежуточное положение между  крепкоалкогольными и среднеалкогольными напитками. Они представляют собой  смеси, состоящие из спирта, воды, сахарного  сиропа, колера, а также в зависимости  от рецептуры из спиртованных и консервированных сахаром соков, морсов, настоев, ароматных  спиртов, купажных материалов (меда, эфирных  масел, пищевых эссенций, вин, коньяков и др.). Классификация ликероводочных изделий осуществляется в зависимости от крепости, массовой концентрации общего экстракта и сахара. По этим классификационным признакам выделяют 15 групп ликероводочных изделий: ликеры (крепкие, десертные, эмульсионные); кремы; наливки; пунши; настойки (сладкие, полусладкие, полусладкие слабоградусные); настойки (горькие, горькие слабоградусные); напитки десертные; аперитивы; бальзамы; коктейли.

Виноградные вина — напитки, полученные в результате спиртового брожения виноградного сока (концентрата виноградного сока) или  мезги (раздробленных ягод винограда). Виноградные вина классифицируют:

  • в зависимости от способа производства — на натуральные (содержат этиловый спирт только эндогенного происхождения) и специальные (с добавлением этилового спирта);
  • по содержанию спирта и сахара: натуральные — на сухие, сухие особые, полусухие, полусладкие; специальные — на сухие, крепкие, полудесертные, десертные и ликерные;
  • по цвету — на белые, розовые и красные;
  • в зависимости от качества и сроков выдержки — на молодые, без выдержки, выдержанные, марочные и коллекционные.

Плодовые  вина приготавливают путем спиртового брожения подсахаренного сока свежих плодов или подсахаренного сока, получаемого  из предварительно подброженной плодовой мезги. Они могут быть сортовыми (из сока одного вида плодов) и купажными (из смеси соков различных плодов).

Пиво  — освежающий, насыщенный двуокисью  углерода, пенистый напиток, получаемый в результате сбраживания пивного  сусла специальными расами пивных дрожжей. Для приготовления пивного сусла  используют дробленое экстрактсодержащее зерновое сырье: ячменный или пшеничный солод, ячмень, пшеницу, кукурузу и другое зерно, а также воду, сахар и хмелепродукты.

В зависимости  от содержания спирта пиво бывает крепкое (8-11,5% спирта по объему), слабоалкогольное (1,5-8% по объему) и безалкогольное (не более 0,5% по объему). В зависимости  от цвета различают типы пива: светлое (с цветом 0,4-2,5 ц. ед.), полутемное (с  цветом 2,5-4,0 ц.ед.) и темное (с цветом 4,0-

8,0 ц.  ед.). Светлое и темное пиво  делятся на группы в зависимости  от массовой доли сухих веществ в начальном сусле: светлое — на 11 групп, темное — на 9 групп. По способу обработки пиво подразделяют на пастеризованное (с повышенной биологической стойкостью за счет тепловой обработки) и непастеризованное. Различают также оригинальное пиво — светлое пиво с увеличенным сроком дображивания и повышенной нормой внесения хмеля и специальное пиво — пиво, приготовленное с применением вкусовых и ароматических добавок.

К слабоалкогольным напиткам относят также сидр, солодовые  напитки, напитки на зерновом сырье и другие напитки с объемной долей этилового спирта не более 9%.

1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции

Рынок алкогольной  продукции характеризуется стабильным спросом и высокими доходами. Технологически не сложное производство и отсутствие товаров-заменителей делает привлекательным данный рынок для бизнеса. В то же время государство, стремящееся к пополнению доходной части бюджета и установлению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, также не оставляет без внимания рынок алкоголя. В 1994 году правительством были приняты меры по восстановлению монополии на производство и оборот алкогольной продукции. Государственная монополия   в   сфере производства и  реализации  алкогольной  продукции  осуществляется посредством системы     мер государственного  регулирования, направленных на защиту экономических интересов  государства,  прав потребителей,  и  распространяется на предприятия,  осуществляющие указанные виды  хозяйственной  деятельности,  независимо  от  форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории Российской   Федерации   предприятия   с   иностранными инвестициями.

Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции