Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:58, контрольная работа
Задание 1. Разделить объемы избранных вами 5 понятий по одному из оснований.
Задание 3. Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка.
Задание 4. Подберите примеры суждений А, Е, О и выполните операцию их преобразования путем противопоставления предикату. Правильность вывода проверить при помощи превращения и обращения.
Задание 5. Приведите примеры простых суждений видов А, Е, I, O, раскройте их логическую структуру; отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера (по одному суждению на каждый вид).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ
ЮСТИЦИИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«ЛОГИКА»
Подготовил: ________________________
__________________________
Проверил(а):______________
__________________________
г. Тула, 2010г.
Задание 1.
Разделить объемы
избранных вами 5
понятий по одному
из оснований.
Решение:
1) Транспорт бывает наземный, водный, воздушный.
Деление
объема понятия «транспорт» осуществлено
по виду среды, в которой осуществляется
перевозка.
2) Климат бывает холодный, жаркий и умеренный.
Деление
по среднегодовой температуре.
3) Люди бывают мужчины и женщины
Деление
по половому признаку.
4) Преступления бывают особо тяжкими, тяжкими, средней тяжести, небольшой тяжести.
Деление
по характеру и степени
5) Убийства
бывают умышленные и
Деление
в зависимости от наличия умысла.
Задание 2. Выполните
операции обобщения
и ограничения трех
понятий, избранных
вами.
Решение:
1)
ВОЛК | |
Обобщение | Ограничение |
Хищное
млекопитающее семейства |
Североамериканский койот |
Хищное млекопитающее | Североамериканский койот, обитающий в североамериканских прериях |
Млекопитающее | Североамериканский койот, живущий в настоящее время в североамериканских прериях |
Позвоночное животное | |
Животное | |
Организм |
2)
РЕКА | |
Обобщение | Ограничение |
Большой пресный проточный водоем | Река в Африке |
Пресный проточный водоем | Река в Африке, впадающая в Средиземное море |
Пресный водоем | Большая река в Египте |
Водоем | Река Нил |
3)
Лейтенант милиции | |
Обобщение | Ограничение |
Офицер МВД | Лейтенант милиции города Тулы |
Сотрудник МВД | Лейтенант милиции Центрального РУВД города Тулы |
Лейтенант милиции Центрального РУВД города Тулы Иванов И.И. |
Задание 3. Приведите
примеры ошибочных
определений понятий (по
одному на каждую возможную
ошибку), укажите, в
чем состоит ошибка.
Решение:
1) Костер – источник тепла.
Нарушено
правило соразмерности, то есть определяющее
понятие по объему шире, чем определяемое
понятие.
2) Вращение есть движение вокруг оси.
Определяющее
понятие и определяемое понятие
выражаются одно через другое, т.е. содержит
круг, учитывая, что ось – это
прямая, вокруг которой происходит
вращение.
3) Лень – мать всех пороков.
При определении
понятия «лень» используется метафора,
то есть смысл и объем определяющего
понятия нечеткий, неясный, неопределенный,
двусмысленный, подменен метафорой.
4) Сравнение – не доказательство.
Определяющее
понятие в данном случае отрицательное,
каким быть не должно, поскольку не раскрывает
содержание определяемого понятия, а лишь
указывает на то, чем определяемое понятие
не является.
Задание 4. Подберите
примеры суждений
А, Е, О и выполните
операцию их преобразования
путем противопоставления
предикату. Правильность
вывода проверить при
помощи превращения
и обращения.
Решение:
1) Все акулы являются рыбами. (А, Все S есть Р)
Преобразование путем противопоставления предикату:
Все не
рыбы не являются акулами. (Ниодно не-Р
не есть S)
Проверка:
Превращение:
Все акулы не являются не рыбами. (Е, Ниодно S не есть не-Р)
Обращение:
Все не
рыбы не являются акулами. (Ниодно не-Р
не есть S)
2) Все планеты не являются звездами. (Е, Ниодно S не есть Р)
Преобразование путем противопоставления предикату:
Некоторые
не звезды являются планетами. (Некоторые
не-Р есть S).
Проверка:
Превращение:
Все планеты являются не звездами. (А, Все S есть не-Р)
Обращение:
Некоторые
не звезды являются планетами. (Некоторые
не-Р есть S).
3) Некоторые книги не являются учебниками. (О, Некоторые S не есть Р)
Преобразование путем противопоставления предикату:
Некоторые
не учебники являются книгами. (Некоторые
не-Р есть S)
Проверка:
Превращение:
Некоторые книги являются не учебниками. (I, Некоторые S есть не-Р)
Обращение:
Некоторые
не учебники являются книгами. (Некоторые
не-Р есть S)
Задание 5. Приведите
примеры простых
суждений видов А,
Е, I, O, раскройте их логическую
структуру; отношения
между терминами изобразите
с помощью кругов Эйлера (по
одному суждению на
каждый вид).
Решение:
1) Суждение А - общеутвердительное. Его структура: “Все S суть Р”.
В суждении
“Все караси - рыбы” субъектом является
понятие “карась”, а предикатом
-понятие “рыба”. Квантор общности
- “все”. Субъект распределен, так
как речь идет о всех карасях, т.е. его
объем полностью включен в объем предиката.
Предикат не распределен, так как в нем
мыслится только часть рыб, которые совпадают
с карасями; речь идет лишь о той части
объема предиката, которая совпадает с
объемом субъекта.
2) Суждение I - частноутвердителъное. Его структура: “Некоторые S суть Р
В суждении
“Некоторые подростки - филателисты”
термины такие: S - “подросток”, Р - “филателист”,
квантор существования - “некоторые”.
Субъект не распределен, так как
в нем мыслится только часть подростков,
т. е. объем субъекта лишь частично включается
в объем предиката. Предикат тоже не распределен,
так как он также лишь частично включен
в объем субъекта (только некоторые филателисты
являются подростками).
3) Суждение Е - общеотрицательное. Его структура: “Ни одно S не суть Р.
В суждении:
“Ни один лев не есть травоядное
животное” - термины такие: S- “лев”,
Р- “травоядное животное” и
4) Суждение О - частноотрицатеяьное. Его структура: “Некоторые S не суть Р”.
В суждении:
“Некоторые учащиеся не являются спортсменами”
- такие термины: S - “учащийся”,
Р -“спортсмен” и квантор существования
- “некоторые”. Субъект не распределен,
так как мыслится лишь часть учащихся,
а предикат распределен, ибо в нем мыслятся
все спортсмены, ни один из которых не
включен в ту часть учащихся, которая мыслится
в субъекте
Распределенность терминов в суждениях можно представить в виде таблицы:
А | I | Е | О | |
S | + | – | + | – |
Р | – | – | + | + |
Задание 6. Приведите
примеры (по одному на
каждый вид) сложных
суждений, раскройте
их логическую структуру,
сделайте символическую
запись, установите
условия их истинности.
Решение:
1. Соединительные (конъюнктивные) суждения.
На стоянке стоят «Мерседес» и «Жигули».
Состоит из двух суждений:
А = На стоянке стоит «Мерседес».
В = На стоянке стоят «Жигули».
А^В = На стоянке стоят «Мерседес» и «Жигули»
А | B | A^B | Истинность |
0 | 0 | 0 | Л |
0 | 1 | 0 | Л |
1 | 0 | 0 | Л |
1 | 1 | 1 | И |
Из таблицы истинности следует, что операция конъюнкции истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны, и ложна, когда хотя бы одно высказывание ложно. Действует мнемоническое правило логического умножения.
0 х 0 = 0,
0 х 1= 0,
1 х 0 = 0,
1 х 1 = 1.
Пересечение множеств:
2. Разделительные (дизъюнктивные) суждения.
Студент едет в электричке или читает книгу.
Состоит из двух суждений:
А = Студент едет в электричке.
В = Студент едет на автобусе.
АvВ = Студент едет в электричке или на автобусе.
А | B | AvB | Истинность |
0 | 0 | 0 | Л |
0 | 1 | 1 | И |
1 | 0 | 1 | И |
1 | 1 | 1 | И |