Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Разделить объемы избранных вами 5 понятий по одному из оснований.
Задание 3. Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка.
Задание 4. Подберите примеры суждений А, Е, О и выполните операцию их преобразования путем противопоставления предикату. Правильность вывода проверить при помощи превращения и обращения.
Задание 5. Приведите примеры простых суждений видов А, Е, I, O, раскройте их логическую структуру; отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера (по одному суждению на каждый вид).

Файлы: 1 файл

контрольная по логике.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине 

«ЛОГИКА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Подготовил: ________________________

    ___________________________________

    Проверил(а):________________________

    ___________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

г. Тула, 2010г.

 

Задание 1. Разделить объемы избранных вами 5 понятий по одному из оснований. 

Решение: 

1) Транспорт  бывает наземный, водный, воздушный.

Деление объема понятия «транспорт» осуществлено по виду среды, в которой осуществляется перевозка. 

2) Климат  бывает холодный, жаркий и умеренный.

Деление по среднегодовой температуре. 

3) Люди  бывают мужчины и женщины

Деление по половому признаку. 

4) Преступления бывают особо тяжкими, тяжкими, средней тяжести, небольшой тяжести.

Деление по характеру и степени общественной опасности. 

5) Убийства  бывают умышленные и неосторожные.

Деление в зависимости от наличия умысла. 
 

 

Задание 2. Выполните  операции обобщения  и ограничения трех понятий, избранных вами. 

Решение:

1)

ВОЛК
Обобщение Ограничение
Хищное  млекопитающее семейства собачьих Североамериканский  койот
Хищное  млекопитающее Североамериканский  койот, обитающий в североамериканских прериях
Млекопитающее Североамериканский койот, живущий в настоящее время в североамериканских прериях
Позвоночное животное  
Животное  
Организм  
 

2)

РЕКА
Обобщение Ограничение
Большой пресный проточный водоем Река в Африке
Пресный проточный водоем Река в Африке, впадающая в Средиземное море
Пресный водоем Большая река в  Египте
Водоем Река Нил
 

3)

Лейтенант милиции
Обобщение Ограничение
Офицер  МВД Лейтенант милиции  города Тулы
Сотрудник МВД Лейтенант милиции  Центрального РУВД города Тулы
  Лейтенант милиции  Центрального РУВД города Тулы Иванов И.И.
 
 

 

Задание 3. Приведите  примеры ошибочных  определений понятий (по одному на каждую возможную  ошибку), укажите, в  чем состоит ошибка. 

Решение: 

1) Костер  – источник тепла.

Нарушено  правило соразмерности, то есть определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. 

2) Вращение  есть движение вокруг оси.

Определяющее  понятие и определяемое понятие  выражаются одно через другое, т.е. содержит круг, учитывая, что ось – это  прямая, вокруг которой происходит вращение. 

3) Лень – мать всех пороков.

При определении  понятия «лень» используется метафора, то есть смысл и объем определяющего  понятия нечеткий, неясный, неопределенный, двусмысленный, подменен метафорой. 

4) Сравнение  – не доказательство.

Определяющее  понятие в данном случае отрицательное, каким быть не должно, поскольку не раскрывает содержание определяемого понятия, а лишь указывает на то, чем определяемое понятие не является. 
 

 

Задание 4. Подберите  примеры суждений А, Е, О и выполните  операцию их преобразования путем противопоставления предикату. Правильность вывода проверить при помощи превращения и обращения. 

Решение: 

1) Все  акулы являются рыбами. (А, Все S есть Р)

Преобразование  путем противопоставления предикату:

Все не рыбы не являются акулами. (Ниодно не-Р не есть S) 

Проверка:

Превращение:

Все акулы  не являются не рыбами. (Е, Ниодно S не есть не-Р)

Обращение:

Все не рыбы не являются акулами. (Ниодно не-Р  не есть S) 

2) Все  планеты не являются звездами. (Е, Ниодно S не есть Р)

Преобразование  путем противопоставления предикату:

Некоторые не звезды являются планетами. (Некоторые не-Р есть S). 

Проверка:

Превращение:

Все планеты  являются не звездами. (А, Все S есть не-Р)

Обращение:

Некоторые не звезды являются планетами. (Некоторые  не-Р есть S). 

3) Некоторые  книги не являются учебниками. (О, Некоторые S не есть Р)

Преобразование  путем противопоставления предикату:

Некоторые не учебники являются книгами. (Некоторые  не-Р есть S) 

Проверка:

Превращение:

Некоторые книги являются не учебниками. (I, Некоторые S есть не-Р)

Обращение:

Некоторые не учебники являются книгами. (Некоторые  не-Р есть S) 
 

 

Задание 5. Приведите  примеры простых  суждений видов А, Е, I, O, раскройте их логическую структуру; отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера (по одному суждению на каждый вид). 

Решение: 

1) Суждение А - общеутвердительное. Его структура: “Все S суть Р”.

В суждении “Все караси - рыбы” субъектом является понятие “карась”, а предикатом -понятие “рыба”. Квантор общности - “все”. Субъект распределен, так  как речь идет о всех карасях, т.е. его объем полностью включен в объем предиката. Предикат не распределен, так как в нем мыслится только часть рыб, которые совпадают с карасями; речь идет лишь о той части объема предиката, которая совпадает с объемом субъекта. 

 

2) Суждение I - частноутвердителъное. Его структура: “Некоторые S суть Р

В суждении “Некоторые подростки - филателисты” термины такие: S - “подросток”, Р - “филателист”, квантор существования - “некоторые”. Субъект не распределен, так как  в нем мыслится только часть подростков, т. е. объем субъекта лишь частично включается в объем предиката. Предикат тоже не распределен, так как он также лишь частично включен в объем субъекта (только некоторые филателисты являются подростками). 

 

3) Суждение Е - общеотрицательное. Его структура: “Ни одно S не суть Р.

В суждении: “Ни один лев не есть травоядное животное” - термины такие: S- “лев”, Р- “травоядное животное” и кванторное слово - “ни один”. Здесь объем  субъекта полностью исключается  из объема предиката, и наоборот. Поэтому и S, и Р распределены. 

 

4) Суждение О - частноотрицатеяьное. Его структура: “Некоторые S не суть Р”.

В суждении: “Некоторые учащиеся не являются спортсменами” -  такие термины: S - “учащийся”, Р -“спортсмен” и квантор существования - “некоторые”. Субъект не распределен, так как мыслится лишь часть учащихся, а предикат распределен, ибо в нем мыслятся все спортсмены, ни один из которых не включен в ту часть учащихся, которая мыслится в субъекте 

 

Распределенность  терминов в суждениях можно представить в виде таблицы:

  А I Е О
S + +
Р + +
 
 

 

Задание 6. Приведите  примеры (по одному на каждый вид) сложных  суждений, раскройте  их логическую структуру, сделайте символическую  запись, установите условия их истинности. 

Решение: 

1. Соединительные (конъюнктивные) суждения.

На стоянке  стоят «Мерседес» и «Жигули».

Состоит из двух суждений:

А = На стоянке  стоит «Мерседес».

В = На стоянке  стоят «Жигули».

А^В = На стоянке стоят «Мерседес» и «Жигули»

А B A^B Истинность
0 0 0 Л
0 1 0 Л
1 0 0 Л
1 1 1 И

Из таблицы  истинности следует, что операция конъюнкции истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны, и ложна, когда хотя бы одно высказывание ложно. Действует мнемоническое правило логического умножения.

0 х 0 = 0,

0 х 1= 0,

1 х 0 = 0,

1 х 1 = 1.

Пересечение множеств:

 

2. Разделительные (дизъюнктивные) суждения.

Студент едет в электричке или читает книгу.

Состоит из двух суждений:

А = Студент  едет в электричке.

В = Студент  едет на автобусе.

АvВ = Студент едет в электричке или на автобусе.

А B AvB Истинность
0 0 0 Л
0 1 1 И
1 0 1 И
1 1 1 И

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"