Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 19:41, контрольная работа
Оцените правильность определений, в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.
Осёл – ну, это такая лошадь, только маленькая, как осёл.
«Дружба – не услуга, за неё не благодарят» (Г.Р. Державин).
Педиатр – это человек, лечащий ангины и скарлатины.
Ответ:
а) Тавтология - повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Нарушено правило запрета круга: дается определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.
Вариант №4
Ответ:
а) Тавтология - повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Нарушено правило запрета круга: дается определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.
б) Определение не должно быть отрицательным. Определяемое понятие положительное, а определяющее - отрицательное.
в) По характеру определяющего понятия – родовидовое. Указывают на операции, с помощью которых распознают предметы.
б) При нарушении правил определения понятий возникают следующие логические ошибки: несоразмерное определение, круг в определении и неясное определение.
Ответ:
а) Деление по видоизменению признака. Обозначение второстепенно важного понятия.
б) Дихотомическое деление. В результате этого деления образуются понятия, одно из которых отрицает другое в отношении одного и того же признака. Образуются два формально несовместимых понятия.
«…Все суждения нуждаются в размышлении»-(И. Кант).
Умозаключение не суждение.
Умозаключение не нуждается в размышлении.
Ответ: Фигуры и правила фигур силлогизма. В
зависимости от места среднего термина
в посылках различают четыре фигуры категорического
силлогизма.
Первая фигура - разновидность силлогизма,
в которой средний термин занимает место
субъекта в большей посылке (М - Р) и место
предиката в меньшей посылке (S - М). получается
что Все суждения(М)-нуждаются в размышлении
(Р)
Фигуры и правила фигур силлогизма. В зависимости
от места среднего термина в посылках
различают четыре фигуры категорического
силлогизма.
Первая фигура - разновидность силлогизма,
в которой средний термин занимает место
субъекта в большей посылке (М - Р) и место
предиката в меньшей посылке (S - М). получается
что Все суждения(М)-нуждаются в размышлении
(Р)
Нуждаются (S) в размышлениях (P)
M-P-большая посылка
S-M-меньшая посылка
S-P-заключение .
S — меньший термин: субъект заключения (входит также в меньшую посылку);P — больший термин: предикат заключения (входит также в большую посылку);M — средний термин: входит в обе посылки, но не входит в заключение.
Предложения по цели высказывания могут быть повествовательными или вопросительными.
Предложение «Пой, ласточка, пой!» не является вопросительным.
Следовательно, оно является повествовательным.
Ответ: Предложение является побудительным, так как в нем не заложен вопрос, так же оно не является и повествовательным. Автор не повествует нам, а использует прямое восклицание.
5.Укажите, какие требования законов формальной логики нарушены в данном рассуждении:
«Наш директор должен быть очень умный человек. Весь кабинет его уставлен шкафами с книгами. Я читал название некоторых: всё учёность, такая учёность, что нашему брату и приступа нет: всё или на французском, или на немецком. А посмотреть в лицо ему: фу, какая важность сияет в глазах! Я ещё никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово. Только разве, когда подашь бумаги, спросит: «Каково на дворе?» – «Сыро, ваше превосходительство!» Да, не нашему брату чета! Государственный человек. (Н.В. Гоголь.Записки сумасшедшего).
Ответ:
1.Противоречивость понятий. Объект не может обладать взаимоисключающими свойствами.
2. По правилам классической двузначной логики истина либо в высказывании, либо в его отрицании. Закон альтернативен в характеристике гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные подходы и определить истинный.
3.Закон Тождества. В рассуждениях необходимо оставлять понятия и суждения неизменными по содержанию и смыслу.
4.Амфиболия – двусмысленность
языковых выражения или
«фу, какая важность сияет в глазах!»
5.Отражение предмета должно
быть устойчивым в нашей мысли.