Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Оцените правильность определений, в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.
Осёл – ну, это такая лошадь, только маленькая, как осёл.
«Дружба – не услуга, за неё не благодарят» (Г.Р. Державин).
Педиатр – это человек, лечащий ангины и скарлатины.
Ответ:
а) Тавтология - повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Нарушено правило запрета круга: дается определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.

Файлы: 1 файл

Логика мое КЗ.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Вариант №4

  1. Оцените правильность определений, в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.
    1. Осёл – ну, это такая лошадь, только маленькая, как осёл.
    2. «Дружба – не услуга, за неё не благодарят» (Г.Р. Державин).
    3. Педиатр – это человек, лечащий ангины и скарлатины.

   Ответ:

 а) Тавтология - повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Нарушено правило запрета круга: дается определение, в котором определяющее понятие       повторяет определяемое.

 б) Определение не должно быть отрицательным. Определяемое понятие положительное, а определяющее - отрицательное.

 в) По характеру определяющего понятия – родовидовое. Указывают на операции, с помощью которых распознают предметы.

 

  1. Укажите вид деления понятий. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении укажите, какие правила нарушены.
    1. Мы перевезли на новую квартиру одежду, посуду, мебель и две бабушкины тарелки.

б) При нарушении правил определения понятий возникают следующие логические ошибки: несоразмерное определение, круг в определении и неясное определение.

 

Ответ: 

 а) Деление по видоизменению признака. Обозначение второстепенно важного понятия.

 б) Дихотомическое деление. В результате этого деления образуются понятия, одно из которых отрицает другое в отношении одного и того же признака. Образуются два формально несовместимых понятия.

 

 

  1. Сделайте полный разбор простого категорического силлогизма (ПКС):
  • укажите меньший, средний и больший термины, заключение, большую и меньшую посылки;
  • определите фигуру и модус;
  • проверьте правильность умозаключения по общим правилам и по правилам фигур.-

«…Все суждения нуждаются  в размышлении»-(И. Кант).

Умозаключение не суждение.

Умозаключение не нуждается в размышлении.


 

Ответ: Фигуры и правила фигур силлогизма. В зависимости от места среднего термина в посылках различают четыре фигуры категорического силлогизма.  
Первая фигура - разновидность силлогизма, в которой средний термин занимает место субъекта в большей посылке (М - Р) и место предиката в меньшей посылке (S - М). получается что Все суждения(М)-нуждаются в размышлении (Р) 
Фигуры и правила фигур силлогизма. В зависимости от места среднего термина в посылках различают четыре фигуры категорического силлогизма.  
Первая фигура - разновидность силлогизма, в которой средний термин занимает место субъекта в большей посылке (М - Р) и место предиката в меньшей посылке (S - М). получается что Все суждения(М)-нуждаются в размышлении (Р) 
Нуждаются (S) в размышлениях (P) 
M-P-большая посылка 
S-M-меньшая посылка 
S-P-заключение .

S — меньший термин: субъект заключения (входит также  в меньшую посылку);P — больший  термин: предикат заключения (входит  также в большую посылку);M —  средний термин: входит в обе  посылки, но не входит в заключение.

 

  1. Установите правильность следующего умозаключения:

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательными или  вопросительными.

Предложение «Пой, ласточка, пой!»  не является вопросительным.

Следовательно, оно является повествовательным.

 

Ответ: Предложение является побудительным, так как в нем не заложен вопрос, так же оно не является и повествовательным. Автор не повествует нам, а использует прямое восклицание.

 

 

 

5.Укажите, какие требования законов формальной логики нарушены в данном рассуждении:

«Наш директор должен быть очень умный человек. Весь кабинет  его уставлен шкафами с книгами. Я читал название некоторых: всё  учёность, такая учёность, что нашему брату и приступа нет: всё или  на французском, или на немецком. А  посмотреть в лицо ему: фу, какая важность сияет в глазах! Я ещё никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово. Только разве, когда подашь бумаги, спросит: «Каково на дворе?» – «Сыро, ваше превосходительство!» Да, не нашему брату чета! Государственный человек. (Н.В. Гоголь.Записки сумасшедшего).

Ответ:

 1.Противоречивость понятий. Объект не может обладать взаимоисключающими свойствами.

  2. По правилам классической двузначной логики истина либо в высказывании, либо в его отрицании. Закон альтернативен в характеристике гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные подходы и определить истинный.

3.Закон Тождества. В рассуждениях необходимо оставлять понятия и суждения неизменными по содержанию и смыслу.

4.Амфиболия – двусмысленность  языковых выражения или многозначность.

«фу, какая важность сияет в глазах!»

5.Отражение предмета должно  быть устойчивым в нашей мысли.  Мысль должна сохранять свое  содержание на протяжении всего  рассуждения о предмете.


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"