Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:44, контрольная работа
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой отношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
Вариант 4
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой отношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
1) a – турист, побывавший в Париже, б – турист, побывавший во Франции;
2) a – турист, не бывавший в Париже, б – турист, не бывавший во Франции;
3) a –
человек, не имеющий права
4) a –
медведь, участвовавший в
5) a –
человек, не имеющий права
6) a –
автобус, б – водитель
7) a –
человек, не имеющий права
8) a – студент, соблюдающий правила проведения экзамена, б – студент, пользующийся шпаргалками во время экзамена; [Студент].
РЕШЕНИЕ:
А – подчинения (первое понятие родовое):
2) т.к. турист не был в Париже, мог тем не менее побывать по Франции;
5) т.к. студент УрГЮА не является гражданином РФ, входит в число людей не имеющих право принимать участие в выборах органов государственной власти РФ.
В – подчинения (первое понятие видовое):
1) т.к. Париж это Франция.
С – пересечения:
3) т.к.некоторые студенты (не граждане РФ и моложе 18 лет, не имеют право участвовать в выборах органов государственной власти РФ;
7)
т.к. некоторые люди не
D – соподчинения:
6) Автобус и водитель автобуса, как пассажирский транспорт.
Е – противоречия:
4)
т.к. медведь одновременно не
может участвовать и не
8)
т.к. студент, соблюдающий правила проведения
экзамена не может пользоваться шпаргалками.
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент; студент первого курса, студент очной формы обучения, совершеннолетний гражданин РФ.
РЕШЕНИЕ:
Таким образом,
круги Эйлера под номером 4 соответствующие
перечню понятий: студент;
студент первого курса,
студент очной формы
обучения, совершеннолетний
гражданин РФ
Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера
1) писатель, американец, автор детективных романов, американец, живший в XX веке;
2) медведь, обитатель зоопарка, медведь, живущий на воле, страус из Лондонского зоопарка;
3) учащийся, студент, учащийся вуза, учащийся государственного учебного заведения;
4) норма, запрещающая норма, обязывающая норма, норма уголовного права;
5) депутат
Государственной думы РФ, председатель
Государственной думы РФ, депутат представительного
органа государственной власти, писатель.
РЕШЕНИЕ:
1) писатель,
американец, автор детективных
романов, американец,
живший в XX веке -понятия
соответствуют данным
кругам Эйлера
Задание 4*. Перечислите определения, нарушающие правила:
А – соразмерности;
В – ясности;
С – недопустимости круга в определении.
1. Консерватор
– человек, не имеющий
2. Римское право – краеугольный камень всех последующих кодификаций и теорий гражданского права.
3. Кикимора – существо женского пола.
4. Охра – минеральная краска желтого или красного цвета.
5. Самоучитель
– учебник для обучения чему-
РЕШЕНИЕ:
Правила определения:
Определение должно быть соразмерным.
Правило
соразмерности требует, чтобы объем
определяемого понятия был
Определение должно быть ясным.
Оно должно
указывать на известные признаки, не нуждающиеся
в определении и не содержащие двусмысленности.
Если же понятие определяется через другое
понятие, признаки которого неизвестны
и которое само нуждается в определении,
то это ведет к ошибке.
Определение не должно заключать в себе круга.
Если
при определении мы прибегаем
к другому понятию, которое, в
свою очередь, определяется при помощи
первого, то такое определение содержит
в себе круг.
Нарушающие правила А – соразмерности: 1, 4
1) т.к. человек, не имеющий либеральных убеждений, не обязательно является консерватором, можно просто не иметь твердых убеждений;
4)
т.к. слишком широкое определение (охра
является краской желтого цвета)
Нарушающие правила В – ясности; 3, 2
3) т.к. понятие кикиморы не определено.
2)
т.к.данные признаки нуждаются в дополнительном
определении и содержат двусмысленность,
неизвестное определение определяется
через другое неизвестное.
Нарушающие правила С – недопустимости круга в определении: 5
5)
т.к. при определении понятия использовано
другое понятие, которое в свою очередь
определяется при помощи первого.
Задание 5*. Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:
А – соразмерности;
В – проведения деления по одному основанию;
С – взаимоисключения членов деления.
1. Студенты первого курса делятся на добросовестно дежуривших в столовой и уклонившихся от дежурства.
2. Вузы
делятся на институты и
3. Студенты делятся на успешно сдавших сессионные зачеты и подлежащих отчислению.
4. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.
5. Государственная
власть в Российской Федерации
делится на законодательную и исполнительную.
РЕШЕНИЕ:
Правила деления:
Деление должно быть соразмерным.
Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды, делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.
Деление должно производиться только по одному основанию.
В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.
Члены деления должны исключать друг друга.
Это правило
вытекает из предыдущего. Если выбрано
не одно основание, то члены деления
— видовые понятия — будут
находиться в отношении частичного
совпадения.
Деления понятий нарушают правила А – соразмерности: 2, 5
2) т.к. не все виды делимого понятия перечислены, имеются еще академии и т.п.;
5)
т.к. имеется еще судебная
Деления понятий нарушают правила В – проведения деления по одному основанию: 1, 4
Деления понятий нарушают правила С – взаимоисключения членов деления: 3
Задание 6. Пусть А – Арнольд проголосовал за законопроект, В – Билл проголосовал за законопроект, С – Саймон проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:
А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;
В – какие являются тавтологиями (логическими законами).
1. По крайней мере, Саймон или Билл проголосовали за законопроект. Если Арнольд не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Саймон. Следовательно, если Билл проголосовал «за», то точно не голосовал «за» Арнольд.
2. Если Арнольд проголосовал «за», то Саймон точно не голосовал «за». А если Арнольд не проголосовал «за», то Билл тоже не голосовал «за». Следовательно, если Билл проголосовал «за», то точно не голосовал «за» Арнольд.
3. Если Саймон и Арнольд проголосовали «за», то Билл уж точно не голосовал «за». А если «за» голосует Арнольд, то обязательно «за» голосует и Саймон. Следовательно, если Билл проголосовал «за», то точно не голосовал «за» Арнольд.
4. Саймон голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Арнольд. Однако Арнольд не голосует «за», если и только если «за» голосует Билл. Следовательно, если Билл проголосовал «за», то точно не голосовал «за» Арнольд.
РЕШЕНИЕ:
Формализуем приведенные суждения.
Построим таблицы истинности для первого суждения:
А | В | С | f1 | ||||||
И | И | И | Л | Л | И | И | Л | И | Л |
И | И | Л | Л | И | И | И | Л | И | Л |
И | Л | И | Л | Л | И | И | И | И | И |
И | Л | Л | Л | И | Л | И | И | Л | И |
Л | И | И | И | Л | И | Л | И | Л | И |
Л | И | Л | И | И | И | И | И | И | И |
Л | Л | И | И | Л | И | Л | И | Л | И |
Л | Л | Л | И | И | Л | И | И | Л | И |