Контрольная работа по "Логика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой отношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.

Файлы: 1 файл

контрольная по логике.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

А –  средний термин должен быть распределен  хотя бы в одной из посылок в силлогизмах;

В –  хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для разных вариантов разные правила);

С –  все правила соблюдаются.

1. Ни  один политик не выражает интересов всего населения, часть населения живет на севере, значит, ни один политик не выражает интересов населения, живущего на севере.

2. Всякая  кража наказуема, значит, действия  Р. не наказуемы, так как эти действия не являются кражей.

3. Некоторые  необычные истории не сказки, значит, некоторые необычные истории не выдуманы, так как все сказки выдуманы.

4. Некоторые  расчетливые люди – банкиры,  но все расчетливые люди внимательны, значит, некоторые банкиры внимательны.

5. Курение  вредно, значит, невежество не вредно, так как невежество не курение.

РЕШЕНИЕ:

Термин считается  распределенным, если он взят в полном объеме.

Нарушено правило  А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок в силлогизмах: 1, 5.

Нарушено правило  В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением в силлогизмах: 2,3.

С – все правила  соблюдаются в силлогизмах: 4 
 

Задание 11. Установите, какие умозаключения являются:

А –  правильными дилеммами;

В –  правильными условно-категорическими.

1. Если  книга не является библиографической редкостью, ее нельзя продать за большие деньги. Книгу господина Н. не удалось продать за большие деньги. Следовательно, она не является библиографической редкостью.

2. Умозаключения  бывают сложными или простыми. Данное умозаключение не простое, значит, оно сложное.

3. Если  на выборах победит А., то понизится курс ценных бумаг, а если победит В., то снизят налоги. Однако на выборах может победить только один из двух (А. или В.), следовательно, или понизится курс ценных бумаг, или снизят налоги.

4. Если  К. виновен, то П. дал ложные  показания, а если П. дал ложные показания, то он будет наказан. Значит, если К. виновен, то П. будет наказан.

5. Если  приговор вынесен при строгом соблюдении процессуальных норм, то он признается законным. Приговор по делу Р. вынесен с нарушением процессуальных норм. Следовательно, он не законен.

6. Если  В. победит, то Г. займет второе место, а если В. не победит, то Г. займет третье место. Но В. может или победить, или проиграть, значит, Г. займет второе или третье место.

РЕШЕНИЕ:

Умозаключение, в которых одна предпосылка условное суждение, а другая – разделительное суждение, содержащее две альтернативы, называется дилеммой.

Дилеммой  является следующие умозаключения: 3, 6.

Условно-категорическим называется умозаключения в которых одна из посылок – условное, другая посылка и заключение – категорические суждения. Условно-категорическими являются следующие умозаключения: 1,2, 5. 

Задание 12. Законспектируйте тему «Индуктивные умозаключения». (См., например: Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика.М., 2000. С. 162–182 или воспользуйтесь любым другим учебником по логике, содержащим данный раздел.)

РЕШЕНИЕ: 

ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

(Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов.) 

Познание  в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции (от латинского inductio — «наведение»).

Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Посылками индуктивного умозаключения выступают суждения, в которых фиксируется полученная опытным путем информация о повторяемости признака Р у ряда явлений — Si, 82,.... S„, принадлежащих одному и тому же классу К. Схема умозаключения имеет следующий вид:

Посылки:

1) Si имеет  признак Р S2 имеет признак Р

Sn имеет признак Р 2) Si, 82,..., Sn — элементы (части) класса К

Заключение:

Всем  предметам класса К присущ признак  Р

В основе логического перехода от посылок  к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере причинной связи, проявлении необходимых признаков явлений через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно (эти методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов.

Основная  функция индуктивных выводов  в процессе познания — генерализация, т.е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер — от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы.

Полнота и законченность опыта влияют на строгость логического следования в индукции, предопределяя в конечном счете демонстративность или недемонстративность этих умозаключений.

В зависимости  от полноты и законченности эмпирического  исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполную индукцию.

Полная  индукция

Полная  индукция — это  умозаключение, в  котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Индуктивные умозаключения такого типа применяются  лишь в тех случаях, когда имеют  дело с закрытыми классами, число  элементов в которых является конечным и легко обозримым.

Схема умозаключения полной индукции имеет  следующий вид:

Посылки:

1) Si имеет признак Р §2 имеет признак Р

Sn имеет  признак Р 2) Si, 82,..., Sn — составляют класс К

Заключение:

Всем  предметам класса К присущ признак Р

Выраженная  в посылках этого умозаключения  информация о каждом элементе или  каждой части класса служит показателем полноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Тем самым вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение в выводе будет необходимо истинным.

В одних  случаях полная индукция дает утвердительные заключения, если в посылках фиксируется наличие определенного признака у каждого элемента или части класса. В других случаях в качестве заключения может выступать отрицательное суждение, если в посылках фиксируется отсутствие определенного признака у всех представителей класса.

Познавательная  роль умозаключения полной индукции проявляется в формировании нового знания о классе или роде явлений. Логический перенос признака с отдельных предметов на класс в целом не является простым суммированием. Знание о классе или роде — это обобщение, представляющее собой новую ступень в развитии знания.

Применимость  полной индукции в рассуждениях определяется практической перечислимостью множества  явлений. Если невозможно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции. 

Неполная индукция. Популярная индукция

Неполная  индукция — это  умозаключение, в  котором на основе принадлежности признака некоторым элементам  или частям класса делают вывод о  его принадлежности классу в целом.

Схема неполной индукции имеет следующий  вид:

Посылки:

1) Si имеет признак Р S2 имеет признак Р

Sn имеет признак Р '    2) Si, 82,..., Sn принадлежат классу К

Заключение:

Классу К, по-видимому, присущ признак Р

Неполнота индуктивного обобщения выражается в том, что исследуют не все, а лишь некоторые элементы или части класса — от Si до Sn. Логический переход в неполной индукции от некоторых ко всем элементам или частям класса не является произвольным. Он оправдывается эмпирическими основаниями — объективной зависимостью между всеобщим характером признаков и устойчивой их повторяемостью в опыте для определенного рода явлений. Отсюда широкое использование неполной индукции в практике.

Индуктивный переход от некоторых ко всем не может претендовать на логическую необходимость, поскольку повторяемость признака может оказаться результатом простого совпадения.

Тем самым  для неполной индукции характерно ослабленное логическое следование истинные посылки обеспечивают получение не достоверного, а лишь проблематичного заключения. При этом обнаружение хотя бы одного случая, противоречащего обобщению, делает индуктивный вывод несостоятельным.

На этом основании неполную индукцию относят  к правдоподобным (недемонстративным) умозаключениям. В таких выводах заключение следует из истинных посылок с определенной степенью вероятности, которая может колебаться от маловероятной до весьма правдоподобной.

Существенное  влияние на характер логического  следования в выводах неполной индукции оказывает способ отбора исходного  материала, который проявляется  в методичности или систематичности формирования посылок индуктивного умозаключения. По способу отбора различают два вида неполной индукции:

(1) индукцию путем перечисления, получившую название популярной индукции, и

(2) индукцию путем отбора, которую называют научной индукцией.

Популярной  индукцией называют обобщение, в котором  путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.

В процессе многовековой деятельности люди наблюдают устойчивую повторяемость многих явлений. На этой основе возникают обобщения, которые используются для объяснения наступивших и предсказания будущих событий и явлений. Логический механизм большинства таких обобщений — популярная индукция. Ее иногда называют индукцией через простое перечисление.

В процессе расследования преступлений часто  используют эмпирические индуктивные обобщения, касающиеся поведения лиц, причастных к преступлению. Такие опытные обобщения, или фактические презумпции, как их нередко называют в юридической литературе, часто оказывают неоценимую помощь следствию несмотря на то, что они являются проблематичными суждениями.

В условиях, когда исследуются лишь некоторые  представители класса, не исключается  возможность ошибочного обобщения.

Ошибочные индуктивные заключения могут появляться не только в результате заблуждения, но и при недобросовестном, предвзятом обобщении, когда сознательно игнорируют или скрывают противоречащие случаи.

Научная индукция

Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.

В зависимости  от способов исследования различают:

Информация о работе Контрольная работа по "Логика"