Управление товарными запасами на складах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ управления запасами на складах предприятия.
Задачи:
- изучить теоретико-методологических основы управления запасами на складах предприятия;
- проанализировать товарные запасы на примере предприятия;
- дать характеристику оптимизациии структуры и обеспечения ускорения оборачиваемости товарных запасов предприятия;
- изучить использование современных систем управления товарными запасами на складах в деятельности предприятия.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретико-методологический подход к управлению запасами на складах предприятия 2
1.1 Понятие и виды запасов 2
1.2 Основное уравнение издержек при формировании запасов. Оптимизация размера заказа 2
1.3 Системы управления запасами на складах предприятия 2
2 Анализ товарных запасов Круглянского районного потребительского общества 2
2.1 Краткая экономическая характеристика Круглянского районного
потребительского общества 2
2.2. Анализ динамики розничного товарооборота Круглянского РАЙПО 2
2.3 Анализ товарных запасов Круглянского РАЙПО 2
3. Развитие розничного товарооборота за счёт повышения эффективности использования товарных запасов Круглянского районного потребительского общества…………………………………………………………………………….26
3.1 Оптимизация структуры и обеспечение ускорения оборачиваемости товарных запасов Круглянского РАЙПО 2
3.2 Использование современных систем управления товарными запасами в деятельности Круглянского РАЙПО 2
Заключение 2
Список использованных источников 2
Приложение А Динамика товарных запасов и факторный анализ их изменения за 2009-2010 гг. по Круглянскому РАЙПО 2

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления запасами на складах предприятия..doc

— 607.50 Кб (Скачать)

Система «минимум - максимум»

Данная система ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление и доставку заказа на столько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов товара. В этой связи ее целесообразно применять для товаров, имеющих незначительную величину спроса. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый фиксированный интервал времени между ними, а только при условии, что запасы на складе в этот момент времени оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желательного уровня, поэтому данная система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным. Роль минимального уровня в данной системе выполняет пороговый уровень (рис. 7).

Для расчета параметров системы «минимум - максимум» необходимы следующие исходные данные:

  • объем оборота (потребления или сбыта сырья, полуфабрикатов или готовой продукции) за определенный период S;
  • интервал времени между заказами I;
  • время выполнения заказа tв.з;
  • время задержки поставки tз.п .

 

Рисунок 7 – График движения запасов в системе «минимум - максимум»

Примечание  – Источник: [9, с. 71, рисунок 13]

I - интервал времени между заказами; точка A - момент времени, когда необходимо осуществлять заказ; ТЗ   текущий запас в момент времени, когда необходимо осуществлять заказ.

Порядок расчета основных параметров рассматриваемой системы нижеследующий.

  1. Дневное потребление товара на складе определяется как отношение объема оборота (потребления или сбыта сырья, полуфабрикатов или готовой продукции) за определенный период S к количеству рабочих дней в данном определенном периоде.
  2. Пороговый уровень запасов на складе рассчитывается как произведение суммы времени выполнения заказа и задержки поставки и дневного потребления товара на складе.
  3. Максимальный желательный уровень запасов на складе определяется как произведение суммы времени задержки поставки и интервала времени между заказами (I) и ожидаемого дневного потребления товара на складе.
  4. Размер заказа (РЗ) определяется по следующей зависимости:

 

РЗ = МЖЗ-ТЗ + ОП          (11),

 

Изучив теоретико-методологические основы управления запасами на складах предприятия можно сделать следующие общие выводы.

 В логистике запасов очень важной является проблема выбора оптимальной системы управления для соответствующих наименований запасов. Установлено, что на выбор системы управления запасами основное влияние оказывают следующие факторы:

  • интенсивность потребления товаров (предметов труда);
  • прогнозируемость потребления (спроса) товаров (предметов труда).

Избыточные  запасы — это, пожалуй, один из самых  заметных видов потерь. Тот факт, что на предприятиях имеются складские  помещения и распределительные  центры, свидетельствует, что у предприятий  есть запасы, и, как правило, в немалом объеме. Зачастую запасы составляют от 5 до 30 % совокупных активов компаний, а у предприятий розничной торговли данная цифра может достигать половины совокупных активов. Эти оценки основаны на исследованиях, проводимых в целях представления регулярной финансовой отчетности в конце квартала или финансового года, когда запасы пребывают в наиболее истощенном состоянии. А в течение всего отчетного периода цифры могут оказаться значительно более высокими.

 

2 Анализ товарных запасов Круглянского районного потребительского общества

2.1 Краткая экономическая характеристика  Круглянского районного

потребительского общества

Круглянское районное потребительское  общество зарегистрировано 30 сентября 1999 года № 25-15, в ЕГР за № 700254850. По состоянию на 1.01.2012г. райпо включало унитарное частное торговое предприятие «Круглянский Промторг» (рис. 8).

Правление РАЙПО во главе с председателем правления является исполнительным органом районного потребительского общества, к компетенции которого относится организация финансово-хозяйственной деятельности РАЙПО. Председатель правления РАЙПО созывает правление, руководит его работой и осуществляет руководство деятельностью РАЙПО. Председатель руководит работой заместителей председателя по торговле и общественному питанию, по кадрам, по заготовкам, главным бухгалтером, директоров унитарных предприятий. Ревизионная комиссия во главе с председателем ревизионной комиссии контролирует соблюдение устава РАЙПО, его финансово-хозяйственную деятельность, а также деятельность созданных РАЙПО юридических лиц.

 

 

Рисунок 8 – Структура Круглянского районного потребительского общества по состоянию на 01.01.2012 г.

Примечание –  Источник: [Материалы предприятия]

 

Потребительская кооперация Круглянского района – многоотраслевое хозяйство и наряду с основной задачей – торговым обслуживанием населения через предприятия торговой сети и общественного питания, занимается производством потребительских товаров, заготовками сельхозпродукции и сырья, оказывает платные услуги.

Основными задачами РАЙПО являются:

  • организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
  • закупка у граждан и юридических лиц сельхозпродукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
  • производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
  • оказание платных услуг населению;
  • организация рынков для торговли товарами;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности;
  • осуществление иных видов деятельности, не запрещенной законодательством Республики Беларусь.

Круглянское РАЙПО является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.

Во все времена потребительская кооперация Круглянского района проявляла высокую степень адаптации к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. На различных этапах исторического развития ее деятельность несет отпечаток своего времени. За период своего развития она сформировалась в крупный социально-ориентированный сектор экономики и стала частью народнохозяйственного комплекса района.

Торговлю в РАЙПО осуществляют  41 магазина  торговой площадью 4713 кв.м., что составляет 280,5 кв. м. в расчете на 1000 жителей при нормативе 260 кв. м. Обслуживание жителей малонаселенных пунктов, не имеющих стационарной розничной сети  осуществляют 3 автомагазина.

Из общего количества магазинов  в настоящий момент 10 магазинов  осуществляют торговлю продовольственными товарами, 3 магазина – непродовольственными товарами, 28 магазина «Товары повседневного спроса», 29 магазин или 70,7 % общего количества расположены в сельской местности.

По состоянию на 01.01.2012 г. имеется 17 предприятий общественного питания на 296 посадочных мест, 2 магазина-кулинарии, цех №2 по производству кондитерский изделий, кухня кафе, мясной и рыбный цеха.

Для постоянного поддержания достаточного ассортимента товаров РАЙПО располагает общетоварными складскими  помещениями в количестве 4 единицы общей площадью 1826 кв.м., объемом 5910 куб.м.

С организацией торгового  обслуживания сельского населения  непосредственно связана заготовительная  деятельность, которая служит не только дополнительным источником товарных и  сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социальную функцию, как увеличение денежных доходов сельского населения, предназначенных для покупки товаров.

Заготовительную деятельность в Круглянском  РАЙПО осуществляют 33 магазина, 2 приемозаготовительные пункта. 

Производственная  деятельность Круглянского РАЙПО представлена хлебозаводом. Продукция реализуется непосредственно через торговую сеть магазинов РАЙПО (для дополнительной продажи организуются выездные ярмарки), а также индивидуальным предпринимателям, другим торговым системам и закрытым учреждениям.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Круглянского РАЙПО отражены в таблице 1.

 

 

Показатель

2009г.

2010г.

2011 г.

Темп роста, %

2010г. к 2009г.

20 г11.

к

2010г.

1 Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг, в действующей оценке (за вычетом налогов и сборов из выручки), млн.р.

9584

13262

13794

138,38

104,01

1.1 Розничный товарооборот розничной торговой сети, млн.р.

7414,6

9825,9

11705

132,52

119,12

2 Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг, в сопоставимой оценке, млн.р.

9584

12441

11543

129,81

92,78

3 Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг, млн.р.

12784

13057

13618

102,14

104,30

4 Прибыль от реализации, млн.р.

-169

205

176

-

85,85

5 Чистая прибыль, млн.р.

-3578

99

90

-

90,91

6 Среднесписочная численность персонала, чел.

346

315

323

91,0

102,5

7 Среднесписочная численность торгово-оперативных работников, чел.

256

261

272

102,0

104,2

8 Среднемесячная заработная плата работников, тыс.р.

406,2

466,8

489,3

114,9

104,8

9 Рентабельность продаж, %

-1,76

1,55

1,28

-

82,58

10 Рентабельность затрат, %

-27,99

0,75

0,66

-

88,00


 

Таблица 1 - Развитие показателей деятельности Круглянского РАЙПО за 2009-2011 гг.

Примечание  – Источник: [Материалы предприятия]

 

Основной целью развития РАЙПО является удовлетворение материальных и иных потребностей обслуживаемого населения. Главным приоритетом потребительской кооперации Круглянского района было и остается улучшение обслуживания населения. Чтобы сохранить и упрочить жизнеспособность потребкооперации, восстановить свои позиции на рынке, перейти от стратегии выживания к стратегии стабилизации, дальнейшего развития и устойчивого экономического роста, мы обязаны систематизировать работу по совершенствованию и обновлению форм и методов хозяйствования, отвечающим современным требованиям.

Достижение  поставленных целей предполагает решение  следующих задач:

  • увеличение объемов товарооборота и услуг, обеспечение качественных параметров обслуживания;
  • укрепление материально-технической базы, развитие новых видов деятельности;
  • увеличение доли потребкооперации в товарообороте района;
  • увеличение объемов реализации непродовольственных товаров, построению взаимовыгодных условий работы с промышленными предприятиями;
  • расширение сети фирменных отделов и секций отечественных производителей, развитию комиссионной торговли, продажа товаров в кредит и по предварительным заказам;
  • совершенствование режимов работы предприятий, увеличение числа магазинов работающих круглосуточно без обеденного перерыва, выходных дней;
  • повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Реализация  названных форм и направлений  в работе оказывает непосредственное влияние на конечные результаты деятельности.

Приоритетными задачами деятельности Круглянского РАЙПО являются:

  • рост уровня удовлетворения потребительских нужд сельского населения на основе качественного изменения структуры товарооборота и расширения спектра предлагаемых услуг;
  • увеличение доходов сельского населения, получаемых от продажи потребительской кооперации сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья;
  • активное участие в реализации Государственной программы возрождения и развития села;
  • увеличение прибыльности отраслей деятельности РАЙПО и ликвидации убытков за счет увеличение объемов деятельности и снижения затрат, наращивание объемов собственных оборотных средств;
  • стабилизация кадрового потенциала РАЙПО, предотвращение оттока высококвалифицированных кадров, повышение квалификационного уровня специалистов.

Информация о работе Управление товарными запасами на складах