Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:28, курсовая работа
Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-
объектного материала конкретных предложений по повышению эффективности
управления производственными запасами ОАО "Электроагрегат".
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть функциональную роль запасов в производственном
процессе;
- проанализировать западный опыт управления запасами и оценить
возможность его применения в российских условиях;
- рассмотреть методы нормирования запасов предприятия;
- сформировать возможные варианты корректного выбора системы контроля
уровня запасов;
- показать методику проектирования эффективной системы управления
запасами;
- проанализировать процесс управления производственными запасами ОАО
«Электроагрегат»;
- разработать модель управления запасами двигателей ЯМЗ 238. Объект
исследования данной работы это процесс управления затратами, оборотными
средствами и производственными запасами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАПАСЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие, сущность и виды материальных запасов 6
1.2. Необходимость существования запасов на предприятии 10
1.3. Зарубежный опыт управления запасами 13
2. МЕТОДИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1. Нормирование запасов 19
2.2. Системы контроля за состоянием запасов 24
2.3. Методика проектирования логистической системы управления запасами 33
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ОАО «ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ» 37
3.1. Анализ состояния запасов 37
3.2. Нормирование запаса двигателей ЯМЗ 238 40
3.3. Обоснование необходимости задела по двигателям ЯМЗ 238 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации
товаров [4, с. 66].
При определении норм товарных запасов используют три группы методов:
эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-
математические методы [3, с. 189].
Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые
изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают
решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени,
на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста
может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования
запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы
эвристических) называется опытно-статистическим.
В том числе, если поставленная задача в области управления запасами
достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких
специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные
оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее
решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к
группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.
Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении
совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы,
например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле).
Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и
сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на
некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или
нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.
Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины
потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными
поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного
расхода на интервал поставки [7, с. 180]:
ТЗ = RСУТ
* J,
где ТЗ – текущий запас;
RСУТ – среднесуточный расход материалов;
J – интервал поставок, дни.
В свою очередь среднесуточный расход находится путем деления общей потребности в
материале (ПГ, ПКВ, ПМ –
соответственно годовая, квартальная и месячная потребности) на округленное
количество календарных дней в плановом периоде [15, с. 136]:
RСУТ = ПГ
(ПКВ, ПМ) / 360 (90, 30).
В зависимости от конкретных условий производства, обращения и потребления
материалов интервал поставки определяется несколькими методами.
В тех случаях, когда интервалы поставки завися от минимальной нормы
отпуска данного материала В (транзитной или заказной), их величина находится
делением этой нормы на среднесуточный расход:
Во многих случаях партия поставки определяется грузоподъемность транспортных
средств, которыми осуществляется перевозка грузов, в связи с необходимостью
их полной загрузки. В этом случае интервал поставки находится делением
грузоподъемности Г на среднесуточный расход:
J = Г / RСУТ
.
Интервал поставки часто определяется периодичность производства данного
материала у поставщика. В таких случаях он будет равен, как правило,
длительности перерыва в производстве данного материала у поставщика.
В тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют
требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны
пройти соответствующую
обработку создается
запас.
Технологический (подготовительный) запас рассчитывается на основе нормативов
времени для осуществления подготовительных операций, или на основании
статистических данных и наблюдений за фактическими затратами времени на
подготовку материалов к выдаче в прошлом периоде (хронометража) [7, 180].
Страховой запас в самом общем виде определяется как произведение
среднесуточного расхода материала на разрыв в интервале поставок деленное на
два:
СЗ = RСУТ
* (JФ – JПЛ) * 0,5 ,
где СЗ – страховой запас;
JФ, JПЛ – соответственно фактический и плановый интервал поставок.
При укрупненной оценке он может приниматься в размере 50% текущего запаса. В
случае когда промышленное предприятие расположено вдали от транспортных путей
либо используются нестандартные, уникальные материалы, норма страхового
запаса может быть увеличена до 100%.
Возникновение страхового запаса обусловлено нарушением в поставках материала
со стороны поставщика. В случае если это нарушение связано с транспортной
организацией, создается транспортный запас, включающий те оборотные фонды,
которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на
склад. Транспортный запас рассчитывается так же, как и страховой запас:
ТРЗ = RСУТ * (JФ – JПЛ) *0,5 , (6)
где ТРЗ– транспортный запас.
Величина сезонных запасов устанавливается по данным о фактических условиях
поступления и потребности материалов.
Таким образом норма запаса конкретного материала определяется по формуле:
Н = ТЗ + СЗ + ПЗ,
где Н – совокупная норма запаса материала;
ПЗ – норма подготовительного запаса;
Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять
необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
Суть экономико-математических методов нормирования запасов состоит в следующем:
Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный
процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним
из наиболее простых экономико-математических методов определения размера
запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет
перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее.
Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на
основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий
период по формуле[3, с. 190]:
Y5 = 0,5 * (2 * Y4 + Y3 - Y1), (8)
где Y1, Y3, Y4 - уровни
запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый,
третий и четвертый периоды;
Y5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.
Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать,
используя формулу:
Y6 = 0,5
(2 * Y5 + Y4 - Y2),
Международная практика управления запасами свидетельствует, темп роста
запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это
выглядит следующим образом [3, с. 191:
Т3 =
,
где Т3 - темп роста товарных запасов;
Т0 - темп роста спроса.
Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения
оборачиваемости оборотных средств.
Таким образом, определив минимальное количество материальных ресурсов,
которое должно постоянно находиться на складе менеджерам предприятия
необходимо перейти к разработке системы контроля за состоянием запасов.
2.2. Системы контроля за
Контроль за состоянием запасов - это изучение и регулирование уровня запасов
продукции производственно-технического назначения и товаров народного
потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия
оперативных мер к ликвидации отклонений [5, с. 193].
Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек
в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами
запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных
учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере
необходимости [6, с. 73].
В целом можно выделить следующие системы контроля за состоянием запасов: с
фиксированной периодичностью заказа; с фиксированным размером заказа.
Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем [11, с.
151].
Контроль состояния запасов по системе с фиксированной периодичностью заказа
осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения
инвентаризации остатков. По результатам проверки осуществляется заказ на
поставку новой партии товаров [3, с. 192].
Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного
нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для
исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина
заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода на этот
период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:
Р = З макс - (З
ф - З т),
где З макс - предусмотренный нормой максимальный запас;
З ф - фактический запас на момент проверки;
З т - запас, который будет израсходован в течение размещения и
выполнения заказа.
Графически модель системы контроля за состоянием запаса с фиксированной