Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:43, шпаргалка
Работа содержит 44 ответа на вопросы по дисциплине "Логистика"
При решении задач
организации производственных процессов
и управления ими используются методы
математического моделирования
и оптимизации на основе системного подхода. Принятие решений
основывается на формализованном описании
задачи, количественном анализе влияющих
факторов и достигаемых целей и включает
разработку математической модели задачи,
исследование модели и нахождение оптимального
решения, а также анализ полученных результатов.
Решение получают на основе применения
методов оптимизации. Ряд методов принятия
решений объединяется под названием "исследование
операций". При транспортной деятельности
решения могут приниматься на основе логистических
подходов.
Оптимальное – это такое решение, которое
обеспечивает экстремум (максимум, минимум)
целевой функции (критерия оптимальности)
при выполнении заданной системы ограничений.
Критерии оптимальности должны быть представительными,
чувствительными к изменениям оптимизируемых
параметров и как можно более простыми.
Цель может быть правильно сформулирована
только с позиций надсистемы.
Под системой понимается множество подсистем
(объектов, подразделений), которые функционируют
как единое целое по выполнению поставленной
цели.
Системный подход, опираясь на понимание
функционирования системы как единого
целого, предполагает учет всех факторов,
влияющих на решение задачи, в том числе
исследование внутренних связей между
отдельными элементами и взаимодействие
с другими системами и объектами.
Модели служат отображениями (прообразами)
реальных систем, процессов, явлений и
могут быть физические и математические.
Математические модели представляют собой
описание задачи в виде совокупности соотношений
(уравнений, неравенств, логических условий),
определяющих связи между параметрами
функционирования исследуемой системы,
ограничениями и критериями оптимальности.
Модель должна быть как можно более адекватна
оригиналу. Понятие адекватности модели
связано с такими общими кибернетическими
терминами как "черный ящик", изоморфизм,
гомоморфизм.
"Черный ящик" – это система, в которой
доступны наблюдению только внешние входные
и выходные параметры, а внутреннее устройство
неизвестно. Исследуется по связям между
значениями входных и выходных параметров.
Системы, характеризующиеся одинаковыми
наборами входных и выходных величин (одинаково
реагирующие на внешние воздействия),
независимо от их внутренней структуры,
называются изоморфными. В силу изоморфности
систем исследование "черного ящика"
не может привести к однозначному выводу
о внутренней структуре системы. Однако
любая из изоморфных систем может рассматриваться
как модель остальных.
Система, полученная из исходной
путем упрощения, является ее гомоморфной
моделью.
Математическая модель, как правило,
находится в гомоморфном отношении к реальному
объекту. Она должна отражать связи между
входными и выходными параметрами системы
и является основой для вычисления значений
критериев и проверки ограничений.
Ограничения, накладываемые на управляемые,
неуправляемые и выходные параметры, могут
быть связаны с лимитом ресурсов, обеспечением
безопасности, являться следствием физических
законов.
Решение поставленной задачи достигается
по алгоритмам соответствующих методов
оптимизации.
Для исследования математических моделей
используются компьютеры. Необходимость
применения последних возникает при обработке
информации, использовании численных
методов и методов случайного поиска,
имитационном моделировании работы систем
и решении других задач.
Классификация математических
моделей и методов принятия решений
Математические модели
могут быть статическими (рассматривается
на конкретный момент времени) и динамическими
(описывают процессы во времени). Если
состояние системы описывается
в каждый момент времени, то модель – непрерывная и если в
фиксированные моменты времени – то дискретная.
Модели, в которых зависимости носят неслучайный
характер, являются детерминированными,
а в которых случайный характер – стохастическими.
По числу оптимизируемых параметров различают
одномерные и многопараметрические задачи.
По возможным значениям оптимизируемых
параметров решения могут быть вещественными
или дискретными, например целочисленными.
Модели (задачи), в которых критерий оптимальности
может иметь несколько локальных экстремумов,
называют многоэкстремальными.
Задачи с ограничениями – это задачи условной
оптимизации и без ограничений – безусловной.
Первые относятся к задачам математического
программирования. Задачи оптимизации
при линейных критериях и ограничениях
являются задачами линейного программирования,
а при нелинейных – нелинейного, в т.ч.
динамического, геометрического программирования.
В зависимости от условий внешней среды
и степени информированности об ее состоянии
различают следующие задачи принятия
решений:
а) в условиях определенности;
б) в случайных условиях (в условиях риска);
г) в условиях неопределенности;
д) в условиях конфликтных ситуаций или
противодействия (активного противника).
По способу исследования (оптимизации)
различают следующие методы:
детерминированные – аналитические или
численные методы;
методы случайного (статистического) поиска.
В зависимости от типа решаемых задач
различают методы локальной оптимизации,
позволяющие найти экстремум только унимодальной
функции, и методы глобальной оптимизации,
с помощью которых можно найти оптимум
многоэкстремальной функции.
Кроме того методы оптимизации различают
в зависимости от типа (вида) математической
модели.
Типичными классами оптимизационных задач
на транспорте являются:
управление запасами;
нахождение кратчайших путей;
распределение ресурсов;
массовое обслуживание;
сетевое планирование и управление;
замена оборудования.
37. роль и значение
информации в логистике
Движение материальных потоков и его результаты зависят от движения связанных с ними информационных потоков.
Экономическая информация - совокупность функционирующих в экономических объектах сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.
Логистическая информация - это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации.
Без своевременного обмена информацией невозможно осуществление логистической деятельности. Информация способствует скоординированности работы подразделений. Ни одно из направлений логистики не смогло бы выполнять свои задачи, если бы не имело необходимой информации.
Логистические исследования, представляющие собой систематический сбор и анализ данных по проблемам товародвижения, являются незаменимым средством для принятия эффективных управленческих решений.
Изучение информации, как функция управления предприятием в условиях рынка, дает проверенные практикой рецепты выхода с минимальными рисками на положительные коммерческие результаты логистической деятельности. Чтобы нормально функционировать, предприятие должно получать полную и качественную информацию до и после принятия его руководством управленческих решений.
Хорошая информация позволяет предприятию:
Необходимость в получении более обширной информации обусловлена:
Информация используется во всех направлениях логистической деятельности.
Потребность в информации возникает уже на стадии планирования основных логистических процессов. Для этого используют данные об основных результатах деятельности в периодах, предшествующих прогнозируемому, и об основных направлениях развития налоговых и правовых отношений в обществе в качестве сдерживающих или стимулирующих факторов. Эти данные дают возможность наметить основные направления логистической стратегии.
На этапе закупок используется информация о поставщиках, выпускаемых товарах, новинках. Здесь информация, поступающая извне, помогает выбрать лучшего поставщика. Информация, поступающая из микрологистической системы, позволяет исходя из данных о наличии запасов, производственных мощностей и финансовой устойчивости предприятия грамотно сформулировать заявку на материалы, сырье и полуфабрикаты. Обмен информацией между предприятиями-партнерами позволяет достичь договоренности об условиях и сроках поставки.
Большое значение имеет информация и при транспортировке продукции. На основе имеющихся данных предприятие имеет возможность определить тип и вид транспортного средства, соответствующего перевозимому грузу, выбрать экспедиционную фирму с оптимальными тарифами. Крайне важна здесь нормативно-правовая информация, так как все виды перевозок, как внутренних, так и внешних, подчиняются целому ряду законодательных актов. Кроме того, наличие информации о перевозимом грузе позволяет создать оптимальные условия для его транспортировки, грамотно организовать погрузочно-разгрузочные работы. Сопоставление товаросопроводительной документации с информацией о фактическом состоянии груза в момент прибытия дает основания для предъявления претензий и др.
При организации систем складирования используют данные экономических расчетов о развитии складской сети; нормативные, санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к организации складских процессов. Кроме того, своевременно полученная информация о фактическом состоянии запасов способствует расчету оптимального количества запасов, а также созданию условий для обеспечения их сохранности, предотвращения хищений и порчи товара.
При работе с покупателями задача информации - создать представление о потенциальном рынке сбыта и каналах распределения готовой продукции.
38. Логистические информационные системы
Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 54).
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
♦ техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
♦ информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
♦ математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами.
Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах — это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. "Информационно-техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для их обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения".
Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками
Виды информационных систем в логистике
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран (рис. 55).
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:
♦ плановые;
♦ диспозитивные (или диспетчерские);
♦ исполнительные (или оперативные). Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.