Роль посредников в распределительной логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «распределение» среди зарубежных логистов получило широкое распространение в конце 1950-х и в 1960-х гг., в то время когда дефицит товаров сменился их избытком. В этот период распределение часто понималось как синоним маркетинга, что нередко приводило к терминологической путанице. Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М.Е. Залманова как упаковку продукции, экспедирование, управление сбытом и транспортировкой.

Файлы: 1 файл

Понятие.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

       з) форсированное создание разветвленной сети торгово-посреднических фирм, активно участвующих в развитии товарных рынков, оказывающих информационно-рекламные, транспортно-экспедиторские, внешнеэкономические, производственные и другие инфраструктурные услуги товаропроизводителям и другим оптовым покупателям товаров производственного и личного потребления.

       Посредник – это физическое или юридическое лицо, способствующее установлению деловых связей между производителями продукции, продавцами ценных бумаг, с одной стороны, и потребителями – с другой. Институт посредничества распространен в торговле, страховании, на рынке продукции, транспорта и т.д. Таким образом, сущность посредничества в общем виде заключается в том, что юридические или физические лица выполняют действия, направленные на установление связи между двумя сторонами с целью совершения сделки.

       Более половины товарного обмена совершается  при содействии независимых от производителей и потребителей товаров торговых фирм, лиц и организаций. Обращение товаров в значительной степени обеспечивается торговыми фирмами, лицами и организациями, стоящими между производителями и потребителями товаров. С коммерческой точки зрения к ним всем вполне применимо понятие «торговые посредники».

       Сегодня в России посредническими услугами занимаются многие компании. В нашей  стране эта сфера деятельности законом  не контролируется. Фирмы сами определяют вознаграждение за работу, что приводит к большим наценкам на продукцию, в итоге страдают как производители, так и потребители. Своей точкой зрения делится президент российской Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков.

       По  словам эксперта, между производителем и потребителем должна быть налажена прямая связь, которая с появлением и процветанием посреднической деятельности была практически утрачена. Многоступенчатость посреднических услуг - это настоящий бич нашей экономики. Например, в России более 2 тысяч дистрибьюторов лекарств, в то время как в Англии и во Франции их единицы. Проходя через многие звенья посреднической системы, включая и фирмы однодневки, цены на лекарства становятся гораздо выше их стоимости.

       Вторая  проблема, по мнению Евгения Примакова, - это демонополизация посреднической деятельности. Отсутствие конкурентов приводит к резкому повышению цен на товары и услуги за счет потребителей. Доля оптовой наценки на поступающие в розничную торговлю товары составляет в России 8-10 %, в то время как на развитых рынках - 1-3%. Третья проблема, к которой хотел бы привлечь внимание Евгений Примаков, - государственное урегулирование. Он заявил, что России необходим закон о посреднической деятельности, который урегулирует эту сферу и закрепит основные принципы работы посредников. [17] 
 
 
 
 
 

       2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ 
 

       Организационные формы торговых посредников выделяются в зависимости от того, обособляются ли они от производственных предприятий  экономически и приобретают ли они право собственности на товар при выполнении посреднической деятельности. В связи с этим все многообразие торговых посредников можно привести к нескольким типовым организационным формам (табл. 1). [3] 

       Таблица 2 – Классификация торговых посредников

                                                                                                        

Признаки  классификации и  классификационные  элементы
 
 
Отношение к праву собственности на товар
Экономическая обособленность от производственных фирм-изготовителей  и потребителей
Посредники-представители  производственных предприятий  
Независимые посредники
1. Посредники, приобретающие право  собственности на товар  
-  
 
Дистрибьюторы;

Дилеры

2. Посредники, приобретающие частичное  право собственности на товар Сбытовые филиалы  производственных предприятий Комиссионные  фирмы (комиссионеры);

Агентские фирмы (агенты)

3. Посредники, не приобретающие право  собственности на товар Брокерские  представительства Брокерские  фирмы (конторы) или просто брокеры
 

       Согласно  приведенной классификации, к первой группе относятся такие независимые посредники, как дистрибьюторы и дилеры.

       Дистрибьюторы – это независимые оптовые  посредники, которые приобретают товары за свой счет, и получают право собственности на него. Содержание их деятельности определяется тем, располагают ли они складскими площадями. Следовательно, они делятся на две категории:

       а) Дистрибьюторов, которые не имеют склада (не арендуют), - оптовых маклеров, специализирующихся на транзитных поставках. Они характеризуются узким профилем деятельности, работают с крупногабаритными грузами, весьма трудоемкими.

       б) Дистрибьюторов, имеющих склад, - дистрибьюторов регулярного типа. Как и оптовые маклеры, они покупают товар за свой счет, принимая на себя риск, вызванный его обесцениванием, порчей, моральным старением, но в отличие от оптовых маклеров хранят товары, избавляя тем самым своих поставщиков и покупателей от необходимости содержания складских запасов.

       Они выполняют важную функцию преобразования промышленного товара в торговый в соответствии с потребностями заказчика, занимаются транспортными операциями, предоставляют кредит, осуществляют рекламу.

       Как независимые оптовые посредники, приобретающие товар за свой счет и получающие полные права собственности, действуют и дилеры: юридические и физические лица. Дилеры следуют интересам покупателей. В работе с продавцами они могут предоставлять информацию о рынке товаров, оказывать услуги по рекламе и техническому обслуживанию реализуемой продукции. Товар приобретается ими у производителя по договору. После оплаты конкретной поставки дилер становится ее полным собственником, а его отношения с производителем по соответствующему договору прекращаются. Как организуются в дальнейшем отношения дилера с потенциальными покупателями, и на каких условиях он обеспечит сбыт приобретенного им товара – это его собственное дело и его собственный риск. Для продления своих отношений с производителем дилер должен заключить новый договор поставки.

       В последнее время вследствие стремления поставщиков, особенно крупных придать сбыту известную стабильность, определенность и сформировать вертикальные каналы распределения, отношения их с дилерами претерпевают трансформацию, заключающуюся в предоставлении дилерам тех или иных привилегий.

       Эксклюзивные  дилеры обладают исключительными правами по реализации продукции производителя и являются его единственными представителями в объявленном регионе.

       Авторизованные  дилеры отвечают перед потребителем за проданную ими продукцию, но не являются единственными представителями производителя и работают обычно по принципам. Это значит, что такой дилер заключает с производителем договор на условиях франшизы.

       Ко  второй группе торговых посредников  относятся комиссионеры и агенты. Комиссионеры осуществляют реализацию различного имущества, принадлежащего физическим или юридическим лицам. Посредник (комиссионер) от своего имени, но за счет физического или юридического лица (комитента) продает принадлежащие последнему товары. Комиссионер получает от комитента вознаграждение в процентах от выручки за проданный товар. Если поставщик отгрузил товары, качество которых не соответствует стандартам, техническим условиям или условиям договора поставки, то покупатель вправе принять такие товары (продукцию) для реализации на комиссионных началах. [15]

       Они располагают не только конторой и  складскими мощностями для приемки, хранения и обработки товара. Комиссионеры под свою ответственность кредитуют  покупателей и могут предоставить дополнительные услуги: дают информацию о конъюнктуре рынка, оказывают помощь в заключении договоров с транспортными организациями, осуществляют контроль за качеством товара, выполняют сортировку и раскрой товара.

       Агенты  не получают полного права на товар, а осуществляют лишь одно правомочие собственника – распоряжение. Они устанавливают длительные отношения с продавцами, ведут операции за свой счет. Агенты располагают только конторами и не занимаются хранением и доработкой товаров. Производитель может использовать агента и представительства его фирмы в определенном районе для продажи части продукции. Небольшие производственные фирмы часто поручают агентам сбыт всей их продукции и предоставляют самостоятельность в согласовании условий обмена. С точки зрения сферы деятельности логистики, можно выделить агента по снабжению, промышленного агента и сбытового.

       Агент – посредник, совершающий за вознаграждение по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени и за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Агентский договор (договор агентирования) может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия. Если иное не предусмотрено агентским договором, то агент вправе в целях исполнения договора заключать субагентсткий договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В странах ЕС основные права и обязанности коммерческого агента, порядок заключения договора агентирования определяются директивой Совета министров ЕС№86/653 от 18 декабря 1986 года.

       Агент по снабжению – это сотрудник предприятия, в обязанности которого входит размещение заказов на сырье, материалы, работы и услуги, необходимые предприятию; проверка обоснованности заявок на материальные ресурсы, поступивших от подразделений предприятия; установление контактов с поставщиками по вопросам цены и сроков поставки, отбора образцов приобретаемых сырья, материалов, и др. на испытание; участие в определении формы материально-технического обеспечения (транзитная поставка, объявление торгов и др.) и в организации учета работ, связанных материально- техническим обеспечением; участие совместно с сотрудниками других отделов в претензионно-исковой работе, визирование платежных документов; принятие мер по ускорению прохождения заказа  др.

       Агент промышленный агент, заменяющий собственный сбытовой аппарат промышленных предприятий, но получающий при этом не заработную плату, а комиссионное вознаграждение. Агент промышленный принимает участие в реализации только части продукции поставщика, его деятельность ограничена определенным районом.

       Агент сбытовойагент, работающий с небольшими промышленными предприятиями в продолжении длительного периода, занимающийся сбытом их продукции и заменяющий собой сбытовой аппарат этих фирм. Агенты сбытовые имеют большие права в определении условий купли-продажи, чем агенты промышленные.

       Брокер  – это посредник, осуществляющий заключение сделок между покупателями и продавцами на биржах, фрахтовых  рынках и т.п., действующий от имени  и за счет принципала. Брокеры выступают  «чистыми» посредниками, так как  обычно не имеют в своем распоряжении товаров. Вознаграждение брокера (брокераж, куртаж) обычно представляет собой определенный процент от реализованных с его помощью товаров, ценных бумаг, различных услуг; может также выплачиваться в виде фиксированной суммы.

       Брокеры выступают как оптовые посредники, которые не приобретают право собственности на товар. Отличительная их черта – специализация на осуществлении информационных контактных функций. Их полезность заключается в детальном знании рынка, широких деловых связях, способности оперативно выполнять поручения. Брокерам предоставляются определенные полномочия на заключение отдельной сделки. В частности они должны выполнять указания своего клиента о количестве, качестве, цене товара, который им следует продать или купить. Брокеру может быть поручен контроль над исполнением сделки; за дополнительное вознаграждение он принимает на себя делькредере. Делькредере – принятие на себя агентом ручательства за выполнение третьим лицом договорных обязательств (например, обязательств по поставкам).  В случае нарушения третьим лицом своих обязательств агент отвечает перед своим принципалом в пределах ответственности третьего лица. За делькредере агент получает дополнительное вознаграждение. Брокеры обычно специализируются на совершении посреднических операций по купле-продаже ограниченного числа наименований товара (чаще всего биржевых и аукционных). Брокеры действуют в отечественной практике, как независимые оптовые посредники, так и посредники – представители производственных предприятий.

       Привлечение посредников имеет целью повышение  экономичности торговых операций. Несмотря на выплату им вознаграждения, экономичность  операций повышается за счет следующих  факторов:

Информация о работе Роль посредников в распределительной логистике