Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:15, курсовая работа
Понятие «распределение» среди зарубежных логистов получило широкое распространение в конце 1950-х и в 1960-х гг., в то время когда дефицит товаров сменился их избытком. В этот период распределение часто понималось как синоним маркетинга, что нередко приводило к терминологической путанице. Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М.Е. Залманова как упаковку продукции, экспедирование, управление сбытом и транспортировкой.
1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ
ЛОГИСТИКИ
Понятие «распределение» среди зарубежных логистов получило широкое распространение в конце 1950-х и в 1960-х гг., в то время когда дефицит товаров сменился их избытком. В этот период распределение часто понималось как синоним маркетинга, что нередко приводило к терминологической путанице. Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М.Е. Залманова как упаковку продукции, экспедирование, управление сбытом и транспортировкой.
Исходя из этого рассмотрим коммерческое, канальное и физическое распределение:
Для
практического выполнения операций
по физическому распределению
В логистике выделяют три вида распределения продукции:
Распределительная логистика – процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли коммерческими структурами. Таким образом, логистика представляет собой деятельность, связанную с планированием, контролем и управлением транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.
Особенностями распределительной логистики являются подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок; системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Объектом
изучения в распределительной логистике
является материальный поток на стадии
движения от поставщика к потребителю,
а предметом – рационализация
физического продвижения
Материальный поток начинает свое движение либо от источника сырья, либо от производственного предприятия или распределительного центра и поступает, соответственно, либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным. Производственное потребление – это использование материальных ресурсов на производственные нужды. Непроизводственное потребление – это использование товаров на личное потребление и потребление населением в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
Поставщик и потребитель материального потока представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом, или каналом распределения.
Логистическим каналом называется частично упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента), до ее конечных потребителей.
По
числу промежуточных
На
рис. 1 приведены каналы распределения
различной протяженности. [11]
Рисунок 1 – Каналы распределения товаров
разных уровней
С
другой точки зрения, каналы распределения
классифицируются на горизонтальные и
вертикальные. Горизонтальные каналы
образуются независимыми друг от друга
производителями и посредниками. Каждое
звено горизонтального канала представляет
собой юридическое лицо, работающее за
свой страх и риск и стремящееся максимизировать
собственную прибыль. Это иногда может
привести к снижению общей прибыли всей
системы, что противоречит концепции логистики.
Вертикальные каналы распределения —
это каналы, состоящие из производителя
и одного или нескольких посредников,
действующих как одна единая система (рис.
2) [11]. Вертикальные каналы распределения
состоят из звеньев, между которыми устанавливаются
те или иные взаимосвязи. Самой распространенной
является ситуация, когда один из участников
канала распределения является собственником
остальных. В этом случае среди участников
процесса распределения устанавливаются
иерархические отношения соподчинения,
и весь канал может функционировать как
единое целое. [6]
Рисунок 2 – Вертикальный канал распределения
Выделяют два основных типа каналов распределения: прямой и косвенный. Прямой канал - продажа товаров производителя напрямую от производителя к потребителю, минуя посредников. Косвенный канал - канал распределения товаров от производителя к потребителю с участием посредников.
Каждый из типов каналов распределения имеет свои достоинства
и недостатки,
которые отображены в табл. 1.
Таблица
1 – Достоинства и недостатки
различных каналов сбыта
Виды | Достоинства | Недостатки |
Прямой канал сбыта | ||
- заказы
по почте;
- продажи по телефону; - продажи по каталогу; - личные продажи; -собственная розничная сеть. |
- простая
структура распределения, - отсутствие
необходимости делиться - возможность
непосредственного общения с |
- сложность
организации (включая |
Косвенный канал сбыта | ||
- короткий
канал, если имеется только
одно звено между - длинный канал, если наряду с розничным торговцем в цепочке появляется оптовик. |
- обеспечение
широты охвата аудитории (это - увеличение скорости оборота и валового дохода; - специализация: каждый участник канала товародвижения выполняет свою функцию. |
- отсутствие
контроля за каналом распределения,
слабая возможность контролировать цены
и условия продаж, зависимость от посредников;
- отсутствие возможности прямого общения с покупателями. |
Организация какого-либо канала для распределения конкретной продукции включает в себя определение его структуры и уровня, а также видов посредников и их взаимосвязей.
Для России каналы распределения с привлечением посредников наиболее актуальны, хотя бы в силу огромной территории, которую весьма не просто освоить самостоятельно.
К факторам, обуславливающим экономический эффект от использования посредников относят:
а) уровень профессиональных знаний, умений и навыков в области организации продвижения товаров от производителя к потребителям, которые можно приобрести, занимаясь только одной посреднической деятельностью, не отвлекаясь на производство;
б) накопленные базы данных и знаний о конъюнктуре рынка, где производится сбыт продукции;
в) наличие финансовых ресурсов, задействованных в сфере сбыта;
г)
наличие материальной базы (помещение,
оборудование, транспортные средства),
задействованной в сфере сбыта.
2 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ
2.1
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПОСРЕДНИКОВ
В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Современный
бизнес с его высоким уровнем
специализации, как правило, приводит
к необходимости использования
в распределительных каналах
фирмы логистических
а) функции (операции) физического распределения;
б) функции обмена (купли-продажи);
в) поддерживающие функции (стандартизация качества, дистрибьюции, финансирования, информационной поддержки, страхования рисков и т.п.).
Посредниками в операциях физического распределения являются различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, компании физического распределения, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке готовой продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Логистические операции, относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговыми посредниками.
Среди посредников в дистрибьюции, выполняющих поддерживающие функции, можно назвать предприятия и учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры и компании и т.п.), предприятия информационного сервиса (информационно-диспетчерские центры, вычислительные центры коллективного пользования, предприятия связи и телекоммуникаций), страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации.
Центральное
место среди логистических
С точки зрения логистики, именно посредники обеспечивают оптимальную систему товаропотоков, используя рыночный механизм саморегулирования. Посредничество осуществляет интерфейс (сопряжение) оптовых продавцов с оптовыми покупателями: для товаропроизводителей поставки могут выполняться с учетом их режима производственного материалопотребления, а для розничных продавцов – с учетом изменения покупательского спроса.
Посредники в системе логистического товародвижения выполняют ряд очень важных функций:
а) исследовательская работа – сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
б) стимулирование сбыта – создание и распространение информационных коммуникаций о товаре;
в) установление контактов – налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
г) приспособление товара – подгонка товара под требования покупателей (это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка);
д) проведение переговоров – попытки согласования цен и прочих условий для последующего акта передачи собственности или владения;
е) организация товародвижения – транспортировка и складирование товара;
ж) финансирование – изыскание и использование средств для покрытия издержек деятельности по доставке товара для потребителей;
Информация о работе Роль посредников в распределительной логистике