Контрольная работа по «Риторике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

Невербальное общение — вид межличностного взаимодействия, выражающийся в общении посредством неязыковых средств. Оно включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальное общение играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными.
Считается, что в процессе общения небольшое количество информации передается вербально. Около 80 % информации мы получаем с помощью невербальной коммуникации.

Оглавление

б) Особенности невербального общения. 3
в) Культура и культурность. Модели культурного человека 9
1. Выберите правильный ответ 14
2. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Сделайте необходимую правку. 14
3. Найдите случаи речевой избыточности. Определите её тип. Сделайте её стилистическую правку. 15
4. Из газетных заголовков и отрывков выпишите антонимы, в том числе контекстуальные. 16
5. Выберите правильный пароним. 17
6. Найдите ошибки в употреблении фразеологического оборота, сделайте стилистическую правку предложения. 18
7. Исправьте ошибки в следующих предложениях. 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 1.docx

— 55.71 Кб (Скачать)

Всякий человек есть человек определенной культуры. Но значит ли это, что он — культурный человек? Об этом размышляли давно. И построили даже своеобразные “ модели” культурного человека. Они были различными в разные времена, но многое их и объединяло.

Первой в истории моделью культурного человека считается античная, или платоновская модель. Существовала она примерно в одно время с древнекитайской, конфуцианской моделью (Платон и Конфуций, как известно, — это античный и древнекитайский мудрецы примерно V—IV вв. до н. э.).

Согласно этому, столь древнему, представлению, культурным следует считать, прежде всего, — образованного человека. Человека, способного к длительному и целенаправленному образованию. Это дано далеко не всякому человеку, поскольку предполагает предрасположенность к тяжелому умственному труду. В этом – и некоторая избранность, неординарность культурного человека.

Второе: культурный человек внутренне организован, собран. Древние вообще очень ценили умение владеть собой. Они говорили: владеющий собой выше завоевателя города. Только человек, способный к самообладанию, владеющий собой может стать правителем, считали они. Правда, стоит оговориться, что подобные рекомендации мудрецов никогда не проводились в жизнь; правители были людьми преимущественно других достоинств, а образованные люди не стремились к управлению. Позднее эта идея была заменена другой: культурные люди должны окружать правителя. Однако на практике это тоже не реализовывалось или же кончалось довольно плачевно: в своих неудачах правители винили советников и казнили их.

И вот третья важная черта культурного человека, по мнению древних: нравственность. Культурный человек не может быть безнравственным.

Таково исторически первое представление о культурном человеке.

Исторически вторая модель культурного человека соответствовала эпохе формирования европейской культуры. Ее культурный феномен — человек эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.). Это гуманистическая модель. Она предполагала резкое расширение сфер интересов человека, выход его на политическую арену. Человек не только стремится к знанию, но занимается общественной деятельностью. Знание делает его свободным от религиозной или иной зависимости.

Вообразить себе культурного человека того времени поможет фигура Леонардо да Винчи. Этот великий итальянский художник поражал своей разносторонностью даже современников, хотя в эпоху Возрождения многие мастера занимались разнообразной творческой деятельностью. Леонардо не только был живописцем, но и скульптором, архитектором, а также анатомом, физиком, математиком, естествоиспытателем в широком смысле слова, инженером. Он был сильным и ловким, статным и красивым, превосходным наездником. Он был музыкантом и исполнял песни, сложенные им, под аккомпанемент им же сконструированной лютни. Это ученый-экспериментатор и несравненный собеседник. Одним словом Homo universale эпохи Возрождения [13, с. 124].

Новое время (XVII в.) характеризуется и новой (третьей) моделью культурного человека. К обязательному требованию образованности добавляется весьма существенное: специализация в какой-то области знаний. Эта тенденция реально отражала процесс разделения труда, и модель человека этого периода получила название Homo faber.

Наконец, наше время тоже явилось важной вехой на пути построения моделей культурного человека и сформировало четвертую модель. Оно выдвинуло свое требование: культурный человек - тот, кто способен не только к проявлению национальных чувств, но и владеющий планетарным мышлением.

Человек не может замыкаться на своей частной жизни, быть представителем только одной культуры. Он не может предпочитать, ставить выше других какую-то из религий, наций, партий. Человек не должен забывать, что, прежде всего, он — человек планеты, всей Земли, он должен знать и уважать иные культуры. Чтобы быть культурным, недостаточно только специального знания, но нужно комплексное знание: экологии, политики, психологии, этики. Нужно умение подойти к проблеме со всех сторон, разных точек зрения; нужно знание языков, на которых говорят другие люди планеты.

Мы говорим об одной очень актуальной и важной вещи. В наше время необычайно возросла ответственность людей за судьбу планеты. В руках современного человека оказались мощные технические силы, воздействующие на экологический комплекс, представляющие опасность для самой жизни на Земле. Поэтому немаловажно, в чьих руках эти силы.

Важнейшим для нашего времени является требование культурного плюрализма. Человек стоит перед альтернативой гибели или развития цивилизации и культуры.

Таким образом, мы получили своеобразную схему исторических моделей культурного человека. Она включает в себя четыре ступени формирования представлений о культурном человеке.

Первая – античная, платоновская модель. Согласно этой модели, культурный – значит образованный, склонный к рациональному знанию, человек. Эта модель дополнялась моделью, сформировавшейся на Востоке, в Китае, - конфуцианской. Согласно ей, культурный человек – это человек, следующий нравственным правилам и, прежде всего, - «не делай другому того, чего не желаешь себе».

Вторая – модель человека эпохи Возрождения. Она вошла в историю культуры как гуманистическая модель культурного человека. В это время оказалась особенно востребованной широкая и всесторонняя развитость, эрудированность, противостояние религиозной косности и догматизму, культурный универсализм.

Третья – модель человека Нового времени, когда ценился профессионализм, мастерство человека. Эта модель человека-мастера.

Четвертая – модель человека современного (ХХ – ХХI в.в.), когда на первое место вышли такие черты человека как способность к культурному плюрализму и толерантности, т.е. к терпимости по отношению к иной культуре и ее традициям, способность к взаимодействию в конфликтной ситуации и т.п. [23, с. 194].

 

1. Выберите правильный  ответ: порядковый № цифры «а» или «б».

1. а, 2. А, 3. б, 4. б, 5. б, 6. б, 7. б, 8. а, 9. б, 10. А  11. А / б, 12. б, 13. б, 14. б, 15. б, 16. а, 17. а, 18. а, 19. б, 20. а.

1.а) апострОф б) апОстроф

2.а) аcимметрИя б) аcиммЕтрия

3. а) блАгoвеcтить б) благовестИть

4. а) брелoкА б) брелОка

5. а) вАловой б) валОвой

6. а) вручИшь б) врУчишь

7. а) газопрОвод б) газопровОд

8. а) давнИшний б) дАвнишний

9. а) дОговор б) договОр

10. а) дОмен б) домЕн

11. а) мастерскИ (Как свойственно мастеру) б) мАстерски (как характерно для него)

12. а) маркИровать б) маркировАть

13. а) обнЯл б) Обнял

14. а) премИрование б) премировАние

15. а) предвocхИтить б) предвocхитИть

16. а) страхОвщик б) страховщИк

17. а) украИнский б) укрАинский

18. а) ходАтайство б) ходатАйство

19. а) черпАть б) чЕрпать

20. а) щавЕль б) щАвель

 

2. Найдите случаи нарушения  лексической сочетаемости. Сделайте  необходимую правку.

1. Текст написан очень понятливым языком. - Текст написан очень понятным языком. 2. Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии. - Мы старались избегать разговоров о вчерашнем происшествии. 3. Знаете ли вы, что большинство времени ресурсы компьютера используются менее чем на 5%? - Знаете ли вы, что большая часть времени ресурсы компьютера используются менее чем на 5%? 4. Как уделить внимание девушке? - Как уделять внимание девушке? 5. Большую роль имеет хороший аттестат. - Большую роль играет хороший аттестат. 6. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению. - Выгода массового производства блюд промышленными методами заключается в их удешевлению. 7. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. - Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия старания.

 

3. Найдите случаи речевой  избыточности. Определите её тип. Сделайте её стилистическую правку.

1. Были получены результаты, близкие к результатам, полученным  на модели корабля. - Были зафиксированы результаты, близкие к полученным на модели корабля. Плеоназм

2. Спортсмены завода не  могут похвастаться спортивными  достижениями. - Спортсмены завода не могут похвастаться своими достижениями в соревнованиях. Тавтология: немотивированное повторение в предложении однокоренных слов

3. В ледяной холод и  стужу Павел работает на этой работе стройки узкоколейки. - В ледяной холод Павел работает на стройке узкоколейки. Тавтология: немотивированное повторение в предложении однокоренных слов

4. Когда люди сотрудничают  и вместе работают, они должны  взаимно уважать друг друга, быть  взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. - Когда люди сотрудничают, они должны уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. Плеоназм

5. Она плакала горючими  слезами и не спешила вытирать  слёзы. - Она плакала горькими слезами и не спешила вытирать их. Употребляется слово с неправильным значением, повторение одного и того же слова.

6. Если у индивидуального предпринимателя произошло изменение любых сведений, содержащихся в Государственном реестре ИП, он обязан сообщить об этих изменениях в регистрирующий орган (ФНС). - Если у индивидуального предпринимателя произошло изменение любых данных, содержащихся в Государственном реестре ИП, он обязан сообщить об этом в регистрирующий орган (ФНС). Тавтология: повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового

7. В июне месяце уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в-июле еще ниже - до 95%. - В июне месяце уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле - до 95%. Тавтология: немотивированное повторение в предложении однокоренных слов

 

4. Из газетных заголовков  и отрывков выпишите антонимы, в том числе контекстуальные.

1. География - разная, биографии схожие. 2. Смотрят глаза, но видит Мозг. 3. И дольше века длится день. 4. Плохая вода из-за хорошей памяти. 5. Звезды на небе, а мы на земле. 6. Ограбь бедного, чтобы прокормить богатого. 7. Ретро и модерн рядом. 8. Кадет кадету – друг, товарищ и брат.

Разный – схожий

Смотреть – видеть (контекстуальные)

Плохой – хороший

Небо – земля

Бедный – богатый

Ретро – модерн

 

5. Выберите правильный  пароним.

1. (Вздох-вдох) сожаления, грусти и ужаса, но глубокий (вдох-вздох) свежего воздуха. - Вздох сожаления, грусти и ужаса, но глубокий вдох свежего воздуха 2. Анжелина, считала, что ночью одной ходить (боязливо-боязно), поэтому всегда возвращалась домой не позже девяти. - Анжелина, считала, что ночью одной ходить боязно, поэтому всегда возвращалась домой не позже девяти. 3. (Вражески-Враждебно) настроенные друг к другу соседи часто ссорились из-за того, что один был поклонником тяжёлого металла, в то время как другой являлся любителем поп-музыки. - Враждебно настроенные друг к другу соседи часто ссорились из-за того, что один был поклонником тяжёлого металла, в то время как другой являлся любителем поп-музыки. 4. Наш дедушка был крайне жестким человеком и похоже, что никогда не испытывал трепетных чувств, поэтому все говорили, что у него было (каменное-каменистое) сердце. - Наш дедушка был крайне жестким человеком и похоже, что никогда не испытывал трепетных чувств, поэтому все говорили, что у него было каменное сердце. 5. Сегодня целый день лило как из ведра и было ужасно холодно, поэтому мне пришлось (одеть-надел) куртку, иначе мама бы не отпустила бы меня на улицу. - Сегодня целый день лило как из ведра и было ужасно холодно, поэтому мне пришлось одеть куртку, иначе мама бы не отпустила бы меня на улицу. 6. У него все валилось из рук и было похоже, что он абсолютно не может ни с чем справиться, зачем к нам в сотрудники пришёл такой (невежа-невежда), все задавались этим вопросом. - У него все валилось из рук и было похоже, что он абсолютно не может ни с чем справиться, зачем к нам в сотрудники пришёл такой невежа, все задавались этим вопросом.

 

6. Найдите ошибки в  употреблении фразеологического  оборота, сделайте стилистическую  правку предложения.

1. Когда любовь шепчет, мозг замолкает. - Когда любовь говорит, мозг замолкает.

2. Всего хорошего, до новых свиданий. - Всего хорошего, до новых встреч.

3. Я привык отдавать себе полные отчеты. - Я привык отдавать себе полный отчет.

4. Он постоянно сидит, сложив руки. - Он постоянно сидит, сложа руки.

5. Ну, хоть бейся об стенку. - Ну, хоть бейся головой об стенку.

6. Больше месяца подросток терпел, испытывая танталовые муки. - Больше месяца подросток терпел, испытывая танталовые муки.

 

7. Исправьте  ошибки в следующих предложениях.

1. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина первое место заняла спортсменка с результатом сто двадцать пять целых пятьдесят пять сотых балла. 2. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин. - На автобусной остановке стояло четверо мужчин и две женщины. 3. У голубя оказались кольца на обоих лапах. - У голубя оказались кольца на обеих лапах. 4. Она владеет несколькью европейскими языками. - Она владеет несколькими европейскими языками. 5. Поезд прошел более полуторосот километров. - Поезд прошел более полутораста километров. 6. Пятеро волков смотрели на него голодными глазами. - Пять волков смотрели на него голодными глазами. 7. Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд. - Спортсменка пробежала двести метров за одиннадцать целых четыреста восемьдесят девять тысячных секунды. 8. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям! - Двадцать пять лет своей жизни она посвятила детям! 9. Электорат собрался в большой очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам! – Избиратели выстроились в большую очередь за бюллетенями уже к двенадцати часам! 10. В финал вышло пятеро претенденток на медаль. - В финал вышло пять претенденток на медаль. 11. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. - Влажность воздуха составляет семьдесят шесть целых пять десятых процента. 12. Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на бытовую технику! - Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супернизкие цены на бытовую технику! 13. Людей, приезжающим на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине. - Людей, приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине. 14. Выходец из России, этот колоритный человек окончил медицинский факультет, хотя врачом никогда не работал, был необыкновенно богат и хлебосольный. - Этот колоритный человек был выходцем из России, необыкновенно богатым и хлебосольным; он окончил медицинский факультет, хотя врачом никогда не работал.

Информация о работе Контрольная работа по «Риторике»