Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 01:02, контрольная работа

Краткое описание

1.Что такое риторика?
Риторика – это искусство красноречия.
2.Как зовут известных греческих и римских ораторов?
Наиболее известными древнегреческими ораторами были Платон, Перикл, Аристотель, Демосфен. Из ораторов Древнего Рима наиболее известен Цицерон.

Файлы: 1 файл

1281 Риторика Контрольная.docx

— 50.67 Кб (Скачать)

                            Тема: «История риторики» 

                                         задание №1

1.Что такое риторика?

Риторика – это искусство  красноречия.

2.Как зовут известных греческих  и римских ораторов?

Наиболее известными древнегреческими ораторами были Платон, Перикл, Аристотель, Демосфен. Из ораторов Древнего Рима наиболее известен Цицерон.

3.Какова структура античной  риторики?

Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского  искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики.

4.В чем особенность развития  риторики в средние века?

Важнейшее приобретение риторики в средние века – это умение завладеть чувствами и сознанием  людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность  ораторской речи в этот период характеризовалась  именно этими умениями проповедника. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы  и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский и другие.

С появлением средневековых  университетов в 11-12 веках зарождается  университетское красноречие. Оно  было шагом вперед по сравнению с  богословской риторикой, обращено к  явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания, но все  еще слишком много схоластики. Исторический опыт средневековья еще  раз подтверждает, что ораторское искусство может развиваться  лишь при наличии свободы слова, свободного обмена мнениями, без чего любая речь тускнеет, гаснет.

5.Почему риторика практически  исчезла в Х1Х веке?

Развитие политического  и других видов красноречия и  романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского  искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

6.Почему возродилась риторика  в ХХ веке?

Интерес к риторике вспыхнул в середине ХХ века. Он объясняется  бурным развитием теории информации. К этому времени науки гуманитарного  круга стали остро нуждаться  в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания. Кроме  того, снова возник интерес к живому устному речевому общению.

7.Как развивалась риторика в  России?

До начала  XVII в. искусство  красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит  характерный для средних веков  неконфронтационный  характер, воплощается  преимущественно в гомилетике и  по этой причине вряд ли может рассматриваться  как главный объект изучения для  общей риторики, если понимать эту  науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.

 Обучение искусству  говорить ведется на основе  подражания образцам торжественного  и учительного красноречия, практические  же наставления разбросаны по  различным памятникам ("Пчела", "Домострой"). Первый переводной  учебник - книга Меланхтона (1620).

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник  состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "Об украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая "делам придает и прибавляет силы". В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.

К началу XVIII в. искусство  красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться  с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве").

Первой научной русской  риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое  руководство к красноречию" (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765).

Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются  симптомами приближающегося кризиса  общественной феодально-крепостнической  системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем Михаила  Михайловича Сперанского (1772-1839). Характерная  черта этого времени - нарастающий  интерес к конфронтационному  красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь  властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования.

Ответом на них служат "Правила  высшего красноречия" Сперанского, известные в рукописи, созданные  на основе лекционного курса, который  он читал в 1792 г. в Главной семинарии  при Александро-Невском монастыре  в Петербурге.

Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х  гг. в названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. При  этом вслед за революционно-демократической  критикой крупнейшие филологи - А. А. Потебня  и А. Н. Веселовский - провозглашают  основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном  аппарате нет механизма создания и усиления изобразительности, направленного  на раскрытие психологических компонентов  убеждающей речи. Престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет  конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в  золотой фонд русского ораторского  искусства входят речи известнейших юристов: Петра Акимовича Александрова (1838-1893), Сергея Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира Даниловича Спасовича (1829-1906),

Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами  виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого "парламентского" красноречия  в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы  увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в  Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели  этого института предлагают программы  курсов лекций по теории красноречия  и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие  исследования. Например, "Программа  курса лекций по истории красноречия/риторики", предложенная Энгельгардтом.

Тем не менее в последующие  годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью  помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки  оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов (1895-1969).

8.Как звали выдающихся русских  ораторов?

Александр Сергеевич Пушкин

Лермонтов Михаил Юрьевич

Ахматова Анна Андреевна

Цветаева Марина Ивановна

Гумилев Лев Николаевич

Есенин Сергей Александрович

9. Какие из положений античной риторики были освоены и развиты русскими риторами?

Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического  и судебного красноречия, силой  убедительности устного слова и  логической доказательностью своих  суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали  выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и  дипломатии.

Правильные ответы: №1,№3,№5,№6.

Тема: «Невербальные средства речевого воздействия»

задание №2

1.В чем разница между вербальными  и невербальными сигналами?

ВЕРБАЛЬНЫЕ  
1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях 
2. Составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.

3. Вербальные  высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. 
4. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ 

1. Обмен сообщениями о  том, что происходит «здесь  и сейчас», в рамках конкретной  ситуации, с людьми, вступившими  в непосредственное взаимодействие.

2. Невербальные сообщения  с трудом можно разложить на  отдельные единицы; их ядро  составляют самые разные движения  тела, лица, голоса, пространственных  перемещений и т. д.

3. Невербальное поведение  спонтанно, непроизвольные движения  преобладают над произвольными,  неосознаваемые над осознаваемыми.

4. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают  сами путем наблюдения, копирования,  подражания.

2.Какие функции выполняют невербальные  сигналы?

Социальное и психологическое  значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

3.Какие виды невербальных сигналов  выделяются?

Выделяют следующие виды невербальных сигналов:

.Сигналы внешности (одежда, прическа и т.д.)

.Язык телодвижений:

·Взгляд;

·Мимика;

·Жесты и позы;

·Осанка;

·Стойка;

·Посадка;

·Движение;

·Походка;

·Физические контакты;

·Манипуляции с предметами.

.Сигналы пространства:

·Дистанция;

·Горизонтальное расположение;

·Вертикальное расположение.

4.Как соотносится информативность  вербальных и невербальных сигналов?

Соотношение вербальных и  невербальных сигналов дает возможность  нам в получении какой либо информации.

5.Кто лучше распознает невербальные  сигналы – мужчина или женщина?

Невербальные сигнала  распознает лучше женщина.

6.Какая позиция усиливает коммуникативную  позицию человека?

Открытая

7.Влияет ли прическа, цвет волос,  силуэт говорящего на доверие  к этому человеку?

Влияет

8.Надо ли смотреть собеседнику  в глаза? Как? В каких случаях?

Надо. С заинтересованностью. По этикету положено смотреть в глаза  человеку когда ведёшь с ним беседу.

9.Перечислите открытые и закрытые  жесты и позы?

Открытые жесты.

Проявляются в не скрещенных и незамкнутых позициях рук и  ног, голова слегка приподнята, руки раскрыты и повернуты (хотя бы одна) ладонями вверх, если они находятся в движении, то эти жесты обычно плавные, округлые, мягкие. Взгляд открытый, часто сопровождается улыбкой.

Закрытые жесты.

Проявляются в виде скрещенных рук и ног, «поза замка», пальцы рук часть сжаты в кулак. Если человек сидит, то при этом откидывается назад, увеличивая тем самым дистанцию. Напоминает оборонительную позицию  боксера на ринге. Голова, чаще всего, опущена, взгляд исподлобья, руки могу располагаться как на виду, так и быть спрятанными (под столом, за миной, в карманах и т.д.). Часто сопровождаются настороженной или агрессивной мимикой (нахмуренные брови, складки и уголки у губ опущены вниз).

10. Что такое риторические жесты?  Почему они так называются? Для  чего они нужны?

Риторические жесты — это жесты, которые имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют или усиливают отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, подчеркивать коммуникативно значимое членение речи.

11. Как используется дистанция  для усиления коммуникативной  позиции?

Чем меньше дистанция, тем  сильнее коммуникативная позиция  говорящего.

12. Перечислите функции улыбки.

На Западе улыбка при приветствии  означает прежде всего вежливость приветствия. Улыбка у русских – сигнал личного расположения к человеку. В русском коммуникативном сознании существует императив: улыбка должна являться искренним отражением хорошего настроения и хорошего отношения.

 

№2

Прочитайте текст, дайте письменно  ответы на вопросы к тексту:

«Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться… - думал Кунин. – Как в Риме у св.Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота».

Но молитвенное настроение его  рассеялось в дым, когда отец Яков вошел в алтарь и начал обедню. По молодости лет, попав в священники прямо с семинарской скамьи, отец Яков не успел еще усвоить себе определенную манеру служить. Читая, он как будто выбирал, на каком голосе ему остановиться, на высоком теноре или жидком баске; кланялся он неумело, ходил быстро, царские врата открывал и закрывал порывисто… Старый дьячок, очевидно больной и глухой, плохо слышал его возгласы, отчего не обходилось без маленьких недоразумений.

(А.П.Чехов. «Кошмар».)

 

1. Чем был разочарован Кунин  во время богослужения?

Отсутствием величия, смирения и простоты в действиях отца Якова.

2. Почему быстрота и резкость  движений неуместны для священника?

Потому что они не соответствуют  величественности, возвышенности, набожности.

3. В каких еще случаях от  резких движений следует отказаться?

В случаях, когда надо продемонстрировать уверенность, величие, возвышенность, спокойствие, умиротворение.

4. Какие невербальные средства  обнаруживают неопытность священника?

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"