Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 01:02, контрольная работа
1.Что такое риторика?
Риторика – это искусство красноречия.
2.Как зовут известных греческих и римских ораторов?
Наиболее известными древнегреческими ораторами были Платон, Перикл, Аристотель, Демосфен. Из ораторов Древнего Рима наиболее известен Цицерон.
Резкость движений, неумелые поклоны, интонация, тембр голоса.
№3
Прочитайте текст и дайте письменно ответы на вопросы:
Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его черные глаза, словно горевшие безумием.
(Л.Н.Толстой. «День Петра».)
1. Какие жесты сопровождают
2. О чем свидетельствует каждый жест?
Кивок – приветствие.
Резко сдвинул в сторону бумаги – недовольство.
Забарабанил пальцами – нетерпение, раздражение.
Уставился взглядом – ожидание, недовольство.
№4
Прочитайте текст и дайте письменно ответы на вопросы:
Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней…
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
(Л.Н.Толстой. «Война и мир».)
1. В каких местах отрывка описывается информация, которая передается невербально. Как именно она передается?
Взгляд Марьи на Пьера, улыбка Пьера.
2. Есть ли в отрывке несоответствия между словами и невербальными средствами? Подтвердите текстом. Чем обусловлено это несоответствие?
Несоответствие между словами и невербальными средствами выражается в утвердительной фразе и одновременном наличие вопросительного рассеянного взгляда. Это несоответствие обусловлено необходимостью придерживаться правил этикета и несоответствующим настроением (психологическим состоянием).
задание №3
Тема: «Факторы эффективного вербального речевого воздействия»
№1
Дайте письменно ответы на следующие вопросы:
1. Каковы возможные цели общения?
- установить контакт
- передать (получить) информацию
- оказать воздействие
- согласование совместных действий
- передать (получить) эмоциональное состояние
2. Какое речевое воздействие можно считать эффективным?
Эффективным является такое речевое воздействие, которое приводит к достижению поставленной цели.
3. Объясните разницу между
Эффективное речевое воздействие
приводит к строго определенной поставленной
цели. В то время как результативное
речевое воздействие имеет
4. Какие основные
Плохие внешние условия (сильные посторонние шумы, погодные аномалии, постоянные обрывы телефонной связи и так далее).
Отрицательное отношение к собеседнику (на личной почве), к его деятельности или результатам его труда, к каким-то раздражающим его чертам характера или внешнего вида собеседника.
Принадлежность собеседников к разным языковым, культурным группам.
5. Что входит в нормы речевого этикета?
Приветствие, представление, ведение беседы, правила ведения телефонного разговора, прощание.
6. Из чего состоят нормы
Нормы культуры речи состоит из трех компонентов: нормативного, коммуникативного и этического.
7. Как установить благоприятный
для общения контакт с
Установить благоприятный контакт с собеседником, получить возможность эффективного общения помогают несколько правил:
- Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.
- Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.
- Будьте позитивны, открыты, доброжелательны и приветливы.
- Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Ведите беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке.
- Выразите словами одобрения и похвалы достоинства человека, с которым вы общаетесь.
- Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей, а постарайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать именно так. Не допускайте критики.
- Умейте поставить себя на место другого, чтобы понять его.
- Будьте внимательным слушателем, дайте человеку высказаться.
- Указывая на очевидные ошибки собеседника, начинайте разговор с подчеркивания положительных качеств. Делайте акцент на фактах, а не на личностных особенностях.
- Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить его самолюбия.
8. Каким содержанием должна быть наполнена речь, чтобы она была эффективной?
Понятное, лаконичное и четкое изложение информации.
9. Какие приемы усиления
Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.
Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
Показ практической значимости информации.
Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
Прием апелляции к собственным мыслям.
10. Что такое конкретизация
Конкретизация обобщенного слова (фразы) – это наполнение обобщенного, схематизированного образа некоего предмета или ситуации частными, конкретизованными признаками.
11. Каковы правила языкового оформления речи?
Краткость, организованность, избегание непонятных слов, выражение однозначных слов (фраз) во избежание недопонимания.
12. Что значит «фактор стиля общения»?
Фактор стиля общения – это привлекательность, притягательность собеседника, формирующаяся под влиянием внешних и внутренних факторов.
13. Каким должен быть объем сообщения?
Объем сообщения должен быть кратким, но целостным по структуре и содержанию.
14. Где должна быть в сообщении (высказывании) подана важная информация?
Важная информация должна содержаться в начале сообщения.
15. Каким образом адресат влияет
на эффективность речевого
Адресат влияет на эффективность речевого высказывания посредством собственной реакции на то или иное сообщение.
16. Почему нельзя давать советы, если вас не просят?
Потому что это вызывает отторжение и неприятие у собеседника.
17. Что такое индивидуализировать собеседника?
Индивидуализация собеседника — это способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.
Тема: «Телефонный разговор»
1. Какова структура телефонного разговора?
1. Приветствие + представление себя
2. Сообщение цели звонка
3. Вопрос о наличии времени на разговор
4. Обсуждение основной цели звонка
5. Резюмирование + прощание
2. Каким требованиям должен
Подготовка к разговору.
Время звонка.
Рекомендуемая продолжительность
телефонного разговора
Стиль телефонного общения.
3. Чего надо избегать в
- нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи
- не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера
- следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни
- недружелюбие, сухость в общении
- подчеркнутая краткость, граничащая с невежливостью
- нетерпение
- желание быстрее закончить разговор и положить трубку
- отсутствие обращения к собеседнику по имени-отчеству
- недостаточное участие в проблемах собеседника
- долгие паузы, связанные с поиском документов
Раздел 2. Задания к практическим занятиям
Занятие №1
№1. Вежливо откажитесь, развернуто мотивировав свой отказ.
1. Заходите ко мне сегодня вечером.
Спасибо за приглашение, но я сегодня еду к родителям.
2. Предлагаю вам вступить в нашу партию.
Благодарю за предложение, но я не разделяю некоторых положений вашей партии.
3. Купите мне, пожалуйста, по дороге хлеб.
К сожалению, я не могу выполнить вашей просьбы, потому что по дороге нет магазинов.
4. Одолжите мне пятьдесят рублей до понедельника.
Извините, но я не могу, так как сама ищу, у кого можно занять сто рублей до среды.
5. Присаживайтесь за наш столик.
Спасибо за предложение, но сейчас подойдут мои друзья, и нам всем не хватит места за вашим столиком.
6. Приглашаю вас сегодня в кино.
Благодарю за приглашение, но сегодня я уезжаю в командировку.
7. Приходите следующий раз со своим другом (подругой).
Мы бы с удовольствием пришли, но друг (подруга) уезжает за границу в отпуск.
8. давайте с вами выпьем.
Извините, но я не употребляю алкоголь принципиально.
9. Я приглашаю вас потанцевать.
Я с удовольствием с вами потанцевала бы, но у меня сломался каблук.
10. Одолжите мне на неделю тысячу рублей.
К сожалению, я не располагаю сейчас такой суммой.
11. Давай зайдем сейчас ко мне!
Извини, но я тороплюсь, у меня тренировки.
12. Дай мне на минуту свою ручку.
Извини, но я сейчас сама пишу.
13. Дай покататься на велосипеде!
Прости, но на велосипеде нужно заменить цепь.
14. Дай мне палатку и спальный мешок на выходные дни.
Извини, но я не могу, так как отдала их уже подруге, которая уехала с мужем на острова.
№2
Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы.
1. Здесь можно купить шапки, капоры, шляпы.
2. Улицы заполнились автобусами,
троллейбусами, грузовыми и
3. Здесь можно купить вино, коньяк, ликер.
4. На даче негде купить хлеб, чай, сахар, соль.
5. Летом надо больше есть помидоры, огурцы, зелень.
6. Люди стали намного больше платить за свет, воду, газ.
7. Здесь можно найти себе недорогие туфли, босоножки, ботинки, сапоги.
№3
Конкретизируйте (расширьте) фразу.
1. По пустынной улице рано утром бежал чем-то расстроенный человек.
2. На антикварном столе возле окна стояла расписанная гжелью ваза с первыми весенними цветами.
3. На последней ступеньке запустелой террасы с покосившимися перилами среди сухой листвы сидела маленькая лягушка, пригревшаяся в лучах осеннего солнца.
4. По безоблачному небу летел воздушный ярко-красный шар, то замирая в вышине, то резко срываясь вдаль под порывами холодного осеннего ветра.
5. Маленький соседский ребенок незаметно от мамы полез на дерево, желая достать оттуда жалобно мяукающего котенка, застрявшего в развилке.
6. Центральный нападающий местного футбольного клуба на последней минуте матча неожиданно забил решающий гол, тем самым принеся победу своей коменде.
7. Выйдя из ущелья, неожиданно мы увидели далеко внизу маленькую, но необычайно красочную долину, заполненную ярко-синими озерами, соединявшимися сетью речек, в обрамлении ярких цветов.
8. На нашей улице прямо под домом опять вырыли глубокую канаву, которая, скорее всего, будет мешать проходу жильцов на протяжении всего лета.
№4
Преобразуйте выражения в
1. Сказанное свидетельствует о…
Все, что было сказано, говорит о том, что....
2. Согласно заключению специалистов…
Специалисты поставили заключение о....
3. Считается целесообразным…
Важным можно считать....
4. Вследствие этого…
Результатом этого стало....
5. Подумать об обеспечении…
Подумать о возможности предоставить...
6. Наступило время преподнесения сувениров…
Пришло время дарить сувениры...
7. Распознавание предметов…
Узнать предметы...
8. Преподнесение нового материала…
Сообщение о новой информации...
9. Развивать стремление к…
Развивать желание сделать...
№5
Какие утверждения правильные?
Правильные ответы: № 2, 4, 6, 7, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 22.
№6
Сформулируйте ваш тезис для выступления на тему, выраженную в виде вопроса.
1. Что дает человеку образование?
Образование дает человеку прекрасную
возможность научиться