Контрольная работа по «Риторике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

Невербальное общение — вид межличностного взаимодействия, выражающийся в общении посредством неязыковых средств. Оно включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальное общение играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными.
Считается, что в процессе общения небольшое количество информации передается вербально. Около 80 % информации мы получаем с помощью невербальной коммуникации.

Оглавление

б) Особенности невербального общения. 3
в) Культура и культурность. Модели культурного человека 9
1. Выберите правильный ответ 14
2. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Сделайте необходимую правку. 14
3. Найдите случаи речевой избыточности. Определите её тип. Сделайте её стилистическую правку. 15
4. Из газетных заголовков и отрывков выпишите антонимы, в том числе контекстуальные. 16
5. Выберите правильный пароним. 17
6. Найдите ошибки в употреблении фразеологического оборота, сделайте стилистическую правку предложения. 18
7. Исправьте ошибки в следующих предложениях. 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 1.docx

— 55.71 Кб (Скачать)

 

 

ВАРИАНТ №1

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

б) Особенности невербального общения.

Невербальное общение — вид межличностного взаимодействия, выражающийся в общении посредством неязыковых средств. Оно включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальное общение играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными.

Считается, что в процессе общения небольшое количество информации передается вербально. Около 80 % информации мы получаем с помощью невербальной коммуникации.

Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербального общения выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и впоследствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично [10, с. 59].

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.  Общение как особого рода деятельность — это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).

Хотя вербальные символы — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения [22, с. 81].

Типы невербальной коммуникации

В невербальной коммуникации выделяют следующие типы:  

 – паралингвистика и экстралингвистика. К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации, определяющим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм и высоту звука.  Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п. 

– оптико-кинестетика – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию общения (жесты, мимика, взгляд, поза, покраснение и побледнение кожи). Мимика – движение лицевых мышц. Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость гнев, удивление, страх, грусть, огорчение) является профессиональным требованием для менеджеров, политиков, педагогов, всех, кто работает с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны рот и губы. Жест – это любое движение рук или кистей рук человека, которое он использует в качестве способа подчеркивания знания произносимых слов. Основная функция жестов – способствовать лучшему восприятию речи, уточнять и оживлять мысли. Они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные – заменяющие речь; описательные – их смысл понятен только при словах; жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. Визуальный контакт – визуалика или контакт глаз. Взгляд – комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, положение бровей, век, лба, длительность и непрерывности взгляда.

 1. Деловой взгляд – когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками.

 2. Социальный взгляд – когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми.     

 3. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия.

Пантомимика (кинесика) – совокупность жестов, мимики и более или менее устойчивого пространственного положения тела человека (позы).

– проксемика (наука о пространстве коммуникации).

Выделяют четыре основных дистанции общения: 1. Интимная зона (от 0 до 46 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона. 2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль — вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках. 3. Социальная, официально-деловая зона (от 1,2 до 3,5 метров). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем. Это зона делового общения, причем, чем больше расстояние между деловыми партнерами, тем более официальны их отношения.  4. Общественная, публичная зона (более 3,5 метра). Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. При таком общении человек должен следить за своей речью, за правильностью построения фраз [22, с. 84].

По расположению двух людей за столом можно судить о характере их общения. 1. Позиция углового расположения – наиболее благоприятна для общения ученика с учителем, руководителя с подчиненными, так как у обоих есть достаточный простор для обмена взглядами, жестикулирования. Угол стола служит успокоительным барьером, защищающим от неожиданных выпадов. Взгляды их не перекрещиваются и когда затрагиваются трудные моменты обсуждения, всегда можно направить глаза на неподвижный объект и сосредоточиться на формулировке ответа. 2. Конкурирующе-оборонительная позиция – применяется в острых обсуждениях, спорах, дискуссиях. Собеседники сидят напротив друг друга, что позволяет хорошо обозревать выражения лица, совершаемые жесты, которые могут ежесекундно меняться в зависимости от остроты обсуждаемых вопросов. Барьер в виде стола между ними дает шанс относительной безопасности в случае, если мирное обсуждение вдруг перейдет в фазу размахивания руками и желания схватить противника за грудки. В этом случае положение напротив друг друга помогает не упустить невербальные сигналы собеседника и вовремя на них реагировать. 3. Независимая позиция – говорит о нежелании общаться. Собеседники сидят по разным углам стола, что отрицательно влияет на процесс коммуникации. Если попытаться изменить положение, сесть поближе, другой человек может демонстративно встать и покинуть помещение. Это самая негативная форма общения за столом и форма невербального общения в целом.  4. Позиция направленного сотрудничества – между участниками разговора нет никак их физических барьеров, они сидят рядом. Общение носит доверительно-интимный характер. В такой позиции можно обсудить чуть ли не все вопросы и темы, поскольку собеседники полностью принимают друг друга.

– предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары).

– ольфакторные - связанные с запахом. Если есть необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям, то при общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха. При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения. Следует учитывать, что слишком громкая речь может произвести впечатление навязывания вашего мнения партнеру. Тихая и невнятная речь продемонстрирует неуверенность в деле, а может быть, и в себе, вызовет постоянные переспрашивания и уточнения. Слишком медленная речь натолкнет на мысль, что вы тянете время, а слишком быстрая - что просто «убалтываете» партнера.

Существует ряд неписанных правил поведения человека в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте. Это такие правила: 

  • Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.
  • Не рекомендуется смотреть в упор на других.     
  • Лицо должно быть совершенно беспристрастным — никакого проявления эмоций не разрешается.       
  • Если у вас в руках книга или газеты, вы должны быть полностью погружены в чтение.
  • Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
  • В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой [15, с. 69]. 

 

в) Культура и культурность. Модели культурного человека

С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир значений и мир знаков. Феномены культуры - это любые артефакты (искусственно созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе значение, то есть выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация.

Сказанного достаточно, чтобы сформулировать краткое определение культуры: «Культура - это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью знаковых средств, создающихся людьми».

Вся разумность, рациональность человеческого интеллекта направлена на преобразование жизни, на приведение его в соответствие с биологическими потребностями людей. Если разум и выделил человека из животного мира, то это выделение состоялось в форме безграничной возможности реализовывать свою животность. Каким сделал человека разум в XXI веке? Очевидно одно: в вопросах реализации своих животных инстинктов разум поставил человека вне конкуренции. Ни одно животное не смогла уничтожить такое количество себе подобных. Ни одно животное не в состоянии столь успешно истреблять среду своего существования. Ни одно животное не обеспокоена в такой степени изощренностью своих физиологических отправлений. Гордость человека за свой ум и за построенную им Великую Техническую Цивилизацию превращается в пустой звук, когда тот же разум оказывается не в состоянии ответить на вопрос: «во имя чего все это?».

Животность человека не такая безобидная и невинная, как начальная животность природного существа. Для животного его состояние естественное. Для человека это деградация, подчинение разума животности. Животный мир не знает войн и оружия массового поражения. Животный мир не знает цинизма и пороков. Животный мир не уничтожает себя и условия своего существования. И только человек не может быть нейтральным к разуму и духу: познав добро и зло, он обречен на выбор.

Современный человек находится в дезинтегрированной системе координат, существует между культурой и цивилизацией, поэтому черты «культурного человека» XXI века отражают эту двойственность: толерантность (терпимость), профессионализм, способность к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Американский культуролог Дж. Пассмор считает главным признаком культурного человека - способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние разных культур.

В некотором смысле с безальтернативным культурным нигилизмом мы встречаемся в высказываниях типа: «А еще культурный человек!». Такие замечания, как правило, имеют двойной семантический пласт. Только извне здесь якобы в целом признается ценность человеческой культурности, образованности, воспитанности и якобы выражается удивление тем, что человек, учитывая ее социальное положение, полученное официальное образование или что должна отвечать определенным требованиям, в действительности им не соответствует. Но второй, более глубокий и «настоящий» семантический пласт подобных высказываний имеет в виду другое, а именно - обесценивание культурного уровня, духовной культуры как таковой. Вместо удивления: «А еще культурный человек!» реально имеется в виду: «Вот цена той вашей культуры!». Конечно, даже такой позиции мы можем оценивать как культурный нигилизм с определенной долей условности. Ведь с научной, культурологической точки зрения и эта позиция так или иначе остается в контексте специфически человеческого способа жизнедеятельности – культуре [13, с. 120].

Информация о работе Контрольная работа по «Риторике»