Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю. Существует несколько классификаций, некоторые из них мы и рассмотрим в своей работе.

Оглавление

Введение
1. Чтение драматических произведений
2. Ораторская речь: ее роды и виды
2.1. Ранние классификации красноречия
2.2. Современная классификация красноречия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР Русский язык и культура речи.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

    1. Чтение драматических произведений
    2. Ораторская речь: ее роды и виды
    1. Ранние классификации красноречия
    1. Современная классификация красноречия

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. Силу слова люди осознали еще в древности. С появлением же элементов духовной культуры и демократии в античном мире возникла потребность выступать публично и учиться умению говорить убедительно. Так в Древней Греции возникла соответствующая наука – риторика. Уже в IV веке до н.э. риторика достигла значительной степени развития. Величайшие умы античности и прекрасные ораторы – Сократ, Платон, Демосфен, Аристотель – внесли неоценимый вклад в становление и развитие этой науки. Аристотель, а позднее Цицерон, знаменитый римский оратор, сформулировали высокие этические требования к оратору и произносимой им речи. Залогом успеха оратора является систематическое пополнение им своих знаний и неустанная работа над собой. «Трудности красноречия объясняются тем, что красноречие рождается из очень многих знаний и стараний», – утверждал Цицерон. В настоящее время риторика необходима для всех людей, которым в силу их профессиональной принадлежности приходится говорить.

Риторика делит ораторскую речь на роды и виды. Исследованием этой темы занимались многие ученые, начиная с Аристотеля и Цицерона, заканчивая авторами современных книг по риторике (Мурина Л.А., Ивакина Н.Н., Михальская А.К., Кохтев Н.Н., Хазагеров Г.Г. и др.). Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю. Существует несколько классификаций, некоторые из них мы и рассмотрим в своей работе.

 

1. Чтение драматических произведений

 

В драме, как и в эпосе, наличествует система персонажей, конфликты между  героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Драму и эпос, в отличие  от лирики, роднит объективное изображение  жизни — через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей.

Однако, по сравнению с эпосом, драма  имеет свои особенности. По словам А. М. Горького, «пьеса — драма, комедия  — самая трудная форма литературы,—  трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».

Естественно поэтому, писать сочинение  о драматическом произведении сложнее, чем по роману или повести, так  как в пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях, во взаимосвязях.

Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии.

Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные  элементы драматического действия (в  частности, композиция пьесы подчиняется  раскрытию конфликта). Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения. В классической драме нет широты и многоплановости сюжета, как в эпическом произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в развитии действия и конфликта. В произведениях драматического рода сюжет отличается напряженностью и стремительностью развития, большей обнаженностью конфликта.

Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается  в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.

Диалог в драме — основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). (В прозе диалог сочетается с авторской речью.) В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц.

Формой речевой характеристики персонажей в драме является и монолог — речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. В прозе монолог играет не самую главную роль, зато преобладает в лирике. В драме в монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

Итак, характер и слово в драме  взаимообусловлены, находятся в  единении: в речи выявляется характер, а характер, в свою очередь, накладывает  отпечаток на речь персонажа. Возникает требование строгой индивидуальности речи каждого героя. Эту особенность драмы подчеркивал А. М. Горький в статье «О пьесах»: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным». А значит, драма требует от читателя развитого и всестороннего воображения. Опираясь, в принципе, лишь на драматическую речь (прежде всего диалоги, монологи), читатель должен представить себе место и время действия, внешний облик героев, их манеру говорить и слушать, их движения, жесты, мимику, почувствовать, что скрывается за словами и поступками в душе каждого из персонажей.

В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.

Известный русский лингвист А.Б. Шапиро характеризует их таким образом:

...В устной речи мы делаем  много таких пауз, повышений и  понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, — наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов (ср.: диезы, бемоли, синкопы и т. п.).

Автор цитаты, называя тон, темп, тембр  голоса, имеет в виду интонацию, которая  играет значительную роль в устой речи.

Интонация передает смысловые и  эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой

По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает  ей неповторимый, индивидуальный характер.

Однако этим не исчерпывается назначение интонации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Интонация — сложное явление. Она  включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность  или силу звучания, темп речи и тембр голоса. Что же собой представляют слагаемые интонации?

Но прежде вспомним, что звук как  акустическая единица также заключает  в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности. Высота звука —  количество колебаний голосовых связок. Оно измеряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Сила звука, его интенсивность зависят от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряются в децибелах. Тембр — совокупность основного тона и обертонов. Обертоны (разкочастотные колебания частиц воздуха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объема рта, меняющихся во время артикуляции звуков. Длительность звука определяется количеством времени, необходимого для произнесения звука.

Следует подчеркнуть, что звуки  и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и интонации — единый артикуляционно-акустический процесс.

Проводя эксперименты со своим голосом, следя за его изменениями в  результате специальных упражнений, внимательно прислушиваясь к интонации драматических и оперных актеров, беседуя с мастерами сцены об их работе над голосом, Станиславский пришел к выводу: характер интонации, окраска голоса зависят от звучания как гласных, так и согласных. Он любил повторять фразу: «Гласные — река, согласные — берега». Пение с рыхлыми согласными, по образному выражению Станиславского, уподобляется реке без берегов, превратившейся в разлив с болотом, с топью, в которых вязнут и тонут слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ораторская речь: ее роды и виды

 

2.1. Ранние классификации красноречия

Разнообразие риторики осознавалось еще в Древней Греции, где она  различалась по видам. Основными  из них считались:

  • политическая или совещательная речь;
  • судебная речь;
  • торжественная или эпидектическая речь.

Кроме этого, в ораторском искусстве  выделялось еще надгробное слово, посвященное памяти заслуженной личности, поэтому его произнесение поручалось лишь выдающемуся или хорошо известному оратору. Но, как показывает история древнегреческой риторики, наиболее широкое распространение и общественное влияние имело политическое и судебное красноречие. В нем чаще всего и отличались ораторы. В историю ораторского искусства вошел спор о Золотом венке двух величайших ораторов Древней Греции: Демосфена (ок. 384 – 322 до н.э.) и его политического противника Эсхина (ок. 393 – 318 до н.э.). Как известно, Демосфен без устали призывал своих сограждан к борьбе за свободу и независимость Греции против македонского царя Филиппа, отдал свое состояние на строительство оборонительных сооружений в Афинах. За это один из афинских граждан предложил наградить Демосфена Золотым венком. Эсхин же решил воспользоваться этим случаем, чтобы погубить Демосфена, так как в одном из сражений, к которому призывал Демосфен, греки потерпели поражение. По условиям того времени оба политика должны были выступать перед народом и тот, кому не отдали предпочтение, должен был отправиться в изгнание, отдав имущество городской казне. Центром своей обвинительной речи Эсхин сделал рассказ о проигранной битве, в котором ярко живописал страдания людей. Сердца собравшихся ожесточились против Демосфена, но он меткими вопросами смог изменить настроение толпы, пробудил патриотические чувства граждан и с пафосом закончил свою речь: «Эсхин! Если ты один предвидел будущее, зачем же не открыл его? А если не предвидел, то и ты, подобно нам, виновен только в неведении: почто ж ты обвиняешь меня в том, в чем я тебя не обвиняю? .. Я скажу вам, афиняне: когда бы даже мы все предвидели, когда бы ты сам, Эсхин, который не смел тогда открыть уста, вдруг став прорицателем, вещал нам будущее… и тогда бы мы должны были сделать то, что сделали, имея хоть несколько пред очами и славу предков, и суд потомства… Ибо кому из греков, кому из варваров неизвестно, что Афины во все протекшие века никогда не предпочитали бесчестного мира славным опасностям… во все времена сражались за первенство, за славу. Обвиняя меня за совет, Эсхин обвиняет и вас перед потомками, ибо – зачем следовали… Но нет! Вы невиновны, дерзнув на все опасности за благо, за вольность греков. Клянусь вам тенями предков, павших на полях сражений при Плате, Саламине, Артемизии, клянусь вам сонмом великих граждан, коих прах лежит с миром в общественных монументах. Так! Греция всем им воздает равные почести, равные погребения. Так, Эсхин, всем: ибо все имели равную доблесть, хотя судьба не всем даровала равные успехи!». Победа в споре была за Демосфеном. О силе его ораторского искусства можно судить и по тому факту, что он смог уговорить Эсхина принять от него денежную помощь, чтобы с ней отправиться в изгнание.

Видовое разделение риторики на 3 типа (политическая речь, судебная, торжественная) было чисто эмпирическим, пожалуй, скорее эмоциональным, нежели вполне логически  обоснованным. Даже гениальный Аристотель (384 – 322 до н.э.), древнегреческий философ, автор книги «Риторика», в любом явлении доискивавшийся до самых глубин и узнанное обобщавший в определенных теоретических положениях, в своей книге также не дал глубокой классификации видов красноречия. Он различал не виды, а стили заранее написанной и произносимой (выученной наизусть) речи. Первая, по мнению Аристотеля, точна, но суха, лишена аффектов; а вторая, то есть не написанная, а свободно исполненная речь – наиболее актерская, т.е. творческая. Причем о стиле этой речи Аристотель писал, что бывает два ее вида: «один передает характер, другой – аффекты ...». Автор «Риторики» далее отмечал неуместность сценических приемов при чтении писаной речи, но они пригодны для живой речи. Аристотель не пояснял, что он подразумевал под «сценическими приемами», но можно допустить, что имелись в виду ораторский жест, мимика, интонация голоса. Действительно, как показывает опыт, внешнее, в том числе в какой-то мере изобразительные проявления ораторского состояния (жестикуляция) естественными кажутся именно в развертывающейся речи, а не при чтении заранее написанного текста публичного выступления.

Дифференциацией античного красноречия  занимался также Цицерон (106 – 43 до н.э.), древнеримский философ, оратор, политический деятель. В труде « Об ораторе» он писал, что «существует природа красноречия», и связывал их с типами самих ораторов. Какие же это роды? Прежде всего «ораторы велеречивые с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружие готовые трогать и обращать сердца – и этого они достигали с помощью речи резкой, строгой, суровой, не отделанной и не закругленной, а иные, напротив, – речью гладкой, стройной, и законченной». Другой род «или группа» ораторов, писал Цицерон, это ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи».

Между этими двумя родами (группами) ораторов, утверждал Цицерон, есть еще  один род – «средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому».

Далее Цицерон более подробно говорил  об особенностях каждого из трех родов  ораторов. Он высказывал немало любопытных соображений, помогающих разобраться  в особенностях красноречия, которому он придавал весьма важное значение в  общественной жизни. В частности, не безынтересно, что, по определению Цицерона «наилучший оратор тот, который своим словом научает слушателей и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю». Цицерон считал правомерной «украшательскую» речь, был убежден в том, что «истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих делах величаво, о средних – стилем промежуточным между обоими».

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"