Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю. Существует несколько классификаций, некоторые из них мы и рассмотрим в своей работе.

Оглавление

Введение
1. Чтение драматических произведений
2. Ораторская речь: ее роды и виды
2.1. Ранние классификации красноречия
2.2. Современная классификация красноречия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР Русский язык и культура речи.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Академическое красноречие

Термин «академическое» красноречие  является условным и обозначает

научное красноречие. Строго научное  красноречие отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим  стилем речи и специфической терминологией. Отсюда основные особенности академического красноречия (научный доклад, лекция, выступления на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научный стиль языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступления при защите диплома и диссертации требуют тщательной аргументации, владения искусством полемики.

Судебное красноречие

Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Особенность  судебного красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам.

  • Речь прокурора носит обвинительный характер и содержит четкий вывод в конце (требование определенного наказания).
  • Речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах совершения преступления. Для смягчения вины подзащитного используются психологические способы воздействия на слушателей. Речи выдающихся адвокатов, вошедшие в историю ораторского искусства, отличаются разнообразными приемами, остроумием и находчивостью.

Яркий пример – речь русского адвоката Ф.Н. Плевако (1842 – 1909), защищавшего священника: «Господа присяжные заседатели, дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О  чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который 30 лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?». Присяжные вынесли оправдательный приговор.

Как прокурорская, как и адвокатская  речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть не только карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудия определяет характер судебного красноречия. Отметим, прежде всего, что в нем состязательный момент между прокурором и адвокатом является совершенно необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель которых на суде – установление конкретной истины и достижение вполне юридически обоснованного и поэтому справедливого приговора. Бывают и отклонения от этих, законом установленных, принципов и норм. Нередко как прокурор, так и адвокат стремятся создать себе славу. Делается это с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в суде адресованы к судьбе определенного индивидуума, ставшего объектом юридически-правовой и судебно-процессуальной характеристики и оценки. Но эти же речи прямым образом обращены не только к судьям, но и к совести и сознанию общественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют и профилактический характер. Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга. Прокурору, или, как писал А. Ф. Кони, публично говорящему судье, всегда легче. Он – обвинитель, выступающий от имени государства и народа. Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого, его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания. Прокурорская речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта и предельной объективности. Об этом такте, корректности, исчерпывающей продуманности формулировок в обвинительной речи обстоятельно и мотивированно говорил в своей работе «Задачи обвинения» А.Ф. Кони. Он писал об огромной моральной и, разумеется, юридической ответственности прокурора, выступающего на процессе, о том, что прокурор облечен большими правами и доверием и поэтому обязан умело пользоваться ими, речь должна быть образом объективности. В прокурорской речи неуместны не только издевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор. А.Ф. Кони в своих речах являл образец предельной объективности, деловитости, честности и ответственности. Достаточно познакомиться хотя бы с такими его речами, как «По делу об утоплении крестьянки Емельяновой с ее мужем» или «По делу о Станиславе и Эмиле Янеенах...», чтобы убедиться в верности высоких оценок прокурорского речевого стиля А.Ф. Кони.

  • Общественно- защитительные речи. По своему существу они принципиально не отличаются от прокурорской обвинительной и адвокатской защитительной речей. Как общественный обвинитель, так и защитник не только оперируют параграфами кодексов, но и обращаются к морально-нравственным принципам и нормам общества, добиваясь справедливого приговора суда.
  • Самозащитительная речь, или допускаемая законом речь подзащитного – третий основной вид судебного красноречия. Хотя она по сути примыкает к адвокатской речи, но ведется в иной форме и в более трудных условиях. На некоторых политических процессах самозащитительная речь становится обвинительной. Владение ораторским искусством, мужество и самообладание спасли жизнь болгарскому коммунисту Георгию Димитрову в деле о поджоге рейхстага. Были сняты обвинения и с его товарищей.

Социально-бытовое красноречие

Социально-бытовое красноречие  – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира вместе с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.

  • Юбилейная, или похвальная, речь бывает двух подвидов: посвященная какой-либо знаменательной дате, юбилею предприятия или организации и речь, произносимая в честь отдельной заслуженной перед обществом личности. И та и другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает, правда, что юбилейная речь, посвященная празднику организации, в особенности коммерческой, носит и чисто деловой характер. Иное дело – выступление, посвященное отдельной личности, например, в связи с ее 70-летием со дня рождения и 50-летием научной, художественной или другой деятельности. Такие, как правило, короткие речи, произносимые в полуторжественной и дружеской атмосфере, неизменно похвального характера. Они выражают уважение и почет юбиляру, исполнены добрых чувств и хороших пожеланий ему, В таких речах главным достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Они нередко сочетаются с чтением адресов, дружеских коллективных писем и даже специально написанных стихов. Особенно хорошо воспринимаются речи экспромтные, импровизированные. И, наоборот, вызывают чувство досады юбилейные речи, заранее написанные или выученные. Хорошо, если юбилейное слово, произносимое в адрес заслуженного деятеля искусств, сопровождается шуточными импровизациями, инсценированными (в костюмах и даже декорациях) коллективными выступлениями артистов, сольным пением, а порою и балетным номером. В них красноречие органически сочетается с разными видами искусства, становясь частью художественного представления.
  • Застольная речь – тост также делится на два подвида. Это слово, произносимое на официальных, в особенности дипломатических, приемах. Исполненная известной приподнятости, а нередко и дружеских чувств, такая речь носит деловой и политический характер и редко отличается от социально- политического красноречия. Иное дело тост – часть фольклора, многовековое народное творение. В нем вполне допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках, уместны славословия, но тосту противопоказана какая бы то ни было критическая нота. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов во всем неизменно определяют интонацию такой застольной речи, являются ее атрибутом. Опытный тамада – мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда, о ком и как сказать. Его слово может быть подхвачено и продолжено другими.
  • Надгробная, или поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни, всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорится в народе, принято «добром поминать». В старину у многих народов существовал обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь. Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речи об усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений. Такие речи обязательно произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след б общественной жизни, в науке, технике, искусстве своим трудолюбием и талантом. Слово, сказанное над гробом гениального человека, причем сказанное его верным другом, – факт сам по себе значительный, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие на его слушателей и даже читателей. Причем сила эмоционального воздействия публичного слова нередко определяется как его объектом и конкретной ситуацией, так и тем, кто и как говорит.

Богословско-церковное  красноречие

Богословско-церковное красноречие  также одно из древних, имеющее немалый  опыт воздействия на массы. Особенность церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

В качестве примера приведем отрывок  из проповеди протоиерея Александра Меня «О вечном и временном»: «Древний мудрец говорил: нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому что вода бежит и через секунду это уже не та вода, а следующий поток. Так же и время, которое бежит непрерывно. Час с чем-то назад мы собрались с вами здесь помолиться, а сейчас мы уже ближе к концу своей жизни на час. Нельзя остановить время – оно все уносит. А Господь из вечности протягивает нам руку, чтобы мы в этом потоке жизни не потерялись, не захлебнулись, чтобы мы имели Его силу, Его благодать и любовь. Но от нас зависит, сумеем ли мы этой помощью воспользоваться, потому что кораблик нашей жизни быстро пролетает мимо берегов, и вот уже пристань прекрасная, и мы задумываемся: пристать, не пристать, но пока мы думали, она пронеслась».

  • Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке». Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнее любопытство» всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковная проповедь построена прежде всего на том, что все в мире «в руке божьей». Заранее продуманная, рассчитанная на эмоциональное возбуждение прихожан церковная проповедь читается по ходу богослужения. Прерывается действие, замолкает орган, прекращается хоровое пение и другие ритуалы, и на амвоне появляется духовное лицо, начиная свое слово. Естественно, что церковному проповеднику свойственно обращение по преимуществу к обыденному сознанию людей, точнее, массы верующих, паствы. Не отрицая земных радостей и ратуя за мир на земле, богословская риторика одновременно напоминает о «небесах», обращая к ним взоры верующих.
  • Обратимся к такому виду богословского красноречия, как преподавание в духовных семинариях и академиях, как речь на соборах, посвященных различным теологическим проблемам, толкованию тех или иных канонов, апостольских посланий и т. д. В них можно усмотреть и правила формальной логики, и чувство звучащего слова, и элементы ораторского искусства в духе современности. Но теперь все это не замкнуто в церковной системе и фактически доступно широким слоям общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общение для человека — среда  его обитания. Без общения, как  без воздуха, человек не может  существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Несколько лет тому назад в одной  из молодежных газет появилась статья с заглавием «Поговори со мной». В этом призыве слышится такое одиночество, такое желание кому-то рассказать о самом сокровенном, наболевшем, встретить сочувствие, услышать совет, получить поддержку. Как мы иногда нуждаемся в понимании, сопереживании, в общении!

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:

Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Агеносов В.Литература ХХ века. – М., Дрофа, 2004.
    2. Активные формы преподавания литературы под ред. Р.И.Альбетковой, М,1991.
    3. Артемова С.Ю., Миловидов В.А. Внутренняя мера жанра//Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/- М.: Издательство Кулагиной; Intrada , 2008.
    4. Бентли Э. Жизнь драмы. - М., Искусство. 1978.
    5. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.
    6. Гегель Г. Эстетика в 4-х томах – М., Искусство, 1969.
    7. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. - М, 1974.
    8. Как-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы.- М., 1998.



Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"