Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю. Существует несколько классификаций, некоторые из них мы и рассмотрим в своей работе.

Оглавление

Введение
1. Чтение драматических произведений
2. Ораторская речь: ее роды и виды
2.1. Ранние классификации красноречия
2.2. Современная классификация красноречия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР Русский язык и культура речи.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Иначе говоря, Цицерон требовал соответствия формы (стиля, как он писал) и предмета, а значит, содержания – ораторской речи. И это положение, как это очевидно для непредубежденного человека, не противоречит научному подходу к сущности красноречия.

Однако цицероновская классификация ораторского искусства идеалистична, так как в ней фактически игнорируется предмет красноречия. Согласно цицероновской концепции, не предмет и тема публичной речи определяют ее характер, ее видовую особенность, а сама манера (стиль) этой речи играет решающую роль для ее предмета. Кроме того, Цицерон исходил не из объективно сложившихся форм и приемов риторики, а из личности оратора.

Какова личность оратора? Яркая, темпераментная, талантливая или малоодаренная, замкнутая? Эрудированная или дилетантская? Разумеется, успех любого публичного выступления определяется знаниями, талантом и мастерством оратора. Но в одном стиле он будет говорить, выступая с лекцией, например, о конституционном устройстве государства, в другом – в судебной речи или «надгробном слове», если иметь в виду наиболее распространенные виды красноречия цицероновских времен. Тема и назначение, форма и даже состав аудитории, а они – факты объективного характера – обязывали оратора не только в ту пору, но и намного раньше выступать по-разному, действовать в духе каждого вида красноречия. Талантливость и мастерство, между прочим, сказывались в том, что говорящий продумывал и затем произносил свою речь, во-первых, строго исходя из предмета: характера, объема, конкретного содержания и направленности темы; во-вторых, также строго учитывал состав аудитории, целевое назначение собрания, на котором он, оратор, держал речь.

Стоит также отметить неточность цицероновского толкования категории «рода» красноречия. То, что он подразумевал под ним, на самом деле относится к «видам» риторики, в совокупности своей составлявших род, то есть определенный класс искусства в риторики. Любопытно также, что в цицероновской, как и вообще в античной классификации ораторского искусства, не фигурирует «диалог», достигший высокой культуры в древнегреческих академиях, одним из первых мастеров которого показал себя Сократ (469 – 399 до н.э.), знаменитый философ и оратор Древней Греции.

 

2.2 Современная классификация красноречия

Ораторское искусство уже в  античности не было однородным. Красноречие стало еще более многообразным в XX столетии и продолжает дифференцироваться в наше время. Есть еще один особенно существенный аргумент в пользу классификации красноречия. Это – необходимость лучшего понимания ораторского искусства, а значит, дальнейшего его совершенствования. То обстоятельство, что любой вид красноречия есть частное по отношению к общему, то есть ораторскому искусству, вместе с тем вид красноречия действует в своей сфере как общее, поэтому нам необходимо знать его.

Ораторская речь должна быть определенной не только по своей теме, конкретному содержанию, но и способу изложения, по тому, как она исполняется, по степени эмоциональности и даже по составу и характеру терминологии. Иначе говоря, те формы и средства освещения темы, которые уместны при изложении, например, отчетного доклада на заседании Думы или профсоюзном собрании, неприемлемы для вузовской лекции; или же стиль чисто агитационной речи был бы вовсе не уместен на научной конференции, посвященной проблемам предмета философии, методологии науки, принципам и основам генерального планирования экономического развития страны, сущности и целям научно-технической революции и других не менее сложных тем. Отсюда следует, что мастерство в красноречии – это овладение спецификой каждого рода и вида ораторского искусства, тем более знание его предмета.

По каким же научным принципам  мы должны классифицировать красноречие? Думается, что верное толкование причин многообразия ораторского искусства  поможет определить сами эти принципы (методологию) его разделения. Речь в данном случае должна идти о диалектическом достоинстве объективных и субъективных факторов развития красноречия. Оно, как уже было сказано, возникло из

необходимости публичного продумывания каких-то явлений и проблем, разбора и решения вопросов, имевших общественное значение. Такова объективная основа зарождения и прогресса красноречия. Но вопросы, которые становились предметом публичного выступления, никогда не были однородными, не отражали тождественных, а тем более, равнозначных по существу и характеру явлений действительности. В одних случаях они отражали остро назревшие политические явления жизни, в других – касались быта или нравственности, в третьих – были предметом судебного разбирательства и т.д. В одних случаях публичная речь была предварением определенных решений и затем практических действий, а в других – носила познавательный характер и имела сугубо теоретическое, прогнозирующее и даже гипотетическое значение. Сама действительность – то решающее обстоятельство, которое дает основание утверждать: в красноречии не может быть одинакового отношения к явлениям мира.

Перейдем к самой классификации  ораторского искусства. Начнем с  самих терминов «ораторское искусство» и «красноречие». Первый из них –  античного происхождения и означает публичную речь, то есть слово, обращенное к массе людей. В античные времена не любой публично выступавший с речью заслуживал титула «оратора». Что же касается второго термина – «красноречие» (или «краснословие»), – то он чисто русского происхождения и означает говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно (см. «Толковый словарь» Вл. Даля). М.В. Ломоносов (1711 – 1765) писал, что риторика – это искусство обо всем «говорить красно». Пользуясь терминами «ораторское искусство» и «красноречие», мы подразумеваем одно и то же: они – синонимы. Между тем А.Ф. Кони (1844 – 1927), знаменитый русский юрист и судебный оратор, проводил определенную грань между ними. Он писал, что под красноречием надо «разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений». Что же касается ораторского искусства, то оно, как считал А.Ф. Кони, есть умение говорить грамотно, убедительно. Ораторству можно учиться, а красноречие – природное дарование, развиваемое трудом, – таково убеждение этого блестящего практика и теоретика красноречия.

Не вдаваясь пока в разбор взаимосвязи  приобретаемых знаний и природного дара в искусстве публичного слова, мы хотим сказать, что «ораторство» и «красноречие» означают сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Переходя к родовой и видовой  классификации рассматриваемой  общественной практики, попробуем представить  ее схематически или в виде таблицы.

Род красноречия

Вид красноречия

I. Социально-политическое красноречие

Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде); доклад на социально-политические и политико-экономические темы; политическая речь; дипломатическая речь; военно-патриотическая речь; политическое обозрение; митинговая речь; агитаторская речь.

II. Академическое красноречие

Научный доклад, вузовская лекция, научный обзор, научное сообщение  или информация.

III. Судебное красноречие

Прокурорская или обвинительная  речь; адвокатская или защитительная  речь; общественно-защитительная речь; самозащитительная речь обвиняемого.

IV. Социально-бытовое красноречие

Юбилейная или похвальная речь; застольная речь – тост; надгробное слово или  поминальная речь.

V. Богословско-церковное красноречие

Проповедь; речь на соборе.


Порядковая последовательность здесь  аргументируется той ролью, которую перечисленные роды и виды красноречия играют в общественной жизни. Как видно из этой таблицы, род в ораторском искусстве – это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Причем, в первых двух родах красноречия их предметы (тематика) не всегда поддаются четкой разделительной характеристике. Предмет судебного красноречия, как правило, отличается от тематики, а тем более от ближайшей цели первых двух родов ораторского искусства. Это же нужно с еще большей определенностью сказать о предмете – тематике и проблематике, а также о ближайших целях социально-бытового и особенно богословско-церковного красноречия. Что же касается форм, в которых воплощаются роды, а в них – соответствующие виды (жанры) красноречия, то при том общем, в чем они сходятся между собой, в каждом виде ораторского искусства они проявляются с достаточной определенностью. Каковы же особенности видов ораторского искусства в пределах каждого его рода? Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.

Социально-политическое красноречие

Отличительная черта социально-политического  красноречия – общественно значимые темы, обращение к аудитории в целом.

  • Доклад отчетный – речь, в которой официальное лицо отчитывается перед уполномоченным собранием о проделанной работе, анализирует и оценивает ее результаты. Особенность отчетного доклада (на съезде, собрании, конференции) – информационная насыщенность, официальный характер. Доклад готовит коллектив специалистов, его, как правило, зачитывают. Доклад является публичным выступлением на экономические, социально- политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы и на темы научно-технического прогресса. В таком выступлении ставятся и решаются назревшие задачи в той или иной области жизни и нередко преследуются практические цели и задачи. Поэтому доклад содержит рекомендации, подсказывает решение более или менее определенно сформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию. Такое выступление носит официальный характер. В нем меньше всего агитации и даже пропаганды. В таком докладе одновременно говорится о предстоящей деятельности и соответственно формулируются новые задачи. Его содержание не только обсуждается, но и может корректироваться в каких-то частях, одобряется и нередко принимается как программа к действию. Отчетный доклад – не индивидуальное, а коллективное творчество, представляемое в виде читаемого текста. В таком докладе, как правило, не бывает экспромтов или импровизаций, вполне правомерных и уместных, а порою необходимых в других видах красноречия. Доклад отличается продуманностью и строгой аргументированностью всех его разделов и положений, предельной деловитостью (практической направленностью), ясностью выводов и обоснованностью рекомендаций, а также содержащихся в нем призывов.
  • Политическая речь имеет программный характер, она несет отпечаток личности, ее произносящей. Политическим речам руководителей государства придается большое значение, так как в них порой определяется политика страны на годы. Парламентское выступление – один из сложных жанров ораторского искусства. Оно обычно непродолжительно и требует от оратора умения четко и ясно выразить и обосновать свое мнение по конкретному вопросу.

Приведем пример публичного выступления  – речь Уинстона Черчиля (Палата общин, 13 мая 1940г.), премьер – министра Великобритании: «Я заявляю палате, как уже заявил министрам, вошедшим в состав правительства, что могу предложить кровь, труд, слезы и пот. Нам предстоят самые горестные испытания. Перед нами долгие, долгие месяцы борьбы и страданий. Вы спросите – в чем наша политика? Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе, войну со всей нашей мощью, со всей силой, дарованной богом; начать войну против ужасной тирании, невиданных даже в самых темных, самых прискорбных списках человеческих преступлений. Такова наша политика. Вы спросите – какова наша цель? Могу ответить одним словом: победа. Победа любой ценой, победа, невзирая на все ужасы, победа, каким бы долгим и тяжелым не был путь к ней, ибо без победы мы погибнем. Представим это себе с предельной ясностью. Не станет существовать Британская империя, погибнет все, что она отстаивала, исчезнут и вековые импульсы, толкающие человечество вперед к его цели.

Я принимаю возложенные на меня обязанности, преисполненный бодрости и надежды. Я верю, что люди не допустят, чтобы  наше дело постигла неудача. Я чувствую себя в праве в данном положении, в данное время потребовать содействия и сказать: «Так идите же, вместе пойдем вперед, объединив наши силы».

  • Известен еще один жанр социально-политической речи – слово по текущим, нередко повседневным, вопросам. Оно произносится при обсуждении какого- либо вопроса в прениях. Ограниченная, как правило, 5–10 минутами, такая речь предельно сжата по объему изложения, но конкретна и деловита. Описания в таком выступлении, как правило, исключены. Полемичность или критическая направленность – характерные ее особенности. Она не имеет самостоятельного значения, понятна лишь в связи с обсуждаемым вопросом. Но и в таком кратком слове опытный оратор блеснет и глубиной мысли, и остроумием, и выразительностью своей речи.
  • Дипломатическая речь – сугубо официальное выступление лица, представляющего то или иное государство.
  • Политическое обозрение – публичное выступление, в котором освещаются и кратко оцениваются главным образом текущие социально-политические события. Такое выступление носит информационно-комментаторский характер.
  • Речь митинговая носит остро-политический характер и посвящена всегда общественно значимой теме. Речь на митинге удается лишь энергичным, эмоциональным ораторам, хорошо владеющим словом. Здесь не нужно обосновывать свои мысли: аудитория ждет злободневных высказываний, ярких плакатных фраз, умения заразить пафосом и воодушевлением.
  • Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед решающим сражением. Разумеется, в сфере военного искусства используются разнообразные виды красноречия. Но по своей форме, жанровым особенностям они не отличаются существенно от социально-политического и академического красноречия. Предельно краткая речь носит призывный патриотический характер, сурова по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывному интонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках, военно-патриотическая речь — это не только призыв к подвигу и геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, если произносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимся популярностью.

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"