Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности создания образов героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа». В работе собран и систематизирован материал относительно средств создания образов героев художественного произведения, а также был проведен анализ особенностей создания образов главных героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»

Оглавление

Введение
Теоретическая часть (раскрывающая цели и задачи, предоставляется теоретический материал на исследуемую проблематику)
Практическая часть (проведена характеристика главных героев романа Д. Лоджа «Хорошая работа», сделан перевод отрывков оригинального текста романа Д. Лоджа «Хорошая работа» с английского языка на русский)
Переводческий комментарий
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

Целостность художественного произведения зависит не в последнюю очередь от объединения отдельных деталей описания персонажа в завершенный художественный образ, связанный с общей авторской идеей и опирающийся на ассоциативные связи и индивидуальный опыт читателя.

Художественный образ персонажа в своем развитии играет существенную роль для сюжетодвижения литературного произведения, испытывая в свою очередь изменения, связанные с сюжетными ситуациями. Описания персонажей в художественном тексте определяются, как правило, потребностью сюжета и связаны композиционно с описанием художественного действия.

 

ГЛАВА 2

Реализация средств  создания образов героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа»

 

    1. Особенности характеристики главных героев в романе Д.Лоджа «Хорошая работа»

 

«Хорошая работа» (Nice Work, 1988) – одна из книг, входящих в «Академическую трилогию»1 Дэвида Лоджа (род. в 1935 году), профессора филологии Бирмингемского университета, известного исследователя английской литературы ХХ века, признанного теоретика постмодернизма [50].

Д. Лодж, член Королевского общества литературы, начал свою писательскую карьеру в 1960 г. и с тех пор пребывает на высокой волне популярности. Почти три десятка лет он посвятил преподаванию английской литературы в Бирмингемском университете. Аккуратно вплетая в академическую тему комические коллизии, Д. Лодж представляет нам своих героев – университетских преподавателей, слушателей, описывает университетские отношения, быт [51].

Это, пожалуй, самый модный писатель современной Великобритании. Его упоминают каждый раз, когда говорят о постмодернистском романе, причем очень хорошем. Как известно, не каждое произведение этого направления можно читать с удовольствием, но вот книги Лоджа в этом смысле «никогда не огорчат. Они отлично написаны, изящны, остроумны, в меру сентиментальны и познавательны» [52]. Имея репутацию интеллектуала, пишет он о таких же интеллектуалах [53]

В «Хорошей работе» главная героиня, преподавательница университета в вымышленном г. Раммидже Робин Пенроуз, читает лекции о викторианском промышленном романе. Вдруг из своего узкого филологического мирка, крепко стянутого постмодернизмом и постфеминизмом, молодая привлекательная женщина, отправляется на крупный завод. В честь Года промышленности правительство решило, что университетские преподаватели в течение недели будут посещать промышленные предприятия. И не просто так. «Посетитель становится «тенью» руководителя предприятия, то есть в течение недели следует за ним по пятам, знакомится с его работой» [50]. Именно такой тенью становится Робин. Она, словно, попадает в промышленный роман наяву. Оказывается, что помимо университета в Раммидже есть и фабрики. Одной из них руководит крепкий хозяйственник Вик Уилкокс, обменяться опытом, с которым по старой доброй социалистической традиции и направляют преподавателя Робин Пенроуз. «Два мира неожиданно узнают о существовании друг друга. Вик никогда не читал Теннисона, а Робин не видела гудящего цеха, обвешанного календарями с обнаженными женскими телами (ярая феминистка чуть не производит промышленную революцию, требуя оголить цеховые стены)» [54]. Оба «до хрипоты спорят о тэтчеровской политике» [53] и о безработице. Через некоторое время Вик наизусть цитировал теннисоновские стихи, а Робин несколько умерила свой максималистский пыл. Их представление о жизни и о себе «сильно изменяется, а несоответствие характеров и мировоззрения героев создает довольно много забавных ситуаций в романе. Вик влюбляется в Робин и теряет работу, а Робин, напротив, получает отличные условия для продолжения своих научных штудий» [53].

Как отмечалось в теоретической  главе, центральным объектом изображения  в литературном произведении является человек, а все описываемые в  тексте события и ситуации есть средство его всестороннего показа. Свой взгляд на сущность человеческих характеров и закономерности их взаимоотношений автор художественного произведения развивает в системе создаваемых им образов действующих лиц. Каждому художественному образу внутренне присущ синтез художественного обобщения и конкретной, неповторимой индивидуализации в свете эстетического идеала художника.

В романе «Хорошая работа»  Дэвида Лоджа возникает конфликт ценностей, принятых в академических  и деловых кругах общества. В центре повествования — исполнительный директор инженерной фирмы «Принглз и Санз» и молодая преподавательница университета, которой предстоит исследовать специфику его работы. Очевидно, что сюжет изобилует комичными ситуациями, но, тем не менее, Д. Лодж начинает с того, что буквально обрушивает на читателя эпизоды, демонстрирующие силу классовых различий, безошибочно узнаваемых английскими читателями и не всегда понятных иностранцу.

Молодая преподавательница  довольствуется в университете временной  должностью. Платят ей мало, но это не мешает ей любить свой небольшой и  плохо отапливаемый домик, заваленный книгами, и видавшую виды мебель. Она щеголяет в модных ботинках и носит потертую кожаную сумку, которую ни на что не променяет. Порой она позволяет себе достаточно дорогое однодневное путешествие, но только потому, что это — нечастая радость. Тем не менее, она никогда не согласится изменить свой образ жизни или работу так, чтобы иметь возможность постоянно наслаждаться подобной роскошью.

Работа исполнительного  директора инженерной компании хорошо оплачивается, что дает герою возможность  тратить деньги на покупку нового дома, обставленного новой мебелью и оборудованного новой техникой, потому что эти вещи являются ценными с точки зрения его семьи и окружения.

 

      1.   Образ Вика Вилкокса

 

Как уже было указано  в теоретической части, создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение.

Лодж прибегает к  портрету, который не представляет персонажа читателю как своеобразная характеристика, а, скорее, помогает проникнуть в его жизнь, в мир его чувств. Это преимущественно осуществляется в виде кратких зарисовок и не занимает какого-то определенного места в повествовании, возникая по мере художественной необходимости.

Обычно именно с портрета начинается знакомство читателя с персонажем. Внешность героя может многое нам сказать о нем. Это самый  простой и прямой способ познакомить  читателя с героем, ввести его в  курс дела. Но Дэвид Лодж выбрал другой путь – главных героев романа «Хорошая работа» мы впервые узнаем с другой стороны. Читателю предоставляется возможность узнать Робин и Вика изнутри, прочувствовать, как они живут, чем интересуются и о чем переживают, каждый день, каждую минуту. Не просто в определенные моменты жизни, а каждый день. Книга начинается с описания обычного буднего утра Вика, ничего особенного, все как всегда, обычное утро, такое же, как вчера, и такое же будет завтра: «Понедельник, 13 января 1986 года. Темно. Виктор Вилкокс лежит в своей кровати с открытыми глазами и ждет, когда сработает будильник <…> Так теперь повторяется изо дня в день: он лежит в темноте с открытыми глазами, переживая, ждет, когда зазвонит будильник»1 [46, с.13]2.

Главный интерес к  человеку в литературе сосредоточен не на его внешнем облике, а на особенностях его внутреннего мира. И именно на этом делал акцент Д. Лодж, создавая своих главных героев в данном произведении. Хотя портрету в произведении тоже отведено свое место. Портрет в произведении присутствует, но эпизодично, вкраплениями маленьких описаний отдельных черт, основной же портрет персонажей у читателя вырисовывается именно косвенно.

Внешность Вика описывается  как его же глазами: «Вик <…> поднимает свой взор на зеркало: темно-коричневые глаза смотрят на него. <…> Он <…> вглядывается в бледное лицо, скрытое темно-коричневыми локонами с проседью. Две вертикальные морщины между бровями, как прищепка, удерживающая нос на месте, правильной формы губы,  квадратный подбородок»2 [46, с.16], так и в момент их знакомства с Робин, когда ее глазами передается читателю впечатление о внешнем виде промышленного менеджера. Часто портрет дается через восприятие другого персонажа, как его впечатление, что своеобразно расширяет функции портрета в произведении, поскольку характеризует одновременно и того, кто производит впечатление, и того, чье впечатление озвучивается. «Коренаст и крепок, похож на коротконогого терьера. Бледное вытянутое лицо с двумя вертикальными морщинами на лбу и прядь темных прямых волос, спадающих на лоб», женщина сразу установила, что «он явно никогда не пользовался услугами профессионального парикмахера». Кроме того, «на нем не было пиджака, а рубашка совсем не смотрелась. Манжеты свисали с запястий, будто у школьника, которому купили рубашку «на вырост»»3 [46, с.108]. Он не выглядит как типичный начальник, он слишком прост, одежда его говорит о том, что это для него не столь важно. И Робин сразу же отмечает для себя это несоответствие внешнего вида и занимаемого поста: «Он был ниже и проще, чем она ожидала. Управляющий директор, по ее представлению, должен был быть более представительным, важным, крупным, с большими пышными красными щеками и седыми волосами. Округленные формы в дорогом, сшитом на заказ костюме с золотыми пуговицами и запонками и сигара в аккуратных, тщательно наманикюренных пальцах»³ [46, с.108]. Он не уделяет своему виду много внимания, очевидно полагая, что для руководителя главное не хорошо выглядеть, а хорошо управлять. Отсутствие вкуса, усугубленное явным невниманием жены к внешнему виду мужа привели к такой небрежности в одежде. Но очевидно, что для него это просто не столь важно, он не щеголь, внешний вид для него не является первоочередным фактором. Но можно также с уверенностью отметить, что и жена не очень-то следит за ним, вероятно, у них складываются не очень хорошие отношения в последнее время. Благодаря прямому портрету у читателя есть возможность представить себе воочию, как выглядит Вик.

Его небрежность и  безразличие к выбору одежды также  подтверждают слова: «В его гардеробе шесть деловых костюмов, которые он меняет в соответствии с днем недели. Раньше ему казалось, что пяти достаточно, но после того, как Реймонд [сын] сострил, отметив, что сегодня вероятно четверг, если на папе его темно-серый шерстяной костюм, Вик приобрел еще один. Сегодня на очереди темно-синий костюм со  светлой полоской. Он выбирает галстук с темно-красными, синими и серыми полосками по диагонали»4 [46, с.25]. Вику все равно, сколько у него костюмов в шкафу. В бизнес кругу принято носить каждый день недели новый костюм, поэтому он, можно сказать, вынужден был иметь пять костюмов, раз уж в неделе пять дней. И все бы хорошо, но быть высмеянным собственным сыном тоже не очень приятно, как бы безразлично Вик не относился к количеству костюмов в своем шкафу. Поэтому одного-единственного замечания ему было достаточно для того, чтобы приобрести еще один костюм и предотвратить последующие саркастические замечания сына. Он не хочет выглядеть смешно в глазах других, для него важно, чтобы его уважали.

Небрежность и безразличие, к себе, к окружающим, к своей жизни прослеживаются не только в портрете, но и в поведении Вика Вилкокса. «Понедельник, 13 января 1986 года. Темно. Виктор Вилкокс лежит в своей кровати с открытыми глазами и ждет, когда сработает будильник, который он навел на 6.45. Но сколько ему придется ждать – не известно. В общем-то, ничего сложного – нужно лишь протянуть руку, взять будильник, поднести его поближе и включить подсветку дисплея. Но ему и так хорошо. Который же сейчас час? Шесть? Или даже пять утра? Должно быть, пять. Сколько бы ни было, он уже не сможет заснуть. Так теперь повторяется изо дня в день: он лежит в темноте с открытыми глазами, переживая, ждет, когда зазвонит будильник»¹ [46, с.13]. Так начинается каждый день Вика, обыденно, предсказуемо… Он пытается думать о приятном, но не находит о чем. Вик сам загнал себя в угол, из которого сам теперь не знает, как выбраться. Он загнан и запуган, все так просто и обыденно, но в то же время на нем лежит столько ответственности, фабрика, семья. Он лежит, не может заснуть и «беспокойство охватывает его подобно вражеским космическим кораблям из одной из видео игр Гари [сын Вика]. Он вздрагивает от боли, увертывается, беспощадно отбрасывает его, моментально принимая решения, но поток не иссякает: счета Avco, Роулинсона, цены на чугун, стоимость фунта стерлинга, конкуренция с Фаундрекс, некомпетентность его директора по продажам, постоянные поломки боулеров, вандализм в туалетах завода, давление со стороны непосредственного начальства, счета за прошедший месяц, квартальный прогноз, годовой отчет и так до бесконечности»¹ [46, с.13]. Столько проблем, что он в ужасе не знает, за что хвататься, как справиться со всем наплывом.

 В погоне за успехом  Вик сам загнал себя в ловушку  и теперь ежедневно тщетно  пытается из нее выбраться. И нет ему спасения ни на работе, ни дома: «Пытаясь избежать этой атаки и, возможно, даже немного отдохнуть, он повернулся к лежащей рядом жене, обняв ее пышные формы»¹ [46, с.13]. Вик подсознательно ищет спасения и поддержки у жены, но «она вздрогнула, испугавшись спросонок, и, все еще прибывая под действием валиума, Марджори повернулась лицом к мужу. Столкнувшись с ним носом, она отпрянула от него. Неловкая  абсурдная пантомима сопротивления. Марджори сгруппировалась, как профессиональный боксер, простонала и отстранилась от мужа»¹ [46, с.13]. И здесь встречает Вик безразличие и непонимание.

С женой у них уже  тоже давно посредственные отношения. Как жена она больше не представляет для него особого интереса, и дело даже не в нем, просто она перестала за собой также следить, хотя на самом деле, она просто стала стареть: «какой-то предмет соскользнул с ее стороны кровати и глухо упал на пол. Вик знал, что это: книга под названием «Наслаждайся менопаузой», которую ей дала почитать одна подруга из клуба по снижению веса»¹ [46, с.13]. Все эти моменты лишь напоминают мужчине о том, что жизнь идет на спад и что нового и интересного уже ничего не будет. «На протяжении последних двух недель она [Марджори] читала эту книгу перед сном, не выражая особого осуждения и засыпая с ней в руках. Все это время последним привычным действием для Вика перед тем, как заснуть, являлось забрать книгу из рук заснувшей Марджори, накрыть ее одеялом и выключить ночник. Но вчера вечером он, должно быть, забыл это сделать или, возможно, «Наслаждайся менопаузой» просто запряталась под одеялом, и он ее не заметил»¹ [46, с.13]. Привычные действия изо дня в день ожидают его и «вовсе неизвестно, сколько он так еще продержится»² [46, с.16].

«Вик нахмуренно посмотрел в зеркало, висящее над раковиной, а в голове крутились мысли о счетах за предыдущий месяц, планы на квартал, годовой отчет... Он набирает горячую воду в миску темно-фиолетового цвета, намазывает лицо пеной для бритья из аэрозольной бутылки и начинает сбривать щетину со щек и подбородка»² [46, с.16]. Спокойные, размеренные движения только подтверждают мысль о том, что Вик рутинно и привычно день изо дня проживает свои будни.

Отношения с детьми у  него тоже складываются весьма посредственные. У читателя складывается такое впечатление, что каждый в этой семье живет своей жизнью, и никто особо не знает и не интересуется тем, что происходит в жизни и в душе других. Его дети отличаются от него, как ему кажется. Ему не нравилось, что старший сын пользуется лезвиями не Британского производства, а «предпочитает одноразовые пластмассовые бритвы, произведенные во Франции», и «этот вопрос был не единственным камнем преткновения между отцом и сыном, увы, нет. Главная причина разногласий между ними скрывается в том, что они достаточно редко видятся. Реймонд, как правило, еще спит, когда Вик уезжает на работу, а когда отец возвращается с работы, сына дома уже нет»² [46, с.16]. У Вика трое детей, с его дочерью у него вообще как будто нет контакта и когда он о ней думает, у читателя складывается впечатление, что он говорит об абсолютно чужой, безразличной ему девушке: «Все, о чем она думает – это шмотки, обувь и прически»² [46, с.16]. Складывается впечатление, что он вообще не высокого мнения о своих детях, их жизнью он не интересуется и обо всех новостях узнает от жены.

Информация о работе Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»